Способ оценки технического состояния роторной машины Советский патент 1982 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU901876A1

Изобретение относится к диагностике машин по виброакустическим характеристи кам. Известны способы оценки технического состояния роторной машины, закпючаюшие ся в том, что измеряют амплитуду и фазу составляющих вибраций ротора в опорном его сечении, по меньшей мере, на двух различных нерезонансных скоростях вращения, обрабатывают результаты и сравнивают их с собственными частотами и формами колебаний, полученными для ро тора, установленного на идеальные шарнирные опоры tl. При эксплуатации роторных машин такие факторы технического состояния, как неуравновешенность, несоосность, неисгфавность опорных подшипников, вызываю одинаковые по величине уровни вибрашш на частоте вращения ротора и не влияют на уровни вибрации машины на других частотах спектра. Поэтому указанный способ не позволяет выделить эти факторы ПО отдельности, что и приводит к ограничению глубины диагностирования. Цепь изобретения - увеличение глубины диагностирования при оценке технического состояния роторных машин. Указанная цель достигается г&л, что измеряют амплитуду и фазу составляющей вибрации ротора в двух взаимно перпендикулярных направлениях, тфичем на каждой из частот вращения измерения проводят при трех различных системах пробных дисбалансов, и полученные результаты измерений используют дтю определения упругодемпферных характеристик опор и распределения неуравновешенное тей по длине ротора. Существо предложения состоит в следующем. Расчет собственных частот и форм колебаний исследуемого ро гора в, его установки на идеальные шарнирные опоры производят по исходным характеристикам ротора: его длине 9. , ко6рд1гаатам опорных сечений Й., и Sg , отсчитанным от одного из концов ротора, модулю упругости материала ротора Е, распределенной погонной плотности J3 (S ) и моменту инер 1ШИ поперечного сечения У(§), с помощью известных методов расчета собственных частот и форм колебаний, например, на ЭВМ, В процессе обработки результатов измерений виброакустических сигналов преобразуют измеренные значения амплитуд и -фаз вибрации для каждого пуска и ком лексным амплитудам колебаний ротора в опорах по формулам .1 -(,0 2-M tfA..,,) 2,.) 2 i-(A , f LA ((i) -12 2 / Угловая скорость вращения без пробных дисбалансов , -jQ, 0,1 -yO,-1 /1/1 , , , -лг -/о.г -20.2 ;2°2 Ой-fQ-Z , 2Г , . 1 ,2Z ,. g ч-(IVl -7OW- ОЫ .14 -vO.N /1Л , -A1 1 47 . TlQ После этого определяют комплексные характеристики опор Kf , , N,, N для каждой скорости вращения ротора путем решения си стемы линейных уравнений: , - ПГ-а 2:;Г i i/fHwix 3i- -iM i3 - - oT- i i-jS A Kj , ,, 0д ,, -ЬУиг А2.-л2. i к ; ™и ьг гЛ4Г аГА А272 i 4 Uz; rifAz::;j-nr OC «ie z,t . KfA2; i4|V :4 f a ruZ« si«u2.a К5. я)гГл2:; . где f - комплексные характеристики опор для угловой скорости вращения ротора сОхг,; m-,2,...,Ni .-;it m ;z:nir 0 Лсп( х-П 1,3... N ., г,а пг.и, 90 64 где , и 2,|, - комплексные амплитуды прямой и обратной процессии в первом опорном сечении; и комплексные амплитуды прямой и обратной процессии во втором опорном сечении;Axi ,А( 8( амплитуды и фазы вибра-. ции ротора в первом опорном сечении в направлениях X и У , перпендикулярных оси ротора; амплитуды и фазы вибрации ротора во втором опорном сечении в направлениях X и У : i - мнимая единица, и в результате .вычислений получают указанные в таблице значения комплексных амплитуд для всех пусков при N различных скоростях вращения. Результаты вычислений при введении системы при введении сипробных дисбалансов стемы пробных (S) балансов р ( S ) онлавииь у о/j- «j/ .1 -улл - у ЛjSA -j2.1 .- 2Л i -ii , 2-. 2Г,, , Сла, -ла v-l.Q -7l.2 v1-271 7.2 .Q -71.2 -уЛй yftP . -11 (Q 1 Ч.е 1 1 (Q 1 .е 1 ..H 12 X Vl.IH -тЛМ - AV1-j1.K -M 7 12 . 7 ) 2 ,Ч , т 1,5... Ni Тч., чЧ г, ч2 4 Rgj Qqt; ;/pC5)fi(S)fe(SHs, (2.) ,1 jjK-ia -, п -1,2..м . ) ;0(М,2... гм i y-v, ()/V-)(s))cts, -1,2... 2N,- Г- 4,2 8(«) И бд - координаты опорных сечений; Acj - собственные частоты; (ti) - нормированные собственные ормы колебаний ротора на идеальных арнирных огюрах; СЬ- t,2 2N; 590 ) - распределение вводимого проб-ного дисбаланса, г 1,2; ГО; П I L2/1 П -1 у известная для данного материала рогора константа, характеризующая внутреннее трение в материале; «jOt,- угловая скорость вращения; im i, 2, ..., Kf ; cS-l(K VKrHNr Mr - 4«.МЧкГ нГ-ыГ)). .(к,кГ-1ми ,j oJj;-.) ., Й;;-- 9е( .x .() определяют коэффициенты R( Q«l,2,..., 2N) разложения распределенной неуравновещённости ротора по формам свободныхколебаний путем решения систем ура внений 30 . л .. р 1 о гл - з л ..Л«1.гд К Z.--М 5С-0 (Ы/ R + Q1.2 Р4- д-ш Р Л зО- 01- -, + .. «2i2n c 22Hi (W;z.l -МОзО.35 . г-ц. of О, а.,2 fx-ii o cl2,P,...OL,zN-.H|f . i,°i« 2ц -N пЛр,у2 D4. а о л-- о.г ,02 40 1Л21 1 A гч .Л J z-Ni f z1 ,. 1 Q 1 Q (j.N O.W ,.N-,o.W ,,,NijlN z. - v 2;,; -Viy) oC | -K3ti,2 - ° 2 м° г12л Й д -К2 и, ) где ,ч с оj mq а - f j2,..., N , Q tis,.,,2м и вычисляют комплексное распределение неуравновешенностей по длине ротора по формуле .55 PCSN PCsi 5 Р 9 (( V ) ф ТЯ ; 8766 J (З) - распредепение погонной плогносги вала, черга над буквой обозначает комплексное сопряжение. 5 По полученным комплексным харакгеристикам опор определяют вещественные упругие и да гпферные характеристики опор для каждой скорости вращения ротоpa по формулам « x -|bXKf -x:t4Nj L,;H) X«- (),Y,W,K) xiJ - -„« «-кГ мГ м) ,) ,) -:ij««- -Nr-Na ) 4-few - - )(4, где „(S) - нормированнью соЬствеиные формы колебаний ротора на шарнирных, опорах, а затем по полученным величинам упругодемпферных характеристик опор и распределению неуравновешенностей судят о техническом состоянии роторной машины. та t 1 аким образом, операции способа заклю- чаются в том, что предвар-г.ггьно перед измерением виброакустического сигнала г- J по ИСХОДНЫМ xapaKTeplicтикам иccлeдyQv oго ротора рассчитывают собственные J J, колебаний ротора, считая 6ГО установленным на идеальные шарнир У составляющей вибрации ротора на частоте вращения в двух взаимно пёрпендикулярных направлениях в опорных сечешшх ротора при, по меньшей мере, двух различных нерезонгмсных скоростях вращекия на каждой скорости при одном пуске без пробных дисбалансов и при двух пусках с различными системами пробных дисбалансов, определяют упруго-демпферные характеристики опор и распределение неуравновешенностей по длине ротора, по величинам упруго-демпферных характеристик опор и распределению неуравновешенностей по длине ротора судят о технгтчесу, состоянии роторной машины. . Ф ормула изобрете н.и я СпосЪб оценки технического состояния роторной машины, заключающийся в том.

79018768

что измеряют амплитуду и фазу составпя-в двух взаимно перпендикулярных напрающих вибраций ротора в опорном еговлениях, причем на каждой из частот враceчe ши, по меньшей мере, на двух раз-щe шя измерения проводят при трех различных нерезонансных скоростях враще-личных системах пробных дисбалансов, и НИН, обрабатывают результаты и сравнива- 5полученные результаты измepe шй испольют их с расчетными собственными часто-зуют для определения yпpyгo-дQv пфepныx тами и формами колебаний, полученнымихарактеристик опор и распределения недля ротора, установленного на идеальныеуравновешенности по длине ротора, шарнирные опоры, отличающий-Источники информации, с я тем, что, с целью увеличения глуби- опринятые во внимание при экспертизе ны диагностирования, амплитуду и фазу 1. Авторское свидетельство СССР составляющей вибрации ротора измеряют№ 453603, кл. G 01 М 15/00, 1974.

Похожие патенты SU901876A1

название год авторы номер документа
Способ определения динамического дисбаланса ротора авиационного газотурбинного двигателя 2016
  • Герман Георгий Константинович
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Зубко Игорь Олегович
RU2627750C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ДИСБАЛАНСА РОТОРА 1989
  • Дядченко Н.П.
RU2010205C1
Способ обеспечения автоматической балансировки статически неуравновешенного ротора 2021
  • Артюнин Анатолий Иванович
  • Суменков Олег Юрьевич
RU2766945C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ВИБРОАКТИВНОСТИ СТАНКОВ, РАБОТАЮЩИХ С ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ 2006
  • Филиппов Юрий Александрович
  • Ручкин Леонид Владиленович
  • Раменская Елена Владимировна
RU2332652C1
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА ЦБН, ОСНАЩЕННОГО СИСТЕМОЙ МАГНИТНОГО ПОДВЕСА, В СОБСТВЕННЫХ ОПОРАХ 2021
  • Калинин Иван Сергеевич
  • Бородин Иван Владимирович
RU2803403C2
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА 2004
  • Глазырина Любовь Митрофановна
  • Карповицкий Михаил Степанович
  • Ключников Александр Васильевич
  • Мальгин Анатолий Иванович
  • Смирнов Геннадий Григорьевич
  • Фомин Юрий Павлович
RU2292534C2
СПОСОБ МОНТАЖА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Назаренко Юрий Борисович
RU2528789C1
Способ балансировки ротора с применением алгоритма плавного разгона 2017
  • Костюков Владимир Николаевич
  • Костюков Алексей Владимирович
  • Бойченко Сергей Николаевич
  • Булучевский Юрий Васильевич
RU2655731C1
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов 2022
  • Сусликов Виктор Иванович
  • Сусликов Сергей Викторович
  • Болотов Михаил Александрович
RU2822671C2
Способ возбуждения колебаний и устройство для его осуществления 2015
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Елисеев Андрей Владимирович
  • Орленко Алексей Иванович
  • Нгуен Дык Хуинь
  • Пнев Андрей Григорьевич
  • Большаков Роман Сергеевич
  • Мозалевская Анна Константиновна
RU2669163C2

Реферат патента 1982 года Способ оценки технического состояния роторной машины

Формула изобретения SU 901 876 A1

SU 901 876 A1

Авторы

Мышинский Эрнст Леонидович

Ожинский Александр Михайлович

Стоянова Нина Алексеевна

Фридман Владимир Маркович

Даты

1982-01-30Публикация

1980-04-30Подача