1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные диски, сжимаемые пружиной через нажимной диск 1 .
Недостатком данной муфты является нестабильность характеристик из-за отсутствия устройства, компенсирующего износ фрикционных дисков.
.Наиболее близкой к изобретению по технической сути и достигаемому результату является фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные элементы, сжимаемые диафрагменяой пружиной через нажимноь диск с опорной поверхностью криволинейного сечения 12 .
Недостатком известной муфты является сложность изготовления.
Цель изобретения - упрощение изготовления.
Поставленная цель достигается тем, что опорная поверхность нажимного диска выполнена по эллипсу, большая ось которого расположена под углом к оси муфты.
На фиг. 1 приведена муфта, общий вид; на фиг. 2 - Характеристики диафрагменной пружины, полученные при ее обжатии с различными опорными поверхностями; на фиг. 3 - опорная поверхность, обеспечивающая постоянное осевое усилие; на фиг. 4 - пружина при неизношенных накладках; на фиг. 5 - то же, при изношенных накладках.
Муфта состоит из ведущего элемен10та 1 и ведомого элемента 2. Ведущий элемент включает маховик двигателя 3, соединенный болтами 4 с коленчатым валом двигателя 5. На маховике жестко закреплен болтами 6 кожух 5 сцепления 7, к которому стяжными пальцами 8 через опорные кольца 9 приклепана диафрагменная пружина 10, состоящая из неразрезной части 11 и лепестков выключения 12. Эта пружина
20 поворачивается на опорных кольцах 9 при приложении усилия к опорной пяте
13,соединенной с лепестками выключения. При повороте Vвыключении) наружная кромка пружины отходит от махови25ка, увлекая за собой нажимной диск
14,контактирующий с пружиной по опорной поверхности 15 и соединенный с ней упругими звеньями 16, приклепанными заклепками -17 к нажимному дис30ку . Этими же заклепками к нажимному
диску приклепаны, тангенциальные пружины 18, которые другим своим концом жестко соединены с кожухом и служат для передачи.крутящего момента. Ведо1Фай элемент включает ведомый диск 19 соединенный со ступицей 20, которая (имеет возможность перемещаться по шлицам первичного вала 21 коробки передач .
Муфта работает следующим образом.
При включенном сцеплении момент от двигателя передается через маховик 3 и нажимной диск 1-4 на зажатый между ними под действием усилия, создаваемого неразрезной частью диафрагменной пружины 11, ведомый диск 19.
При неизношенных накладках сцепления пружина 11 контактирует с опорной поверхностью 15 нажимного диска 14 по внутренней части цольцевой опоры,,что соответствует точке А на характеристике пружины.
По мере износа накладок пружина обкатывается по опорной поверхности и при полностью изношеннвлх накладках сцепления контактирует с опорной поверхностью внешнему диаметру, что соответствует точке В характеристики.
Конструкция устройства позволяет получить постоянное прижимное усилие
на ведомом диске при упрощении изготовления опорной поверхности. На фиг. 2 приведены характеристики прижимного усилия от деформации пружины внешний диаметр которой D 194,2 мм, внутренний диаметр неразрезной части Dg 162,3 мм, толщина пружины о 2,29 мм, высота конуса неразрезной части диафрагменнои пружины Н 4,65 tJSM, полученные при обжатии ее с различными опорными поверхностями , выполненными на нажим ном диске.
Кривая I получена при обычной, опорной поверхности малого радиуса кривизны. Кривая II - при опорной поверхности, имеющей существенную ширину и выполненной в виде сегмента окружности большого радиуса кривизны. Кривая III получена при опорной поверхности, выполненной в виде сегмента эллипса, имеющего большую ось, перпендикулярную к оси сцепления. Кривая IV - при опорной поверхности, построенной от точки к точке на основе характеристики, полученной при обжатии пружины с обычными опорными поверхностями. Кривая V - при опорной поверхности, выполненной как сегмент эллипса, большая ось которого составляет с нормалью к оси сцепления угол 0,02 рад.
Результаты приведены в таблице.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная муфта сцепления транспортного средства | 1976 |
|
SU1024004A3 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU709867A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2133677C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1966 |
|
SU183612A1 |
Фрикционное сцепление | 1977 |
|
SU931117A3 |
ТРАНСМИССИЯ | 2007 |
|
RU2361751C1 |
ВЕДОМЫЙ ДИСК ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2008539C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2137955C1 |
Фрикционная муфта сцепления автомобиля | 1976 |
|
SU1131465A3 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ | 1998 |
|
RU2148740C1 |
Примечание, Как видно из приведенных графико и таблицы, выполнение поверхности в виде сегмента окружности (кривая П) обеспечивает более стабильную характеристику изменения осевого силия, чем в случае опорной поверх ности малым радиусом кривизны (кривая I). Эллиптическая поверхность с БОЛЬШОЙ осью, перпендикулярной к оси сцепления, обеспечивает еще более стабильную характеристику (кривая III). Постоянное прижимное усилие может быть достигнуто при выпол нении опорной поверхности в виде кри максимальное и минимальное отношение усилия от номинального значения; номинальное значение осевого усилия. вой, построенной от точки к точке, либо в виде сегмента эллипса, большая ось которого составляет с нормалью к оси сцепления отличный от нуля угол (кривые IV и V). Данная муфта обеспечивает упрощение изготовления опорной поверхности диафрагменнои пружины при сохранении постоянного усилия прижатия ведущего и ведомого элементов в процессе износа фрикционных накладок. Формула изобретения Фрикционная муфта сцепления, содержащая фрикционные элементы,ежимае1иые диафрагменной пружиной через нажимной диск с опорной поверхностью криволинейного сечения, отличающаяся тем, что, с целью упрощения изготовления, опорная поверхность нажимного диска выполнена по эллипсу., большая ось которого расположена под углом к оси муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
18
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1980-04-29—Подача