Изобретение относится к транс1портным средствам высокой проходимости, способны) передвигаться по слабым грунтам (например, по снежному покрову), ограниченным по высоте твердой подстилагацей поверхностью (мерзлым грунтом). Известен комбинированный движитель который содержит гусеничный обвод, . состоящий из двух гибких лент, соединенных плицами, и. устройство для опоры корпуса машины на гусеничный обвод, выполненный в виде шнека,имею щего привод от двигателя машины и содержащего пустотелый корпус с вин товым гребнем, зацепляшимся с плицами гусеничной ленты П Т Недостатком данного движителя является то, что шнек лишь передает ве машины на гусеницу, не выполняя тяго вых функции. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является комбинированный движитель, содержащий гусеничную тележку, балка которой установлена в ходовой раме транспортного средства, и шнек, размещенный над нижней ветвью гусеничной ленты, верхняя ветвь которой установлена на поддерживающих роликах, причем балка гусеничной тележки установлена жестко в ходовой раме, верхняя ветвь гусеничной, ленты вместе с ее поддерживающими роликами установлены над шнеком, а последний снабжен механизмом регулирования его высоты, от которой зависит площадь винтовых лопастей, проходящих через окна в гусеничной ленте 2 . В данном движителе шнек участвует в создании тягового усилия, что оказывается наиболее эффективным в условиях движен 1Я по грунту средней плотности. Однако его габариты слишком высоки, а кроме того, при движении по слабонесущему грунту с твердой основой, когда площадь винтовых лопастей выдвинутых из гусеничной
ленты, почти раона нулю, шнек незначительно прибавляет в тяге, но, являясь опорным элементом гусеницы, создает значительное сопротивление движению.
Цель изобретения - уменьшение габаритов и повышение тяги на слабонесущем грунте с твердой основой.
Поставленная цель достигается те что в комбинированном движителе,содержащем гусеничную тележку, балка которой установлена в ходовой раме транспортного средства« и шнек, размещенный над нижней ветвью гусеничной ленты, верхняя ветвь которой ус тановлена на поддерживающих роликах шнек установлен поворотно на жестко прикрепленной к ходовой раме горизонтальной трубе, внутри которой размещены поддерживающие ролики и верхняя ветвь гусеничной ленты, а балка гусеничной тележки, снабжена мханизмом регулирования высоты дорожного просвета.
Габариты движиделя значительно уменьшаются за счет использование внутреннего объема шнека, внутри которого размещены поддерживающие ролики и гусеничной лента, а тяговые качества движителя повышаются за счет того, что образуется суммарная тяга гусеницы, опирающейся на твердую основу, и шнека, взаимодействующего со слабонесущей верхней частью грунта, но не оказывающего дополнительного сопротивления движению ввиду исключения его роли, как опорного элемента гусеницы.
На фиг. 1 показан комбинированный движитель, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид спереди; на фиг. 3 кинематическая схема привода движителя; на фиг. k - гусеничная балка в поднятом положении; на фиг.5 то же, в опущенном положении. |
Иа несущем герметичном корпусе ходовой рамы 1 транспортного средства побортно на равном расстоянии от его оси жестко закреплены две трубы 2 с-шарнирно установленными на них шнеками 3 подвижно закреплены гусеничные балки и смонтированы гусеничные тележки, состоящие из ведущих колес 5, направляющих колес 6, опорных катков 7, поддерживающих роликов 8, гусеничных лент 9.
внут|эи каждой трубы размещена вер няя ветвь гусеничной ленты 9 и закреплены поддерживающие ролики 8.
Привод движителя осуществляется от двигателя 10, коробки перемены передач 11, заднего моста 12, состоящего из двух главных передач, бортовых редукторов 13.
Для осуществления поворота транспортного средства смонтированы механизмы поворота I шнеков движителя и 15 гусеничных тележек.
Гусеничные балки k шарнирно прикреплены одними концами к двуплечим рычагам 16, смонтированным на одной оси с ведущими колесами 5, другими концами - к промежуточным звеньям . 7, закрепленным шарнирно на общей оси направляющих колес 6. Направляющие колеса 6 имеют возможность перемещаться в горизонтальной плоскости относительно ведущих колес 5. Перемещение направляющих колес 6 и поворот двуплечих рычагов 16 осуществляется с помощью гидроцилиндров 18 и 19. Гидроцилиндры крепятся на кронштейна 20 и 21, установленных на корпусе 1 транспортного средства.
Гусеничная тележка работает на твердой поверхности, при этом шнек не соприкасается с грунтом. На слабонесущем грунте основное тяговое усилие создается шнеком, чтобы нижняя ветвь гусеницы касалась твердой подстилающей поверхности. Это позволяет регулировать разгрузку шнеков и создавать дополнительную силу тяги за счет сцепления гусениц с твердой средой. Для изменения дорожного просвета одновременным поворотом двуплечих рычагов 1б и перемещением направляющих колес 6 в горизонтальной плоскости поднимают (см. фиг.5) или опускают (см. фиг.) корпус 1 транспортного средства относительно гусеничной балки 4. Натяжение гусеничной ленты 9 производят перемещением направляющих колес 6.
Применение данного изобретения позволяет значительно сократить габдриты комбинированного движителя и повысить его тяговые характеристики при движении на слабонесущем грунте с твердой основой.
Формула изобретения
Комбинированный движитель транспортного средства,содержащий гусеничную тележку, балка которой установлена в ходовой раме транспортного средства, и шнек, размещенный над нижней ветвью гусеничной ленты, верх няя ветвь которой установлена на поддерживающих роликах, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с-целью уменьшения габаритов и повышения тяги на слабонесущих грунтах с твердой основой, шнек установлен поворотно на жестко прикрепленной к ходовой раме горизонтальной трубе.
Фг/г. / внутри которой размещены поддерживаю щие ролики и верхняя ветвь гусеничной ленты, а балка гусеничной тележки снабжена механизмом регулирования высоты дорожного просвета. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР If 386798, кл. В 62 D 57/00, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР f 77033, кл. 8 62 D 57/00, (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ВОЛОТОХОДНЫХ МАШИН | 1973 |
|
SU386798A1 |
Тележка гусеничная сменная для трактора | 2017 |
|
RU2658505C1 |
Колёсно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости | 2022 |
|
RU2787607C1 |
ТЕЛЕЖКА ГУСЕНИЧНАЯ СМЕННАЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2446974C2 |
Ходовая часть гусеничного транспортного средства | 1988 |
|
SU1523457A1 |
АМФИБИЙНОЕ ОПОРНО-ДВИЖИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2458800C2 |
КОЛЁСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДА | 2013 |
|
RU2542220C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2022 |
|
RU2790731C1 |
Гусеничный мотоцикл | 2023 |
|
RU2821602C1 |
Гусеничный движитель | 1980 |
|
SU882811A1 |
г
Фиг.1
Авторы
Даты
1982-04-07—Публикация
1980-02-15—Подача