Двухдвигательный регулируемый электропривод Советский патент 1981 года по МПК H02P7/76 

Описание патента на изобретение SU879725A1

Изобретение относится к электротех нике и может быть использовано для привода мощных турбомеханиэмов в химической, горнорудной и других отрас лях промышленности. Известен двухдвигательный электро привод переменного тока, состоящий и двух жестко связанных валами асинхронных двигателей с фазным ротором и регулятором скольжения резисторног типа . Недостатком этого электропривода является низкий КПД, обусловленный большими потерями электроэнергии в роторных цепях. Наиболее близким техническим решением к изобретению является двухдвигательный регулируемый электропри вод, содержащий два асинхронных двиг теля с последовательно соединенными статорными обмотками, к фазным роторам которых подключены выпрямители, три трехфазных коммутатора, один для подключения статорных обмоток к сетиj два других - для переключения статорных обмоток со звезды на треугольник, источник противо-ЭДС, один вывод которого подключен к анодной группе первого выпрямителя, другой вывод - к катодной группе второго выпрямителя 2, Недостатком данного технического решения является большая требуемая установленная мощность преобразователей в роторной цепи электродвигателей, особенно в применении к механизмам большой мощности. Целью изобретения является уменьшение массо-габаритных показателей при сохранении заданной глубины регулирования скорости. Цель достигается тем, что в известный двухдвигательный регулируемый электропривод дополнительно введены однополюсный выключатель и два блока переключения, один из которых включен между анодными группами выпрямителей, а второй блок переключения включен между катодными группами выпрямителей, а однополюсный выключатель включен между катодной группой первого выпрямителя и анодной группой второго выпрямителя, на фиг. 1 приведена схема двухдвигательного регулируемого электропривода, на фиг, 2 а-е - примеры исполнения источника противо-ЭДС и блоков переключения.

ДвухдвигательныЯ регулируеь лй электропривод переменного тока( фиг. 1 выполнен по схеме асинхронно-вентильного каскада на основе, двух одинаковых асинхронных электродвигателей 1, 2 с фазным роторог.1. Асинхронные элеку-родвигатели 1,2с фазным ротором Электрически связаны друг с другом таким образом, что их статорные обмотки 3 , 4 соединены между собой последовательно. Последовательно сое/диненные статорные обмотки 3 и 4 с помощью трехфазных коммутаторов 5, б могут быть соединены в общуго звезду или в общий треугольник, а при помощи трехфазного коммутатора 7 - подключены к сети питания.

Роторные обмотки 8, 9 электродвигателей 1, 2 подключены соответственно к неуправляемым выпрямителям 10, 11, собранным по трехфазным мостовым схемам. Положительный полюс 12 выпрямителя 10 и отрицательный полюс 13 выпрямителя 11 соединены между собой с помощью однополюсного выключателя 14. Последовательно соединенные выпрямители 10-, 11, дроссели 15, 16 и источник 17 противо-ЭДС образуют контур выпрямленного тока ротора. Между положительным полюсом 12 выпрямителя 10 и положительным.полюсом 18 выпрямителя 11 включен блок 19 переключения, а между отрицательным полюсом 20 выпрямителя 10 и отрица1ельным полюсом 13 выпрямителя 11 включен блок 21 переключения. В качестве источника 17 противо-ЭДС с выводами 22, 23 может быть применен генератор 24 постоянного тока, приводимыми во вргинение гонным двигателем 25 (фиг, 2а}, или управляемый статический преобразователь 26 (фиг. 26), Б общем случае каждый ИЗ блоков 19 и 21 переключения состоит из последовательно включенных однополюсного выключателя 27 (фиг, 2д), дросселя 28 и диода 29, Выключатели 27 служат для переключения выпрямителей 10, 11 с параллельного соединения иа последовательное и наоборот.

Дроссели 28 служат для исключения взаимного влияния пapaJ лeльнo работающих выпрямителей 10, 11 друг на друга, а также для уменьшения уравнительных токов в тех случаях, когда в качестве источника противо-ЭДС используются управляемые статические преобразователи,

Диоды 29 служат для исключения режима коротких замыканий, которые могут возникнуть при недостаточно четкой работе выключателей 14 и 27 в процессе переключения выпрямителей 10, 11 с параллельного соединения на последовательное и наоборот, В зависмости от технических требований к электроприводу блоки переключения 19 и 21 могут содержать выключатель 27 и дроссель 28 (фиг. 2г) или дроссель

28 и диод 29 Гфиг, 2eJ, а в простейшем случае - только однополюсный выключатель 27 (фиг. 2в},

Двухдвигательный регулируемый электропривод работает следуюцим образом.

В начальный момент пуска последовательно включенные статорные обмотки 3, 4 электродвигателей 1 2 с помощью трехфазного кoм лyтaтopa 5 соединяют в общую звезду, трехфазным коммутатором 7 подключают статорные обмотки к сети питания и одновременно с этим замыкают силовые контакты однополюсных выключателей 27, в результате чего выпрямители 10, Д1 включаются на параллельную работу. В этом положении напряжение, приложенное к статорным обмоткам 3, 4 в -/3 раз меньше номингшьного значения, вследствие чего напряжение на выходных клеммах выпрямителей 10, 11 также уменьшены в -/з раз по отношению к номинальному значению выпрямленного напряжения ротора одного из электродвигателей 1, 2,

.Для получения режима нулевой скорости величину противо-ЭДС источника 17 устанавливают раиной величине выпрямленного напряжения параллельно включенных выпрямителей 10, 11.

Увеличение скорости привода от нулевого значения до определенного уровня осуществляют соответствующим уменьшением противо-ЭДС источника 17, По мере разгона электропривода напряжение на роторных обмотках 8, 9 уменьшается пропорционально скольжению асинхронных электродвигателей 1, 2,

После того, как вследствие увеличения скорости напряжение на роторных обмотках 8, 9 уменьшается не менее, чем в -/з раз, отключают трехфазный кo /Iмyтaтop 5 и включают трехфазный KOMjvTyTaTOp б, осуществляя тем самым переключение последовательно соединенных статорных обмоток 3, 4 со звезды в общий треугольник.

После переключения со звезды на треугольник напряжения на статорных и роторных обмотках электродвигателей If 2, а также выпрямленные напряжения выпрямителей 10, 11 возрастут Б -) раз.

Во избежание появления аварийных TOICOB в переходном режиме в процессе переключения статорных обмоток со звезды на треугольник противО-ЭДС источника 17 увеличивают ссответственно в /3 раз ,

После осуществления упомянутых операций заканчивается работа электропривода в первой зоне регулирования и осуществляется переход во вторую зону

Регулирование скорости во второй зоне от нижнего уровня до верхнего осуществляют соответствующим уменьшением величины противо-ЭДС источника 17. По мере повышения скорости привода во второй зоне момент нагрузки на валу механизма увеличивается и соответственно увеличиваются токи роторных обмоток 8, 9 электродвигателей 1, 2. Верхний уровень скорости во второ зоне регулирования определяется нагрузочным моментом механизма, при котором суммарный ток Еьшрямителей 10, 11 становится равным номинальному току источника противо-ЭДС 17, Повышение скорости вьвае этого уровня при параллельном включении вьтрямИте лей 10, 11 недопустимо, так как это влечет за собой перегрузку источника противо-ЭДС 17 по току, Вследствие этого прн достижении верхнего уровня второй зоны регулиро вания отключают ааключатели 27 и вкл чают выключатель 14, тем самым осуществляя переключение выпрямителей 1 11 с параллельного соединения на пос ледовательное, В процессе ния выпрямителей 10, 11 с п аллеяьного соединения на последовательное и обратно должна быть обеспечена од новременность работы выключателей 27 Учитывая это, в ряде случаев вместо двух однополюсных выключателей 27 кю жет быть устайовлен один двухполюсный выключатель, В тех случаях, когда блок иераклю чения 19 или 21 не содержит, выключателя 27,.а состоит из дросселя 28 и диода 29, переключв1«йе выпрямителей 10, 11 с параллельного соединения на последовательное осуществляется непо средственно после замыкания силовых контактов выключателя 14, После пере ключения выпрямителей 10, 11 на пос ледовательное соединение выпрямлен ное напряжение, приложенное к источнику противо-ЭДС 17, увеличится вдво Во избежание -появления аварийннк то ков в переходном режиме протй8О ЭДС источника 17 при этом таюке увеяичнв ют в два раза. После выполнения указанных операций электропривод переходит в третью зону работы. Регулированке скорости в третьей зоне от нижнего уровня до номинального значения осуществляют с ответствукадим изменением величины противо-ЭДС источника 17, Управление электроприводом (фиг.17 при снижении скорости от максимально го значения до нуля осуществляется в обратной последовательности, В этом варианте электропривода ст торные обмотки обоих двигателей соединены последовательно. При взаимном повороте роторов электродвигателей 1,2 на угол 4{30+60«К) эл.град., . где К 0,1,2,3,,..), значительно уменьшается содержание высших гармоник в токе статора и ротора обоих электродвигателей и в сети питания. Однако в двухл.зигательном электро приводе возможно-также и параллельно соединение статорных обмоток. По сравнению с известными схемами двухдвигательных электроприводов по схеме АВК рассматриваемый электропривод.характеризуется относительно высокими технико-экономическими показ ателями, что определяется максимальным использованием силовых элементов привода по допустимому току и напряжению при работе в каждой зоне регулирования и достигается за счет рационального изменения структуры силовой cxeNM электропривода по зонам.Формула изобретения 1,Двухдзигательщай регулируемый эяектроиризод, содержанийдва асинхроинык двигателя с последовательно соединенными статорными обмотками, к фазным роторам которых подключены выпрямители, три трехфазных коммутатора, ОДИН - для подключения статорных аб «зток к сети, два других - для переключения статорных обмоток со.звезf на треугольник, источник. противоЭДС, зднн гывод которого подключен к анодной группе первого 1йлпрямителя, - к катодной группе второго внпря1 ®твля, отличающийся тем, что, с цельа умэньшения массогабаритных показателей при сохранении з цавноа глубины регулирования скорости, в него дополнительно введены однополюсной гшслшчатель и два блока первЕЛЕ}неная, оянй из которых включен tis&KfSy аиодишш группами выпрямителей, второе SnoK переклэ« ения включен между группаш шяпрямителей, а однопояшс ш8 Ш:1{елшча ель включен между катодной групшэа первого выпрямителя и анодной группой второго выпрямителя, 2,Электропривод по п, 1, отличающийся тем, что каждый блок переключения выполнен в виде однополюсного шаключа-гёля. 3,. Электропривсад по п, 1, о т лнчагагаяйся тем, что каждый елок лереклкчения выполнен из последовательно соединенных однополюсного выключателя т дросселя. 4.Элактропривод по п. 1, о т личашвЕййся тем, что каждый блок пере слтачения выполнен из последовательио соединенных, однополюсного выключатапя, дзйэосселя и диода, 5,Электропривод по п, 1, отличающийся тем, что каждый блок переялючения шдполнен из поспедовательно соединенных йросселя и диода, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Голован А,Г Основы электропривода, Госэкергоиздат, 1959, с. 306, 2,Танатар А,К, Методы регулирования скорости асинхронных двигателей, Техника, 1968, с, 46, рис, 28,

/7

/

/- гз

о оь /7

. /

Похожие патенты SU879725A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОВОРОТА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2005
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Голев Сергей Петрович
  • Соколов Игорь Александрович
  • Попов Евгений Владимирович
RU2298519C2
Двухдвигательный электропривод переменного тока 1988
  • Олексенко Иосиф Ефимович
  • Якшин Дмитрий Хрисанович
SU1577045A1
Электропривод переменного тока 1979
  • Лобов Вячеслав Иосифович
  • Киричок Юрий Юрьевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
SU847480A1
Электропривод переменного тока 1985
  • Исаков Владимир Николаевич
  • Аркушин Василий Прокофьевич
  • Бибик Василий Алексеевич
  • Волков Игорь Владимирович
  • Мелещук Виктор Александрович
  • Носко Аркадий Александрович
  • Осецкий Юрий Михайлович
  • Плугатарь Алексей Петрович
  • Радченко Алексей Леонидович
SU1272463A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА И ОПУСКАНИЯ ГРУЗА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2005
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Голев Сергей Петрович
  • Соколов Игорь Александрович
  • Попов Евгений Владимирович
RU2298520C2
Тяговый электропривод 2020
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Новиков Андрей Егорович
  • Баранов Денис Сергеевич
RU2751372C1
Двухдвигательный асинхронныйМАшиННО-ВЕНТильНый КАСКАд 1978
  • Цветнов Виталий Александрович
  • Помельников Анатолий Степанович
  • Файнштейн Вилен Григорьевич
SU803097A1
ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1998
  • Мещеряков В.Н.
  • Федоров В.В.
  • Осипов Д.С.
RU2160495C2
МАШИННО-ВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД 1971
SU312343A1
Асинхронно-вентильный каскад 1987
  • Моисеев Евгений Тихонович
  • Мацюра Иван Григорьевич
  • Плескач Александр Андреевич
  • Саляк Иосип Иванович
  • Чупыло Иван Владимирович
  • Нарембык Богдан Владимирович
SU1529395A1

Иллюстрации к изобретению SU 879 725 A1

Реферат патента 1981 года Двухдвигательный регулируемый электропривод

Формула изобретения SU 879 725 A1

SU 879 725 A1

Авторы

Пономарев Вячеслав Михайлович

Онищенко Георгий Борисович

Даты

1981-11-07Публикация

1979-10-17Подача