Двухканальная система регулирования скорости Советский патент 1982 года по МПК G05B11/01 

Описание патента на изобретение SU900256A1

Изобретение относится к двухканальным мнсгосвязным системам автоматического регулирования и может быть применено в механизмах стабилизации И регулирования скорости, например для регулирования скорости вращения двухфазной синхронно-редукторной электрической машины.

Известна система регулировки скорости, содержащая двухфазный синхронный двигатель, двухфазный тахогенератор, датчик угла (сельсин), усилитель и фазочувствительные выпрямители (фазовые детекторы).

Обмотка возбуждения датчика угла подключена к задатчику скорости, а его фазные обмотки через фазочувствительные выпрямители с последовательно соединенными фазными обмоткаг-да тахогенератора подключены к входам усилителей, выходы которых соединены с фазными обмотками исполнительного двигателя 1.

Недостатками этой системы являются ее конструктивная сложность, так как она содержит три электрические машины (исполнительный двигатель, датчик угла и тахогенератор) и относительно низкое быстродействие в связи с тем, что входной сигнал системы поступает на обмотку возбуждения датчика, который яв-пяется инерционным звеном.

Известна также двухканальная многосвязчая система регулирования скорости, содержащая в каждом канале регулирования последовательно соединенные измеритель рассогласования и регулятор, выход которого соеди10нен с соответствующим входом измерителя рассогласования, причем выходы измерителя рассогласования и регулятора одного из каналов соединены с соответствующими входаьш регулятора

15 другого канала 2.

Недостатком такой системы является ее низкая точность.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению

20 является двухканальная система регулирования скорости, например синхронно-редукторной электрической машины, содержащая два канала регулирования, каждый из которых состоит из 5 последовательно соединенных функционального преобразователя, сумматора и усилителя мощности, причем первый выход объекта регулирования соединен с сигнальным входом функционального

30 преобразователя первого канала регу. лирования и вторым входом сумматора второго канала регулирования, а вто рой вход объекта регулирования соед нен с сигнальным входом функциональ ного преобразователя второго канала регулирования и вторым входом сумма ора первого канала регулирования а входы объекта регулирования соеди|Нены с выходами усилителей мощности соответствующих каналов регулирования 3 . Недостаток известной системы состоит в ее низкой точности и быстродействии. Цель изобретения - повышение точности и быстродействия системы регулирования скорости. Поставленная цель достигается тем что я системе управляющие входы функ циональных .преобразователей соединены между собой и подключены ко входу системы, а каждый функтлиональный пре образователь содерисит последовательно соединенные интегратор и блок умножения, причем вход интегратора, второй вход и выход блока умножения подключены соответственно к сигнальному и управляющему входам и выходу функционального преобразователя. На чертеже представлена функциональная схема предалагаемого устройства. Система содержит объект 1 регулирования (например, синхронно-редукторная электрическая машина), интеграторы 2 и 3, блоки 4 и 5 умножения, сумматоры б и 7, усилители 8 и 9 мощности, вход 10 системы, обмот ку 11 возбуждения, фазные обмотки управления, т.е. двигательные обмотки 12 и 13, фазные вторичные таксгенераторные обмотки 14 и 15, ротор 16 синхронно-редукторной электрической машины, функциональные преобразователи 17 и 18. Блоки 2,4,6 и 8 образуют первый канал регулирования, а блоки 3,5,7 и 9 - второй кангш регулирования. Система работает следующим образо Работа первого канала oci дecтвляется так. На первой фазе вторичной обмотки 14 формируется напряжение (u;t- fJ-K aJcoMu;), угловая скорость вращения вала электрической машины 1, умноженная на количество зубцов ротора 16 (коэффициент редукции) начальная угловая фаза (электрическая) магнитной нейтрали вращающегося индуктора;амплитуда напряжения тахогенераторной обмотки, пропорциональная скорости вращения вала электрической машины К - коэффициент передачи .первой фазы тахогенераторной обмот1-и 14 . Напряжение Цц интегрируется интегратором 2, на выходе которого ормируется напряжение KiUTHno- -StnCu t Kj,-K,, %1и((. где К- коэффициент передачи интегратора 2; iii коэффициент передачи, т.е.крутизна фазы тахогенераторной обмотки 14 . Напряжение U поступает на первый вход блока 4 умножения, на второй вход которого поступает входлой сигнал системы Ugx . Выходное напряжение блока умножения выражается формулой Ui, K4-Kj.KT.- Ug siM(a;{+vf) где К4 - коэффициент передачи блока умножения, имеющий размерность 1 В. Выходное напряжение блока 4 умножения поступает на первый вход сумматора 6, реализованного, например, на операционном усилителе, на второй, (инвертирующий) вход которого поступает напряжение со второй фазы тахогенераторной обмотки 15 и/15 тжо,«- siH(.a t4-P)K,sCJ.siM(iUt + Q) где - коэффициент передачи второй фазы тахогенераторной обмотки 15. Выходное напряжение сумматора 6 равно 6 Кт-КД цКг- Ua,-a;3 sinCuJt j3), где К - коэффициент усиления суматора 6 (в данном случае принимаем, что коэффициенты усиления -сумматора 6 по обоим входам одинаковы) , Щ Kj (т.е. в данном случае принимаем, что коэффициенты передачи ли крутизна обеих фаз тахогенераторных обмоток 14 и 15 одинаковы). Напряжение с выхода сумматора 6 поступает на вход усилителя 8 мощности, который имеет внутреннюю обратную связь по току, поэтому его выходной ток пропорционален входному напряжению независимо от величины нагрузки. Выход усилителя 8 мощности соединен с фазной двигательной 067 моткой 12. Выходной ток усилителя мощности, т.е. ток фазной двигательной обмотки выражается формулой ) где Kg - коэффициент передачи усилителя 8 мощности, имеющий размерность поводимости.

Аналогичным образом работает второй канал регулирования, поэтому ток фазы двигательной обмотки 12 выражается формулой

i,j vr K-jCk-jk-jUg.-aJlcosCun -V) ,

где KjjKjjK jKj и К - коэффициенты передачи блоков 3,5,7,9 и обмотки 15

Намагничивающая сила фазы двигательной обмотки 12 равна

Р„ KT S Г F- tx-fu-Ug,-(Jcos(, F,i« t(.-K,,.K.(.K.}.) -коэффициент намаггде К,К,, К, ничивающей силы; -число витков фазы W,5 двигательной обмотки;, - коэффициент передачи сумматоров; -коэффициент передачи усилителей мощности;-коэффициент передаK,K., чи интеграторов; Kj - коэффициенту передачи блоков умножения т.е. принимается, что эквивалентные блоки обоих каналов регулирования имеют одинаковые характеристики. Если ось деи::твительных чисел комплексной плос:кости совместить с осью фазы дЕигательной обмотки 13, а ось мнимых чисел - с осью фазы дви гательмой обмотки 12, то результирующая пространственная намагничивающая сила составит (ч((f u-Ue. Таким образом, результирующая намагничивающая сила вращается в пространстве с той же скоростью, что и вал двигателя, а ее ось всегда сов падает с осью магнитной нейтрали вра щающегося индуктора. Это обуславливает наличие момента вращения в любом положении индуктора. Момент вращения электрической машины МФ& равен произведению магнитногопотока возбуждения Ф а намагничивающей силы M.fj-F.kdf. KU UB,-CJ) , где К Фв- KT К,,- KIJM- Хр- W. В установленном режиме М« где Мь - статический момент нагрузки

т.е. К-(К, Кц Ugj, -W) MC, откуда

К. Ugj - MC/K. Так как коэффиЫ К,

циент К всегда достато.но велик, то U) iKj К,| и ,( , т.е. скорость вращения вала синхронно-редук.торной электрической машины пропорциональна величине входного сигнала

При скорости вращения, равной нулю, входные напряжения тахогенераторных обмоток 14 и 15 равны нулю, поэтому для запуска системы необходимо задать интеграторам 2 и 3 начальные условия, т.е. подать на их входы напряжения, соответствующие положению ротора.

Сначала подается напряжение на обмотку 11 возбуждения, а через некоторое время подается на вход системы

В связи с наливходной сигнал U

вх чием переходных процессов в электрической машине 1 конденсаторы, содержащиеся в интеграторах 2 и 3, заряжаются до величин, соответствующих начальной угловой фазе ротора f. Предлагаемое устройство позволяет повысить точность регулирования скорости примерно в три раза, а быстродействие - примерно в 4,5 раза. Формула изобретения 1 .Двухканальная система регулирования скорости, содержащая два канала регулирования, каждый из которых состоит из последовательно соединенных функционального преобразователя, сумматора и усилителя мощности, причем первый выход объекта регулирования соединен с сигнальным входом функционального преобразователя первого канала регулирования и вторым чходом сумматора второго канала регулирования, а второй вход объекта регулирования соединен с сигнальным входом функционального преобразователя второго канала регулирования и вторым входом сумматора первого канала регул 1рования, а входы объекта регулирования соединены с выходами усилителей мощности соответствующих каналов регулирования, отличающаяся тем, что, с целью повы- ; шения быстродействия и точности си- стемы, в ней управляющие входы функциональных преобразователей соединены между собой и подключены ко входу системы. 2. Система по п. 1отлича ющ а я с я тем, что функциональный преобразователь содержит последовательно соединенные интегратор и блок умножения, причем вход интегратора, второй вход и выход блока умножения подключены соответственно, к сигнальному и управляющему входам и выходу функционального преобразователя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свияетельство СССР 433447, кл, G 05 В 11/06, 1972.

2.Новоселов Б.В. Проектирование квазиоптимальных следящих систем комбинированного регулирования. М., Энергия, 1972, с. 50.

3. Воронов А.А.Основы теории автоматического регулирования. М., Энергия, 1970, ч. 3, с. 212-256, рис. 8-2 (прототип).

Похожие патенты SU900256A1

название год авторы номер документа
Безредукторный бесконтактный следящий электропривод 1981
  • Церцвадзе Зураб Георгиевич
  • Вачиберидзе Гено Давыдович
  • Бродовский Владимир Николаевич
  • Двалишвили Рамаз Доротиевич
  • Лилуашвили Мевлуд Самсонович
SU1001412A1
Электропривод 1988
  • Гривва Юрий Николаевич
  • Барикян Левон Григорьевич
SU1656652A1
Электропривод переменного тока 1987
  • Горохов Сергей Вадимович
  • Оводов Александр Николаевич
  • Чумичев Валериан Николаевич
  • Эйгес Мария Давидовна
SU1529392A1
Вентильный электродвигатель 1990
  • Микеров Александр Геннадьевич
  • Галицкий Владимир Владимирович
  • Яковлев Александр Владимирович
  • Яковлев Андрей Михайлович
SU1750016A1
Электропривод с частотно-токовым управлением 1983
  • Бессонов Геннадий Константинович
  • Вальков Владимир Степанович
  • Жуловян Владимир Владимирович
  • Кутузов Евгений Иванович
  • Толстиков Михаил Владимирович
  • Шаншуров Георгий Алексеевич
SU1111243A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1996
  • Грабовецкий Г.В.
  • Куклин О.Г.
  • Чудинов Е.И.
RU2109397C1
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2003
  • Бычков М.Г.
  • Кузнецова В.Н.
  • Фукалов Р.В.
RU2265950C2
Частотно-управляемый электропривод 1989
  • Дегтяренко Олег Александрович
  • Клименко Юрий Михайлович
  • Орел Александр Александрович
  • Белич Николай Николаевич
SU1720138A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЕПЛОВОЗА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ 2015
  • Ким Сергей Ирленович
  • Журавлев Сергей Николаевич
  • Пронин Андрей Андреевич
  • Грачев Владимир Васильевич
  • Базилевский Федор Юрьевич
  • Курилкин Дмитрий Николаевич
RU2588400C1
Устройство для измерения скорости вращения асинхронного двигателя с фазным ротором 1981
  • Назаренко Владимир Михайлович
  • Сокотнюк Юрий Артемович
  • Калашников Юрий Тимофеевич
  • Шолтыш Владимир Петрович
  • Савченко Иван Михайлович
SU1010564A1

Реферат патента 1982 года Двухканальная система регулирования скорости

Формула изобретения SU 900 256 A1

SU 900 256 A1

Авторы

Церцвадзе Зураб Георгиевич

Вачиберидзе Гено Давыдович

Бродовский Владимир Николаевич

Гривва Юрий Николаевич

Даты

1982-01-23Публикация

1980-05-29Подача