I
Изобретение относится к astoMaTHv ке и вычислительной технике, в част- ности к техническим средствам обучения, и может быть использовано для профессиональной подготовки крановщиков в условиях учебного класса.
Известно устройство для обучения крановщика, содержащее блок ручного управления, соединенный с входами блока моделирования реальных процессов , выходы которого подключены к сумматору и преобразователю сигналов, соединенному с блоком отображения учебной информации, который через блок коммутации информационных сигналов подключен к «ыходам сумматора, соединенного с преобразователем сигналов t 1 .
В известном устройстве качество навыков по управлению краном оценивается инструктором визуально по картине процесса управления, наблюдаемой на экране блока отображения учебной информации, устройство не ,ает
ВОЗМОЖНОСТИ получения объективной количественной оценки качества управляющей деятельности.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для обучения .крановщика, содержащее блок ручного управления, соединенный с входами блока моделирования реальных процессов, выходы которого подключены к сумматору и преобразователю сигналов, соединенному с блоком отображения учебной информации, который через блок коммутации информационных сигналов подключен к , выходу сумматора, соединенного с преобразователем сигналов, вычислитель величин ошибок и оценки, подключенный к входу блока отображения учебной информации и к выходу вычислителя показателей качества технологического процесса, который соединен с входом порогового блока, с выходами.преобразователя сигналов и блока моделирования реальных прбцессов, другие 39 входь) вычислителя показателей качества технологического процесса сое динены с блоком контроля начала и ко ца цикла, подключенного к блоку моде лирования реальных процессов и счетчику времени, выходы которого подключены к блоку отображения учебной информации и вычислителю величины ошибок и оценки, другой вход которого соединен с счетчиком операций, вход которого подключен к блоку ручного управления, а выход - к блоку отображения учебной информации, ко торый соединен с выходом порогового блока, подключенного к входу твычислителя величин ошибок и оценки Г2, Недостатком такого устройства является то, что устройство не обеспеч вает адаптации в процессе обучения скоростных качеств моделируемого объекта к текущему уровню навыков оп ратора. Кран является сложным динамическим объектом с несколькими степенями свободы, имеющим высокие скоростные качества. Обучение оператора управле ния таким объектом заключается в выработке навыков по быстрой оценке возникшей ситуации, быстрому и правильному выбору моментов и осуществлению переключений командоаппаратов в соответствии с рациональными алгоpиtмaми управления. Выбор моментов переключений производства при непрерывном движении груза на основании сравнения ускорений, скоростей и тра екторий движения груза, и элементов крана. Для высокопроизводительного управ ления краном необходима весьма точная реакция оператора на текущую ситуацию в системе кран-груз, так как незначительные отклонения во вре мени совершаемых оператором действий от требуемых приводят к существенном увеличению времени выполнения перегрузочного цикла. Цель изобретения - повышение эффективности процесса обучения за сче расширения дидактических возможностей устройства путем введения режима обучения при замедленном протекании модеЬируемого реального процесса. Поставленная цель достигается тем что в устройство, содержащее блок ру ного управления, выход которого подключен к второму входу блока моделирования реальных процессов и к входу 04 счётчика операций, выход которого подключен к третьему входу вычислителя величин ошибки и оценки и к второму входу блока отображения учебной информации, пятый вход которого соединен с выходом блока коммутаторов информационных сигналов, вход которс го подк 1ючен к выходу сумматора, первый вход которого подключен к второму выходу преобразователя сигналов, перВый выход которого подключен к пятому входу вычислителя показателей качества технологического процесса, выход которого подключен к первому входу вычислителя величин ошибки и оценки ,и к входу порогового блока, выход которого подключен к четвертому входу вычислителя величин ошибки и оценки и к шестому входу блока отображения учебной информации, четвертый вход которого подключен к третьему выходу преобразователя сигналов, вход которого подключен к третьему выходу блока моделирования реальных процессов, второй выход которого подключен к второму входу сумматора и к четвертому входу вычислителя показателей качества технологического процесса, а первый выход соединен с третьим входом вычислителя показателей качества технологического процесса и с входом блока контроля конца и начала выполнения задания, первый и второй выходы которого соответственно подключены к первому и второму входам вычислителя показателей качества технологического процесса и к второму и третьему входам счетчика времени, выход которого подключен к первому входу блока отображения учеб ной информации и к второму входу вычислителя величин ошибки и оценки, выход которого соединен с седьмым входом блока отображения учебной информации, введены последовательно соединенные счетчик циклов, вход которого соединен с первым выходом блока контроля начала и конца выполнения задания, блок сравнения, блок вычисления средней оценки, второй вход которого подключен к выходу вычислителя величин ошибки и оценки, и блок выбора масштаба времени, выход которого подключен к первым входам счетчика времени и блока моделирования реальных процессов и к третьему входу блока отображения учебной информации. 59 На чертеже представлена структурмая схема устройства. Устройство содержит блок 1 ручного управления, счетчик 2 операций, блок 3 моделирования реальных процессов, преобразователь j сигналов, сумматор 5, блок 6 контроля начала и конца выполнения задания, вычислитель 7 показателей качества технологического процесса, блок 8 коммутаторов информационных сигналов, блок 9 отобра жения учебной информации, счетчик 10 времени, вычислитель 11 величин ошиб ки и оценки, пороговый блок 12, счет чик 13 циклов, блок 1 сравнения, блок 15 вычисления средней оценки, блок 16 выбора масштаба времени. Устройство для обучения крановщика работает следующим образом„ Инструктор в зависимости от уровня подготовленности обучаемого задает начальное значение масштаба времени М , Обучаемый выполняет операции по управлению краном с помощью командоаппаратов блока 1 ручного управления. При этом он наблюдает за результатом своих действий на экране блока 9 отображения учебной информации. На выходах блока 3 моделирования реальных процессов и преобразователя сигналов формируются текущие значения параметров процесса переноса груза в соответствии с текущим значением масштаба времени. Мх. В момент отрыва груза от земли на выходе блока 6 формируется сигнал, по второму запускается счетчик 10 времени, В процессе переноса груза в счетчике 2 считается количество переключений командоаппаратов, а в вычислителе 7 определяются показатели качества процесса управления. Если обучаемый совершает грубую ошибку, т.е. показатель превышает допустимое значение, на блоке 9 отображения учебной информации высвечивается табло с названием ошибки, которое включается по сигналу с порогового блока 12. При опускании груза на землю на выходе блока 6 формируется сйг.нал, который останавливает счетчик 10 времени, определяет момент вычисления в вычислителе 1I оценки за выполненный цикл задания и увеличивает содержимое счетчика 13 циклов на единицу. В вычислителе 7 формируется сигналы величин ошибок, которые в соответствии с сигналами,поступающими с поро906гового блока 2, формипушт оценку на выходе вычислителя 11, определяемую также сигналами с выходов счетчика 2 и счетчика 10 времени. Сигнал с выхода счетчика 10 поступает на блок 9 и вычислитель 11 скорректированным в зависимости от величины масштаба врс;мени Mi „ После окончания выполнения очередного цикла величина оценки за цикл поступает с выхода вычислителя 11 на вход блока 15, где запоминается до окончания п циклов, а содержимое счетчика 13 миклов сравнивается с определенным числом п, вводимым в устройство инструктором (например п 5 или п 10). Если количество выполненных циклов равно п, блок 1 сравнения выдает сигнал в блок 15 вычисления средней оценки. По этому сигналу в блоке 15 вычисляется среднее значение п запомненных оценок, которое поступает на вход блока 16. Если средняя,оценка превышает некоторое пороговое значение (например 4 балла), то для последующих п циклов автоматически с помощью блока 1б устанавливается новый масштаб времени, величина которого меньше предыдущего значения. Сигнал, определяющий новый масштаб времени, поступает с выхода блока.16 в блок 3 моделирования реальных про цессов и в счетчик 10.времени с выхода блока 16. Если средняя оценка меньше некоторого установленного порогового значения, масштаб времени остается прежним. По окончании выполнения каждого цикла задания обучаемый видит нд панели блока Э отображения учебной информации оценку, время выполнения задания, число переключений командоаппаратов, а также перечисление допущенных ошибок, а после окончания п циклов задания - информацию о масштабе времени для следующих п циклов, Для интенсификации процесса обучения в некоторых случаях после окончания обучения в режиме с масштабом времени Мi 1 может быть произведено ускорение протекания моделируемого процесса, т,е. выбран масштаб . Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность процесса обучения за счет расширения дидактических возможностей устройства путем адаптации скоростных качеств устройства в процессе обучения. к индивидуальным особенностям о6учс1емых, а именно: за счет введения режима обучения с различными масштабами времени моделируемого производственного процесса. Формула изобретения Устройство для обучения крановщика, содержащее блок ручного управления , выход которого подключен к второму ВХОДУ блока моделирования реальных процессов и к входу счетчика операций, выход которого подключен к третьему входу вычислителя величин ошибки и оценки и к второму входу блока отображения учебной информации, пятый вход которого соединен с выходом блока коммутаторов информационных сигналов, вход которого подключен к выходу сумматора, первый вхсд которого подключен к второму выходу преобразователя сигналов, пер вый выход которого подключен к пятому входу вычислителя показателей качества технологического процесса, вы ход которого подключен к первому входу вычислителя величин ошибки и оценки и к входу порогового блока, выход которого подключен к четвертому входу вычислителя величин ошибки и оценки иК шестому входу блока отображения учебной информации, четвертый вход которого подключен к третьему выходу преобразователя си1- налов, вход которого подключен к третьему выходу блока моделирования реальных процессов, второй выход которого подключен к второму входу сум натора и i четвертому вх,оду вычислителя показателей качества технологи0ческого процесса, а первый выход соединен с третьим входом вычислителя показателей качества технологического процесса и с входом блока контроля конца и начала выполнения задания, первый и второй выходы которого соответственно подключены к первому и второму входам вычислителя показателей качества технологического процесса и к второму и третьему входам счетчика времени, выход которого подключен к первому входу блока отображения учебной информации и к второму входу вычислителя величин ошибки и оценки, выход которого соединен с седьмым входом блока отображения учебной информации, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности процесса обучения оператора путем расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит последовательно соединенные счетчик циклов, вход которого соединен с первым выходом блока контроля начала и конца выполнения задания, блок сравнения, блок вычисления средней оценки, второй вход которого подключен к выходу вычислителя величин ошибки и оценки, и блок выбора масштаба времени, выход которого подключен к первым входам счетчика времени и блока моделирования реальных процессов и к третьему входу блока отображения учебной информации. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № , кл. G 09 В 9/04, 1972. 2.Авторское свидетельство СССР If 653621, кл. G 09 В 9/00, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения операторов грузоподъемных машин | 1978 |
|
SU769602A1 |
Тренажер крановщика | 1983 |
|
SU1108484A1 |
Устройство для обучения крановщика | 1977 |
|
SU653621A1 |
Устройство для обучения операторов грузоподъемных машин | 1982 |
|
SU1035635A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU953650A1 |
Тренажер операторов | 1981 |
|
SU1029213A1 |
Тренажер буровика | 1982 |
|
SU1062760A1 |
Тренажер водителя транспортного средства | 1981 |
|
SU980120A1 |
ПИЛОТАЖНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС | 2004 |
|
RU2263973C1 |
Авторы
Даты
1982-03-07—Публикация
1980-02-27—Подача