I
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и касается конструкции гидромеханических передач с гидрозамедлителем.
Известна гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера с размещенными в них блокируемым гидротрансформатором, состоящим из кожуха,насосного и турбинного колес, входного и турбинного валов, и коробки перемены передач, включающей зубчатые коле-, са, подшипники, фрикционные элементы с гидроцилиндрами, выходной вал и поддон передачи, механизм управления с подведенной к нему главной гидролинией передачи, соединенный каналами с механизмом блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами фрикционных элементов, двухпозиционным распределителем управления тормозом-затиедлителем и напорной гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, приводимого от входного вала, передний и соединенный каналом с поддоном передачи откачивающий гидронасосы, приводимые от входного вала, задний гидронасос, приводимый от выходного вала соединенный каналом через обратный клапан с главной гидролинией передачи, теплообменник одна секция которого соединена кана лами со сливной гидролинией отклю10чающего гидронасоса и гидробаком, а другая - с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клаJ5пан с напорной гидролинией переднего гидронасоса, второй - с главной гидролинией передачи и третий - с гидробаком, причем последний соединен каналами со всасывающими гидро20линиями переднего и заднего гидронасов и со сливными каналами регулято ра давления и откачивающего гидронасоса СП . Недостатком гидромеханической передачи является применение встроенного гидрозамедлителя, что приводит к усложнению конструкции, увеличению габаритных размеров и веса гидро механической передами, а также к некоторому снижению ее КПД,. Наличие массивного ротора тормоза-замедлителя увеличивает момент инерции турбин ного вала, что приводит к увеличению динамических нагрузок на трансмиссию Целью изобретения является умень шение габаритов и веса гидромеханической передачи путем использования в качестве гидравлического тормозазамедлителя вращающихся деталей коробки передач, кожуха насоса колеса гидротрансформатора, стенок картера гидротрансформатора и коробки перемены передач. Указанная цель достигается тем, что она снабжена пятилинейным двухпозиционным распределителем, устано ленным с возможностью соединения в режиме гидроторможения всасывающего канала заднего гидронасоса с поддоном передачи, а полостей картеров передачи с напорной гидролинией переднего гидронасоса, причем всасываю щая гидролиния заднего гидронасоса отсоединена от гидробака, и трехлинейным двухпозиционным распределителем, установленным с возможностью соединения в режиме гидроторможения полостей картеров передачи с выходящ из теплообменника сливной гидролиние откачивающего гидронасоса,при этом последняя отсоединена от гидробака. На чертеже показана схема гидромеханической , переда чи . Гидромеханическая передача включ ет гидротрансформатор, помещённый в картере 1, и коробку перемены передач в картере 2. Гидротрансформатор состоит из входного вала 3, механизма k блокировки гидротрансформатора, кожуха 5 насосного 6 и турбинного 7 колес, реактора 8 и турбинного вала 9- В стенке 10 картера 1 имеется окно 11 для слива масла из внутренней полос ти картера гидротрансформатора. Коробка перемены передач состоит из многочисленных зубчатых зацеплений (на черетеже не обозначены), фрикционных элементов и выходного вала 12. В нижней части картера 2 в стен ке имеется окно 13 для прохода рабо чей жидкости и поддон для слива рабочей жидкости, Давление в передаче создается двумя гидронасосами: передним 15 и задним 16, имеющими механические приводы от входного 3 и выходного 12 валов соответственно. Из гидробака 17 по каналам 18, 19 и 20 через фильтр 21 рабочая жидкость поступает к переднему гидронасосу 15, а по каналам 22 и 23 через нормально открытый даухпозиционный пятилинейный распределитель 2 - к заднему гидронасосу 1б. Далее передний гидронасос 15 по каналам 25 и -26 через обратный клапан 27 и регулятор 28 давления, а задний гидронасос 1б через обратный клапан 29 по каналу 30 подают рабочую жидкость через фильтр 31 в главную гидролинию 32, идущую к механизму 33 управления. Часть рабочей жидкости через дроссель 3 поступает в коробку перемены передач. Максимальное давление в главной гидролинии 32 ограничивается регулятором 28 давления, из которого избыточная жидкость по каналу 35 поступает в гидробак 17. От механизма 33 управления отводятся каналы Зб и 37 управления двухпозиционным трехлинейным распределителем 38 откад-1ивающего гидронасоса 39 и двухпозицуонным распределителем 2 соответственно, канал tO включения механизма 4 блокировки гидротрансформатора, канал подпитки гидротрансформатора, а также каналы 42, сообщающиеся с гидроцилиндрами (на черетеже не показав ны) включения фрикционных элементов. Рабочая жидкость через гидротрансформатор по каналам , и k5 через теплообменник 46 .и фильтр kj прокачивается гидронасосом 48 гидротрансформатора с приводом от вала 3Рабочая жидкость из поддона 14 по гидролиниям 49 и 50 через теплообменник 46 и нормально открытый двухпозиционный распределитель 38 подается в гидробак 17 отключающим гидронасосом 39 Рабочая жидкость от переднего гидронасоса 15 подается под давлением к -двух поз и ц ион ному распределителю 24 по каналу , Каналом 52 распг реДелитель 24 соединен с поддоном 14 передачи. Каналами 53 и 54. распределители 24 и 38 соединяются с внутренними полостями картеров 1 и 2 передачи .
При работающем двигателе давление жидкости в главной магистрали 32 создается передним гидронасосом 15. Задний гидронасос 16 работает на главную гидролинию 32 только на очен малых оборотах двигателя, когда давление жидкости в гидролинии 32 ниже рабочейвеличины. В основном задний гидронасос предназначен для заводки буксировкой, а на режиме гидроторможения - для обеспечения давления в главной гидролинии 32.
Управление тормозом-замедлителем осуществляется посредством механизма 33. управления, из которого по каналам Зб и 37 подается под давлением рабочая жидкость к торцам золотIИИков двухпозиционных распределителей 32 и 24. Под воздействием давления золотник трехлинейного двухпозиционного распределителя 38 переключается, подача жидкости по сливной гидролинии, 50 в бак 7 прекращается и жидкость из поддона И по гидролиниям «Э и 5 под воздействием откачивающего тдронасоса 39 проходит через теплообменник Ц6, распределитель 38 и поступает во внутренние полостикартеров 1 и 2 передачи. Одновременно происходит переключение золотника распределителя 2Ц, при этом каналы 51 и 52 сообщаются с каналами 53 и 23 соответственно, а канал 22 закрывается. Жидкость от переднего гидронасоса 15 по каналам 51 и 53 через распределитель 2и поступает во внутренние полости картером 1 и 2. По каналам 52 и 23 через распределитель 2Ц задний гидронасос 16 забирает жидкость из поддона 1 и подает ее в главную гидролинию 32 к механизму 33 управления, обеспечивая работу системы управления передачи на режиме гидроторможения. Поступившая по каналам 53 и 5 рабочая жидкость заполняет внутренние полости картеров 1 и 2 передачи. Вращающиеся детали гидротрансформатора и коробк 1 перемены передач взаимодействуют с рабочей жидкостью, в результате чего возникает тормозной момент на этих деталях. В коробке перемены передач тормозной момент возникает от взаимодействия с рабочей жидкостью вращающихся элементов (зубчатых колес, подшипников, корпусов фрикционных элементов, водила и дру-. гйх детелей ) и передается на выходной
вал 12, Этот крутящий момент изменяется в зависимости от включенной ступени в коробке передач. Возникший тормозной момент на ведомой части гидротрансформатора передается на турбинный вал Э и через коробку перемены передач на выходной вал 12 только при заблокированном гидротрансформаторе. Блокировка гидротрансформатора произ.водится механизмом Ц блокировки при подаче в него давления по каналу 0 из механизма 33 управления. При заблокированном гидротрансформаторе производится также торможение
двигателем. Поступившая в полость картера 1 гидротрансформатора рабочая жидкость проходит через окна 11 и 13 в поддон 1А, а оттуда подается в гидравлическую систему передачи, охлаждается и снова поступает в гидромеханическую передачу.
Формула изобретения
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая два картера с размещенным в них блокируемым гидротрансформатором, состоящим из кожуха, насосного и турбинНОГО колес, входного и турбинного валов, и коробкой перемены передач, включающей зубчатые колеса постоянного зацепления, связанные с фрикционными элементами переключения пере-г дач, имеющими гидроцилиндры, и поддон передачи, механизм управления с подведенной к нему главной гидролинией управления передачей, гидравлически соединенный с механизмом блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами фрикционных элементов, двухпозиционным распределителем управления тормозом-замедлителем и напорной гидролинией гидронасоса гидротрансформатора,приводимого от входного вала коробки передач, передний и соединенный каналом с поддоном передачи отключающий гидронасосы, приводимые от входного вала коробки передач. заданий гидронасос, приводимый от выходного вала коробки передач и соединенный каналом через обратный клапан с главной гидролинией передачи, теплообменник, одна секция которого соединена каналами со сливной гидролинией отключивающего гидронасоса и гидробаком, а другая - с гидротрансформатором и всасывающей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1982 |
|
SU1063646A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1982 |
|
SU1062036A2 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1981 |
|
SU998149A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1039745A1 |
Гидромеханическая передача | 1981 |
|
SU1015168A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1458256A1 |
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1983 |
|
SU1131687A1 |
Гидромеханическая передача автогрейдера | 1989 |
|
SU1728072A1 |
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1983 |
|
SU1085861A1 |
Система охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства | 1986 |
|
SU1324875A1 |
Авторы
Даты
1982-02-07—Публикация
1980-05-23—Подача