Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств.
Цель изобретения - повышение долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижение динамических нагрузок при переключении передач.
На фиг. 1 представлена гидропневматическая схема системы управления, гидромеханической трансмиссией; на фиг. 2 - конструктивная схема клапана опорожнения, размеш,енного в корпусе насосного колеса гидротрансформатора.
Система содержит источник давления рабочей жидкости - насос 1, подключенный напорной магистралью 2 к распределителю 3 системы управления фрикционами передач, имеющему выходы, сообш,енные гидролиниями 4 и 5 с бустерами 6 и 7 фрикционов 8 и 9 передач и сливной гидролинией 10 - с резервуаром 11. К напорной магистрали 2 подключен гидролинией 12 подпитки вход гидротрансформатора 13 через управляемый гидроклапан 14, имеюш,им линию 15 связи с атмосферой, гидролиния 16 управления которого связана с напорной магистралью 2. В сливной гидролинии 17 гидротрансформатора 13 установлен подпорный клапан 18. В корпусе 19 насосного колеса гидротрансформатора 13 параллельно оси его вращения установлен, по крайней мере, один подпружиненный клапан 20 опорожнения, управляющая гидролиния 21 которого связана с гидролинией 12 подпитки.
Клапан 20 опорожнения (фиг. 2) выполнен, например, в виде двухпояскового золотника 22, размещенного в расточке 23 корпуса 19, имеющей сливные отверстия 24. Золотник 22 взаимодействует с пружиной 25, а управляющая полость 26 клапана со стороны, противоположной пружине 25, соединена с управляющей гидролинией 21.
Источник давления рабочей жидкости снабжен предохранительным клапаном 27. В корпусе насосного колеса гидротрансформатора 13 выполнен канал 28, сообщенный с рабочим контуром насосного колеса для уравновешивания золотника 22 клапана 20 опорожнения от действия центробежных сил рабочей жидкости.
При нейтральном положении распределителя 3 (как показано на фиг. 1) весь поток рабочей жидкости от насоса 1 направляется через сливную гидролинию 10 в резервуар 11. В бустерах 6 и 7 фрикционов 8 и 9 передач давление отсутствует и фрикционы выключены. Давление в гидролинии 16 управления управляемого гидроклапана 14 также отсутствует и в результате этого гидролиния 12 подпитки отключается от напорной магистрали 2 и сообщается с линией 15 связи с атмос5
ферой. Вследствие этого рабочее давление в гидролинии 21 клапана 20 опорожнения отсутствует и под действием пружины 25 золотник 22 перемещается в правое (фиг. 2) крайнее положение, открывая сливные отверстия 24. Под действием центробежных сил при вращении насосного колеса гидротрансформатора 13 рабочая жидкость удаляется из последнего, при этом связь гидролинии 12 подпитки с атмосферой исключает образование вакуума в круге циркуляции, обеспечивая полное и быстрое опорожнение гидротрансформатора. Это позволяет при нейтральном положении распределителя исключить потери мощности на бар- ботаж рабочей жидкости в гидротрансформаторе и разъединять кинематическую связь приводного двигателя с фрикционами передач.
Для трогания транспортного средства распределитель 3 переводят, например, в
0 правое, крайнее положение, при котором напорная магистраль 2 сообщается с гидролинией 4 и с бустером 6 фрикциона 8 передач. По мере заполнения бустера 6 и включения фрикциона 8 происходит повышение давления и в гидролинии 16 управ5 ления гидроклапана 14. Под действием этого давления гидроклапан 14 переводится в положение, при котором гидролиния 12 подпитки отключается от линии 15 связи с атмосферой и подключается к напорной магистрали 2. Давление в управляющей
гидролинии 21 возрастает и золотник 22 клапана 20 опорожнения, сжимая пружину 25, перемещается в крайнее левое положение, перекрывая сливные отверстия 24.
Подпорный клапан 18 в сливной гидролинии 17 поддерживает заданное давление в
гидротрансформаторе 13. Происходит заполнение гидротрансформатора и по мере его заполнения постепенное увеличение крутящего момента на выходном валу гидротрансформатора и плавное трогание транс0 портного средства без буксования фрикционов.
При этом, трогание транспортного средства может осуществляться при номинальной скорости вращения приводного двига- теля.
При переключении ступеней в коробке передач, осуществляемом переводом распределителя в левое крайнее положение, бустер 6 фрикциона 8 сообщается со сливной гидролинией 10 и резервуаром 11, а бусQ тер 7 фрикциона 9 подключается к напорной магистрали 2. Фрикцион 8 выключается, а по мере заполнения бустера 7, фрикцион 9 включается. На период заполнения бустера 7 (которое длится, например, на тракторе Т-330 примерно 0,5 с) давле5 ние в напорной магистрали 2 и соответственно в гидролинии 16 управления гидроклапана 14 падает. Гидроклапан 14 переводится в положение, при котором
гидролиния 12 подпитки отключается от напорной магистрали 2 и сообщается с линией 15 связи с атмосферой.
Давление в управляющей гидролинии 21 падает в клапан 20 опорожнения сообщает полость гидротрансформатора 13 со сливом через сливные отверстия 24. Под действием центробежных сил происходит быстрое опорожнение гидротрансформатора (согласно рассчетам для гидротрансформатора трактора Т-330 при наличии четырех клапанов при номинальной скорости вращения двигателя время полного опорожнения составляет 0,3-0,5 с, т.е. за тот же период, что и заполнение бустера фрикциона). При этом, кинематическая связь двигателя с трансмиссией разрывается и включение фрикционов осуществляется без буксования. Как только по заполнении бустера 7 давление в напорной магистрали 2 и соответственно в гидролинии 16 управления повысится, гидроклапан 14 подключит напорную магистраль 2 к гидролинии 12 подпитки, клапан 20 опорожнения закроет сливные отверстия 24 и гидротрансформатор 13 будет заполняться рабочей жидкостью. По мере заполнения будет постепенно увеличиваться передаваемый гидротрансформатором крутящий момент, исключая динамические нагрузки в трансмиссии и буксование фрикционов.
Формула изобретения
Система управления гидромеханической передачей транспортного средства, содержащая источник давления рабочей жидкости, сообщенный напорной гидролинией через управляемый гидрораспределитель с фрикционами передач и через управляемый рабо0 чим давлением и связанный с атмосферой гидроклапан - с входом гидротрансформатора, сливная гидролиния которого сообщена с баком посредством подпорного гидроклапана, при этом управляющая полость
, гидроклапана сообщена с напорной гидролинией, отличающаяся тем, что, с целью повыщения долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижения нагрузок при переключении передач, она снабжена
0 по крайней мере одним установленным в гидротрансформаторе в зоне наибольщего радиуса насосного колеса параллельно оси его вращения подпружиненным гидравлически управляемым клапаном, управляющая полость которого сообщена с напорной гидролинией, а вход и выход - соответственно с периферийной полостью гидротрансформатора и баком.
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1982 |
|
SU1043045A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1197878A1 |
Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства и устройство для его осуществления | 1978 |
|
SU753692A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства | 1984 |
|
SU1353676A1 |
Способ управления гидромеханической трансмиссией и устройство для его осуществления | 1976 |
|
SU593945A1 |
Устройство для управления гидромеханической трансмиссией | 1987 |
|
SU1556949A1 |
Система управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора | 1990 |
|
SU1782786A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1985 |
|
SU1299846A1 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Цель изобретения - повышение долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижения динамических нагрузок при переключении передач. Система управления содержит источник 1 давления рабочей жидкости, подключенный напорной гидролинией к гидросистеме управления фрикционами передачи и через управляемый рабочим давлением и связанный с атмосферой гидроклапан 14 - к входу гидротрансформатора 13, сливная гидролиния которого сообщена с баком посредством подпорного гидроклапана 18, при этом управляюш.ая полость гидроклапана сообшена с напорной гидролинией. В гидротрансформаторе 13 в зоне наибольшего радиуса насосного колеса параллельно оси его врашения установлен по крайней мере один подпружиненный гидравлически управляемый клапан опорожнения 20, управляющая полость которого сообщена с напорной гидролинией 2. В рабочем режиме гидротрансформатора клапан 20 перекрывает сливные отверстия в насосной колесе, а в момент переключения ступеней в коробке передач сообщает серез сливные отверстия полость гидротрансформатора с гидробаком 11.2 ил. сл 20 г оо о 00 О1
23 25 20
24 24
22 Г9
21
фиг.г
Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства и устройство для его осуществления | 1978 |
|
SU753692A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-04-15—Публикация
1985-05-20—Подача