Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин Советский патент 1982 года по МПК H02K15/06 

Описание патента на изобретение SU920969A1

Изобретение относится к техналогй ческому оборудованию для установки клиньев в пазы якорей электрческих машин и может быть использовано в электромашиностроении о Известно устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин, содержащее корпус, на котором смонтированы механизм зажима и поворота якоря с обоймой для разме щения пазовых клиньев, связанный с приводом, механизм ввода клиньев в пазы якоря, содержащий дось1латепь клиньев, снабженный упорами и уплотнительным утюгом, и механизм загрузки обоймы клиньями 13, Однако устройство недостаточно на дежно в работе из-за невозможности обеспечения ориентированного располо жения клиньев относительно пазов яко ря при большой высоте лобовых частей обмотки якоря и малой длине серДечни ка якоря. Кроме того, в известном устройстве не обеспечивается устойчивое положение клина в продольных пазах обоймы в зоне досылателя. Целью изобретения является повышение надежности работы устройства. Поставленная цель достигается тем, что устройство содержит механизм для прижима досылателя к обойме и механизм для фиксации клина в обойме, при этом механизм для прижима досылателя выполнен в виде двуплечего рычага , шарнирно закрепленного на корпусе, на одном конце которого установлен прижим, а на другом конце шарнирно закреплен подпружиненный к корпусу шток, снабженный приводом его возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном . оси обоймы, механизм для фиксации клина в обойме выполнен в виде ползуна, смонтированного в корпусе, снабженного штырями со скосами на их рабочей поверхности и приводом его возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикулярном оси обоймы, досылатель клиньев снаб жен пазами для размещения штырей ме ханизма фиксации, на обойме выполне ны радиальные канавки, а механизм загрузки обоймы клиньями выполнен в виде каретки, установленной в корпу се и снабженной приводом ее возврат но-поступательного перемещения в на правлении, перпендикулярном оси обоймы, на каретке в направляющих элементах установлен сухарь, снабженный зубцами, расположенными против радиальных канавок обоймы, на зубцах, выполнены прорези для размещения .клиньев, при этом на сухаре установлен палец, контактирующий с кулисой, шарнирно закрепленной на .корпусе и подпружиненной к нему, а на каретке смонтирован регулируемый упор, расположенный между пальцем и шарниром кулисы и контактирующий с кулисой, I На. фиг. 1 изображена кинематичес кая схема устройства для установки клиньев в пазы якорей электрических машин; на фиг. 2 - разрез А-А на фигь 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. .1; на фиг. - досылатель клин ев, исходное положение; на фиг. 5 разрез В-В на фиг. j; на фиг. „6 досылатель клиньев, прижатый к обой ме; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг.6 на фиг. 8 - досылатель клиньев в положении ввода клина в паз сердечника якоря; на фиг. 9 - разрез Д-Д на фиг. 8. Устройство для установки клиньев в .пазы якорей электрических машин состоит из привода 1 (фиг. 1), механизма 2 поворота якоря, механизма 3 подачи материала, механизма загрузки обоймы клиньями, механизма 5 ввода клиньев в пазы якоря, ме ханизма 6 для прижима досылателя. механизма 7 для фиксации клина к обойме (фиг. З) и механизма ма якоря. Привод 1 состоит из электродвига теля 3, связанного через клиноременную передачу 10 с валом 11 и рас положенными на нем тормозной муфтой 12 и червяком 13. Червяк 13 через червячное колесо 1 связан с пре дохранительной муфтой 15. Привод 1 J4epe3 предохранительную муфту 15 связан с распределительным валом 16 на котором жестко насажены кулачки 17 - 22 исполнительных механизмо 9 а также флажок 23 счетного приспособления (не показано). Механизм 2 поворота якоря содержит кулачок 17, который через подпружиненный ползун 2 и собач ку. 25 связан с храповиком 26, предназначенным для поворота якоря 2 на одном пазовое деление. Храповик 26 жестко посажен на обойму 28, снабженную Topцовыми-выступами 29 для упора в торец якоря 27, сцентрированного с противоположной стороны центром 30. Обойма 28 снабжена также радиальными канавками 31 и продольными пазами 32 (фиго 1 и 2), При этом число последних и число зубьев храповика 26 соответствует числу пазов якоря 27. Механизм 3 подачи материала содержит кулачок 18, который через рычажную систему 33, вал 3 и обгонную муфту 35, подторможенную тормозной колодкой 36, связан с ведущим роликом 37. Подпружиненный ролик 38 предназначен для прижатия материала для клиньев 39 к ведущему ролику 37. Механизм загрузки обоймы клиньями содержит кулачок 19, который через подпружиненную каретку 0 жестко связан с подвижным ножом 1, имеющим возможность возвратно-поступательного перемещения относительно неподвижного ножа 2, снабженного щелью 3 (фиг. 2) . Каретка 40 (фиг. 1 и 2) снабжена регулируемым упором 4, контактирующим с подпружиненной кулисой iS, установленной одним концом с возможностью поворота относительно оси, а другим контактирующей с пальцем 6, установленным на сухаре ,. снабженном зубцами kB, расположенными против радиальных канавок обоймы, и прорезью для размещения клиньев (фиг. 1 и 2). Кулиса 46 имеет возможность возвратно-поступательного перем щения относительно подвижного ножа 41. Сухарь 47 предназначен для переноса клина 50 от щели 43 к продольным п.азам 32. Механизм 5 ввода клиньев в пазы якоря содержит кулачок 20, который (фиг. 1) через рычаг 51 связан с ползуном 52, жестко соединенным с толкателем 53, соединенным шарнирно с досылателем 54 клиньев. Досылатель 54 клиньев пружиной кручения 55 прижат к подпружиненному рычагу 5б и установлен с возможностью качательного движения вокруг неподвижной оси. Досылатель 54 клиньев выполнен с прямоуголъной выемкой 57 и пазами 58 и снабжен вогнуть вдоль оси досылател 5 утюгом 59 (фиг, А и 5) для проги. ба концов изоляционных коробов 60 и уплотнения обмотки в пазах якоря 27, а также тоЛкателем 61 для перемещения клина 50 и выступом б2 для взаимодействия с подпружиненным упором 63 фиг. I). Механизм 6 для прижима досылателя содержит .кулачок 21, который через подпружиненный шток 6 шарнирно соединен с двуплечий рычагом 6$, устано ленным с- возможностью поворота вокру неподвижной оси, закрепленной на кор пусе, и ; снабжённым на свободном кон це прижимом 66 о. Механизм 7 для фиксации клина в обойме содержит кулачок 22, который (фиг. 1 и 3) через рычаг б7, контактирующий с подпружиненным стержнем 68 рычага 69, связан с ползуном 70, имеющим возможность возвратно-поступательного пеоемещения в направлении перпендикулярном оси обоймы 28. Ползун 70 снабжен штырями 71- со скосами на их рабочей поверхности, предназначенными для обеспечения устойчивого положения клиньев 50 в про/}ольных пазах 32 обоймы 2В при развороте последней и выходе клина 50 вв зону досылателя 5. Механизм 8 зажима якоря (фиг. 1) состоит из цанги 72, жестко соединенной с тягой 73 и втулкой 7, жест ко соединенной с тяговым механизмом, например пнёвмоцилиндром 75. Цанга 72 и тяга 73 размещены в обойме 28 с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а обойма 28 имеет возможность вращательного движения относительно втулки 7. Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин работает следующим образом. 27 устанавливается в цангу 72 до упора торцом сердечника яко ря 27 в торцовые выступы 29 обоймы 28, после чего он ориентируется с помощью механизма его ориентации (не показан) и поджимается центроА JO. Затем якорь 27 зажимается механизмом 8 зажима якоря посредством цанги 72, тяги 73 втулки 7 и пнеамоцилиндра 75, после чего включается электродвигатель 9, и через клиноременную передачу 10, вал If, червяк 13, червяное колесо 14, предох|эа нительную муфту 15 передается враще9ние распределительному валу 16, а следовательно, кулачкам 17-22 и флажку 23. Вращением кулачка 21 механизма 6 для прижима досылателя (фуг. 1) передается возвратно-поступательное движение поДпружинеЙному штоку 6, двуплечий рычаг 65 поворачивается вокруг неподвижной оси, поджимая прижимом 66 досылатель 5 клиньев к обойме 28, тем самым отрывая досылатель Sk от подпружиненного рычага 5б, и, пригибая концы изоляцибнных коробов 60 утюгом 59, освобождает тем самым зону для прохождения клина 50 между прогнутыми концами изоляционного короба 60 и внутренними поверхностями паза якоря 27. Вращением кулачка 20 механизма 5. ввода клиньев в пазы якоря (фиг.1-9) передается качательное движение рычагу 51, который в свою очередь через ползун 52 и толкатель 53 передает поступательное движение досылателю 5 клиньев, утюг 59 которого вводится в пространство, образованное прогнутыми концами изоляционного короба 60 и внутренней поверхностью паза якоря 27.. Одновременно с началом поступательного перемещения досылателя 5 клиньев 50 перемещается толкателем 61 в продольных пазах 32 обоймы 28, В момент нахождения утюга 59 в пазу якоР 7 прижим 66 с помощью кулачка 21. через подпружиненный шток б и двуплечий рычаг 65 отводится от поверхности досылателя 5 клиньев, и утюг 59 под действием усилия пружины кручения 55 силой сопротивления обмотки и изогнутого пазового короба 60 прижимается к внутренней стенке паза яко ря 27 и передвигается в нем, тем самым уплотняя обмотку, прогибая концы изоляционного короба бО и устанавливая поверх него клин 50 о После выхода утюга 59 из паза якоря 27, т.е. окончания установки кли-. на 50, досылатель 5 клиньев усилием пружины кручения 55 и воздействием подпружиненного упора 63 на выступ 62 приподнимается до упора в подпружиненный рычаг 5б.По мере дальнейшего вращения кулачка 20 досылатель 5 клиньев возвращается в исходное положение посредством качающегося ры чага 51, ползуна 52 и толкателя 53. При этом выступ б2. отводится от упора 63, а досылатель 5 остается прижатым к рычагу 5б. При перемещении досылателя 54 клиньев в исходное положение, последний под действием рычага 56 соприкасается с наружной поверхностью якоря 27 и в конце своего хода вдоль последнего сходит с него, занимая исходное положение. Одновременно с началом возвратнопоступательного перемещения штока 6k вэл 34 проворачивается с помощью кулачйса t8 и рычажной системы 33, а материал клиньев 39 подается в зону отрезки через щель 43 ножа 42 в про. рези 49 зубцов 48 сухаря 47 с помощью обгонной муфты 35 а также ведущего 37 и ведомого 38 роликов. По окончании подачи материала для клиньев 39 вал 34 проворачивается в обратном направлении с помощью кулам ка 1.8 и рычажной системы 33. При это ведущий ролик 37 и материал 39 остаются неподвижными благодаря наличию в механизме 3 обгонной муфты 35 и тормозной колодки 36„ По окончании подачи материала 39 подвижный нож 4.1 перемещается относительно неподвижного ножа 42 с помощью кулачка 19 и подпружиненной ка ретки 40 (фиг. 1 и 2)i При достижении подвижным ножом 41 своей устрой кромкой щели 43 в неподвижном ноже 42, материал 39 отрезается, благодаря чему получается готовый клин 50, который остается в прорези 49 зубцов 48сухаря 47о Одновременно с этим, подпружиненная .кулиса 45 под.действием упирающегося в нее регулируемого упора 44 проворачивается вокруг неподвижной оси, и сахарь 47 вместе с клином 50, находящимся в прорези 49его зубцов 48 (фиг. 1), посредством пальца 46 перемещается относительно ножа 41 к обойме 28. Перемещение клина 50 относительно подвижногооножа 41 достигается за счет того, что подвижный нож 41 и регулируемый упор 44 перемещаются с одинаковой скоростью, а регулируемый упор 44, упираясь в подпружиненную кулису 45 между пальцем 46 и неподвижной осью кулисы, перемещает сухарь 47 со скоростью, большей скорости движения подвижного ножа 41. В конце хода сухаря 47 его зубцы 48 вводятся в радиальные канавки 31 обоймы 28, укладывая готовый клин 50, расположенный в щели 4Э зубца 48, в продольный паз 32 обоймы 28. Э 9 После возвращения досылателя 54 клиньев в исходное положение штыри 71 перемещаются в пазы 58 досылателя 54 клиньев (фиг, 4) с помощью кулачка 22, рычага б7, подпружиненного стержня 68 рычага 69 и ползуна 70. Затем с помо1Дью кулачка 17, подпружиненного ползуна 24, собачки 25 обойма 28 храповиком 26 поворачивается на одно пазовое деление. При этом под штыри 71 поступает новый клин 50, а прорезь 49 зубцов 48 сухаря 47 освобождается от предыдущего клина 50, после чего по мере дальнейшего вращения распределительного вала 16 все механизмы устанавливаются в исходное положение. В конце одного оборота распределительного вала 16, флажком 23 счетного приспособления выдается импульс о заклинивании первого паза якоря 27. После окончания заклинивания всех пазов якоря 27 с п.омощью счетного приспособления отключается двигатель 9 и включается тормозная муфта 12. Затем производится замена заклиненного икоря новым незаклиненным Применение изобретения позволяет повысить надежность работы устройства для установки клиньев в пазы якорей электрических машин за счет использования в устройстве механизма для прижима досылателя к бойме и механизма для фиксации клина в обойме. Формула изобретения Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин, содержащее корпус,на котором смонтированы механизм зажима и поворота якоря с обоймой для размещения пазовых клиньев, связанный с приводом, механизм ввода клиньев в пазы якоря, содержащий досылатель клиньев, снабженный упорами и уплотнительным утюгом, и механизм загрузки обоймы клиньями, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно содержит механизм для прижима досылателя к обойме и механизм для фиксации клина в обойме, при этом механизм для прижима досылателя выполнен в виде двуплечего рычага, шарнирно закрепленного на корпусе, на одном конце которого установлен прижим, а на другом конце шарнирно закреплен подпружиненный к корпусу шток, снабженный приводом его возвратнопоступательного перемещения в направг лении; перпендикулярном оси обоймы, механизм для фиксации клина в выполнен в виде ползуна, смонтированного в корпусе, снабженного штырями со скосами на их рабочей поверхности и приводом его возвратно-поступательного перемщемия 6 направлении, пер-, пендикулярном оси обоймы, досылагель клиньев снабжен пазёми для разме1чения штырей механизма фиксадш, на обойме выполнены радиальные канавки а механизм загруаки обоймы (сяйиьЯми выполнен в виде ка рёткй, устаноелеиной в корпусе и снабженной приводом ее возвратно-поступательного перемещения в направлении, перпендикуляр9НОМ оси обоймы, на каретке в направляющих элементах установлен сухарь«. снабженный зубцами, расположенными против радиальных канавок обоймы, не зубцах выполнены прорези для размещения клиньев при этом на сухаре установлен палец, контактирующий с кулисой, шарнирно закрепленнойна корпусе и подпружиненной к нему, а на каретке смонтирован регулируемый упор, расположенный между пальцем и шарнирюм кулисы и контактирующий с кулисой. . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1 Авторское свидетельство СССР Vf «99632, кл. Н 02 К 15/06, 1976. У У 061 . t5 ЛЖ fo s :;n n WWVVH ШМ «, i

SB

66

Я

Похожие патенты SU920969A1

название год авторы номер документа
Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин 1982
  • Ахаладзе Тенгиз Прокофьевич
  • Гесеев Марк Моисеевич
  • Калашян Игорь Артемович
SU1072194A1
Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины 1989
  • Ведмеденко Григорий Демьянович
SU1728910A1
Станок для заклинивания обмоток в пазах якоря электрической машины 1987
  • Ведмеденко Григорий Демьянович
  • Цыганков Владимир Федорович
  • Агранович Зинаида Менделевна
SU1480040A1
Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин 1973
  • Миндели Гиви Валерианович
  • Буачидзе Нодар Иванович
  • Ахаладзе Тенгиз Прокофьевич
SU499632A1
Устройство для укладки провода к станку для намотки якорей 1988
  • Герсамия Эдуард Галактионович
  • Габуния Нугзар Викторович
  • Чибурданидзе Джемал Харитонович
  • Кекенадзе Реваз Гервасович
  • Топурия Виталий Теймуразович
SU1584041A1
Устройство для изготовления клиньев статоров электрических машин 1986
  • Геселев Марк Моисеевич
  • Серебрякова Людмила Яковлевна
  • Топчиашвили Гиви Абрамович
  • Чадунели Кукури Михайлович
  • Жгенти Отари Эдуардович
SU1504744A1
Полуавтомат для укладки пазовойизОляции B МАгНиТОпРОВОд яКОРяэлЕКТРичЕСКОй МАшиНы 1979
  • Лупочкин Анатолий Григорьевич
SU845230A1
Швейный полуавтомат для изготовления прямых петель 1968
  • Рухович Евгений Рафаэльевич
  • Перцовский Глеб Абрамович
SU649765A1
Станок для намотки коллекторных элек-ТРичЕСКиХ МАшиН 1978
  • Миндели Гиви Валерианович
  • Буачидзе Нодар Иванович
  • Ахаладзе Тенгиз Прокофьевич
SU817886A1
Полуавтомат для укладки изоляции впАзы МАгНиТОпРОВОдА яКОРя 1975
  • Майсурадзе Теймураз Вахтангович
  • Топчиашвили Гиви Абрамович
SU817887A1

Иллюстрации к изобретению SU 920 969 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для установки клиньев в пазы якорей электрических машин

Формула изобретения SU 920 969 A1

27

М

Л

АА

5l

SU 920 969 A1

Авторы

Ахаладзе Тенгиз Прокофьевич

Геселев Марк Моисеевич

Калашян Игорь Артемович

Карабекян Врез Самвелович

Даты

1982-04-15Публикация

1980-05-27Подача