Система управления гидромеханической передачей транспортного средства Советский патент 1987 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1303445A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления гидромеханическими трансмиссиями транспортных средств.

Цель изобретения - повышение долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижение динамических нагрузок при переключении передач.

На фиг. 1 представлена гидропневматическая схема системы управления, гидромеханической трансмиссией; на фиг. 2 - конструктивная схема клапана опорожнения, размеш,енного в корпусе насосного колеса гидротрансформатора.

Система содержит источник давления рабочей жидкости - насос 1, подключенный напорной магистралью 2 к распределителю 3 системы управления фрикционами передач, имеющему выходы, сообш,енные гидролиниями 4 и 5 с бустерами 6 и 7 фрикционов 8 и 9 передач и сливной гидролинией 10 - с резервуаром 11. К напорной магистрали 2 подключен гидролинией 12 подпитки вход гидротрансформатора 13 через управляемый гидроклапан 14, имеюш,им линию 15 связи с атмосферой, гидролиния 16 управления которого связана с напорной магистралью 2. В сливной гидролинии 17 гидротрансформатора 13 установлен подпорный клапан 18. В корпусе 19 насосного колеса гидротрансформатора 13 параллельно оси его вращения установлен, по крайней мере, один подпружиненный клапан 20 опорожнения, управляющая гидролиния 21 которого связана с гидролинией 12 подпитки.

Клапан 20 опорожнения (фиг. 2) выполнен, например, в виде двухпояскового золотника 22, размещенного в расточке 23 корпуса 19, имеющей сливные отверстия 24. Золотник 22 взаимодействует с пружиной 25, а управляющая полость 26 клапана со стороны, противоположной пружине 25, соединена с управляющей гидролинией 21.

Источник давления рабочей жидкости снабжен предохранительным клапаном 27. В корпусе насосного колеса гидротрансформатора 13 выполнен канал 28, сообщенный с рабочим контуром насосного колеса для уравновешивания золотника 22 клапана 20 опорожнения от действия центробежных сил рабочей жидкости.

При нейтральном положении распределителя 3 (как показано на фиг. 1) весь поток рабочей жидкости от насоса 1 направляется через сливную гидролинию 10 в резервуар 11. В бустерах 6 и 7 фрикционов 8 и 9 передач давление отсутствует и фрикционы выключены. Давление в гидролинии 16 управления управляемого гидроклапана 14 также отсутствует и в результате этого гидролиния 12 подпитки отключается от напорной магистрали 2 и сообщается с линией 15 связи с атмос5

ферой. Вследствие этого рабочее давление в гидролинии 21 клапана 20 опорожнения отсутствует и под действием пружины 25 золотник 22 перемещается в правое (фиг. 2) крайнее положение, открывая сливные отверстия 24. Под действием центробежных сил при вращении насосного колеса гидротрансформатора 13 рабочая жидкость удаляется из последнего, при этом связь гидролинии 12 подпитки с атмосферой исключает образование вакуума в круге циркуляции, обеспечивая полное и быстрое опорожнение гидротрансформатора. Это позволяет при нейтральном положении распределителя исключить потери мощности на бар- ботаж рабочей жидкости в гидротрансформаторе и разъединять кинематическую связь приводного двигателя с фрикционами передач.

Для трогания транспортного средства распределитель 3 переводят, например, в

0 правое, крайнее положение, при котором напорная магистраль 2 сообщается с гидролинией 4 и с бустером 6 фрикциона 8 передач. По мере заполнения бустера 6 и включения фрикциона 8 происходит повышение давления и в гидролинии 16 управ5 ления гидроклапана 14. Под действием этого давления гидроклапан 14 переводится в положение, при котором гидролиния 12 подпитки отключается от линии 15 связи с атмосферой и подключается к напорной магистрали 2. Давление в управляющей

гидролинии 21 возрастает и золотник 22 клапана 20 опорожнения, сжимая пружину 25, перемещается в крайнее левое положение, перекрывая сливные отверстия 24.

Подпорный клапан 18 в сливной гидролинии 17 поддерживает заданное давление в

гидротрансформаторе 13. Происходит заполнение гидротрансформатора и по мере его заполнения постепенное увеличение крутящего момента на выходном валу гидротрансформатора и плавное трогание транс0 портного средства без буксования фрикционов.

При этом, трогание транспортного средства может осуществляться при номинальной скорости вращения приводного двига- теля.

При переключении ступеней в коробке передач, осуществляемом переводом распределителя в левое крайнее положение, бустер 6 фрикциона 8 сообщается со сливной гидролинией 10 и резервуаром 11, а бусQ тер 7 фрикциона 9 подключается к напорной магистрали 2. Фрикцион 8 выключается, а по мере заполнения бустера 7, фрикцион 9 включается. На период заполнения бустера 7 (которое длится, например, на тракторе Т-330 примерно 0,5 с) давле5 ние в напорной магистрали 2 и соответственно в гидролинии 16 управления гидроклапана 14 падает. Гидроклапан 14 переводится в положение, при котором

гидролиния 12 подпитки отключается от напорной магистрали 2 и сообщается с линией 15 связи с атмосферой.

Давление в управляющей гидролинии 21 падает в клапан 20 опорожнения сообщает полость гидротрансформатора 13 со сливом через сливные отверстия 24. Под действием центробежных сил происходит быстрое опорожнение гидротрансформатора (согласно рассчетам для гидротрансформатора трактора Т-330 при наличии четырех клапанов при номинальной скорости вращения двигателя время полного опорожнения составляет 0,3-0,5 с, т.е. за тот же период, что и заполнение бустера фрикциона). При этом, кинематическая связь двигателя с трансмиссией разрывается и включение фрикционов осуществляется без буксования. Как только по заполнении бустера 7 давление в напорной магистрали 2 и соответственно в гидролинии 16 управления повысится, гидроклапан 14 подключит напорную магистраль 2 к гидролинии 12 подпитки, клапан 20 опорожнения закроет сливные отверстия 24 и гидротрансформатор 13 будет заполняться рабочей жидкостью. По мере заполнения будет постепенно увеличиваться передаваемый гидротрансформатором крутящий момент, исключая динамические нагрузки в трансмиссии и буксование фрикционов.

Формула изобретения

Система управления гидромеханической передачей транспортного средства, содержащая источник давления рабочей жидкости, сообщенный напорной гидролинией через управляемый гидрораспределитель с фрикционами передач и через управляемый рабо0 чим давлением и связанный с атмосферой гидроклапан - с входом гидротрансформатора, сливная гидролиния которого сообщена с баком посредством подпорного гидроклапана, при этом управляющая полость

, гидроклапана сообщена с напорной гидролинией, отличающаяся тем, что, с целью повыщения долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижения нагрузок при переключении передач, она снабжена

0 по крайней мере одним установленным в гидротрансформаторе в зоне наибольщего радиуса насосного колеса параллельно оси его вращения подпружиненным гидравлически управляемым клапаном, управляющая полость которого сообщена с напорной гидролинией, а вход и выход - соответственно с периферийной полостью гидротрансформатора и баком.

5

Похожие патенты SU1303445A1

название год авторы номер документа
Система управления гидромеханической трансмиссией 1982
  • Довжик Валерий Львович
  • Яснов Михаил Аркадьевич
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Черпак Федор Абрамович
  • Гуськова Полина Григорьевна
  • Новиков Виктор Георгиевич
SU1043045A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1549806A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1562166A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1983
  • Довжик Валерий Львович
  • Лукьянов Андрей Владимирович
  • Черпак Федор Абрамович
  • Кийко Владислав Владиславович
SU1197878A1
Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства и устройство для его осуществления 1978
  • Довжик Валерий Львович
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Лукьянов Андрей Владимирович
  • Вербовецкий Эдуард Эфроимович
  • Васильев Юрий Николаевич
SU753692A1
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1984
  • Довжик Валерий Львович
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Пестов Владимир Михайлович
  • Черпак Федор Абрамович
  • Потапов Виктор Андрианович
SU1353676A1
Способ управления гидромеханической трансмиссией и устройство для его осуществления 1976
  • Довжик Валерий Львович
  • Черпак Федор Абрамович
  • Лукьянов Андрей Владимирович
  • Васильев Юрий Николаевич
  • Вербовецкий Эдуард Эфраимович
  • Розеноер Михаил Енохович
SU593945A1
Устройство для управления гидромеханической трансмиссией 1987
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Долгов Игорь Апполонович
  • Введенский Владимир Анатольевич
  • Боков Валентин Яковлевич
  • Ершов Николай Александрович
  • Обухов Евгений Иванович
SU1556949A1
Система управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора 1990
  • Басалаев Владимир Николаевич
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Корейво Вацлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
SU1782786A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1985
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Довжик Валерий Львович
  • Колесов Юрий Егорович
  • Пестов Владимир Михайлович
  • Тарасов Владимир Леонидович
SU1299846A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 303 445 A1

Реферат патента 1987 года Система управления гидромеханической передачей транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Цель изобретения - повышение долговечности и надежности передачи за счет исключения буксования фрикционов и снижения динамических нагрузок при переключении передач. Система управления содержит источник 1 давления рабочей жидкости, подключенный напорной гидролинией к гидросистеме управления фрикционами передачи и через управляемый рабочим давлением и связанный с атмосферой гидроклапан 14 - к входу гидротрансформатора 13, сливная гидролиния которого сообщена с баком посредством подпорного гидроклапана 18, при этом управляюш.ая полость гидроклапана сообшена с напорной гидролинией. В гидротрансформаторе 13 в зоне наибольшего радиуса насосного колеса параллельно оси его врашения установлен по крайней мере один подпружиненный гидравлически управляемый клапан опорожнения 20, управляющая полость которого сообщена с напорной гидролинией 2. В рабочем режиме гидротрансформатора клапан 20 перекрывает сливные отверстия в насосной колесе, а в момент переключения ступеней в коробке передач сообщает серез сливные отверстия полость гидротрансформатора с гидробаком 11.2 ил. сл 20 г оо о 00 О1

Формула изобретения SU 1 303 445 A1

23 25 20

24 24

22 Г9

21

фиг.г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1303445A1

Способ опорожнения гидротрансформатора гидромеханической трансмиссии транспортного средства и устройство для его осуществления 1978
  • Довжик Валерий Львович
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Лукьянов Андрей Владимирович
  • Вербовецкий Эдуард Эфроимович
  • Васильев Юрий Николаевич
SU753692A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 303 445 A1

Авторы

Суетин Анатолий Степанович

Ургапов Анатолий Яковлевич

Даты

1987-04-15Публикация

1985-05-20Подача