(5) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
I
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств.
Известно распределительное устройство для гидроусилителя рулевого, управления транспортного средства, «содержащее корпус, размещенный внутри него золотник, установленный с возможностью перемещения в корпусе и кинематически связанный одним своим торцом с подвижным элементом ручного насоса, а другим.- с рулевым колесом, причем в корпусе выполнено несколько проточек, соединенных гидролиниями с ручным насосом, гидронасосом, полостями исполнительного гидроцилиндра и гидробаком, при этом проточки, соединенные гидролиниями с .ручным насосом и с полостями исполнительного гидроцилиндра, расположены в упомянутом корпусе рядом друг с другом и напротив поясков, выполненных на золотнике tilОднако известное распределительное устройство не обеспечивает возможность эффективного гашения автоколебаний и не устраняет опасность кавитации.
Целью изобретения является повышение эффективности гашения автоколебаний и устранение опасности кавитации.
10
Указанная цель достигается тем, что на поясках, прилегающих к последним из упомянутых проточек, выполнены выточки с кромками, перекрывающими при одном положении золотника сообISщение соответствующей полости исполнительного гидроцилиндра с ручным . насосом и обеспечивающими дросселирование жидкости из ручного насоса
20 в ту же полость исполнительного гидроцилиндра при другом положении золотника, причем ширина указанных выточек превышает расстояние между смежными проточками. На фиг. 1 представлена схема распределительного устройства, для гидроусилителя рулевого управления; на фиг. 2 - график характеристики дросселирования соответственно уровню развития техники; на фиг. 3 то же, соответственно предлагаемому устройству. Ручной насос 1 неподвижно соединен с помощью карданного вала 2 с одним концом золотника 3 распределительного устройства. Другой конец зо лотника 3 снабжен наклонным пазом k. Рулевой вал 5 установленный в золотнике 3 распределительного устройства и имеющий возможность вращения, снабжен радиальным штифтом 6, скользящим в наклонном пазу 4 золотника 3 распределительного устройства. Рулевой вал 5 кинематически связан с рулевым колесом (не показано) . Поскольку рулевой вал 5 установлен в корпусе распределительного устройства неподвижно в осевом направлении, при повороте вала 5 относительно золотника 3 последний так же совершает поворот вокруг оси. Торсионный стержень (не показан) центрирует золотник 3 в нейтральном положении. - Кроме того, в корпусе распределительного устройства установлены два обратных клапана 7 и 8, которые при возникающей кавитации позволяют пополнить маслом как камеры ручного насоса 1, так и полости исполнительного гидроцилиндра. С началом поворота рулевой вал 5 поворачивается с помощью торсионного стержня относительно золотника 3 распределительного устройства в результате преодолеваемого момента вращения ручного насоса 1. Вследстви этого золотник 3 распределительного устройства перемещается в зависимости от направления поворота рулевого колеса налево или направо, в результате поток рабочей жидкости от гидронасоса 9, предназначенный для сервоусиления, в направлении гидробака дросселируется. Этим вызывается увеличение давления в гидролинии 10. Одновременно это давление передается через проточку 11 или 12 и гидролинию 13 или Ц в соответствующую приемную камеру ручного насоса 1. Выпускная камера ручного насоса 1 связана с соответствующей полостью исполнительного гидроцилиндра 15 9 4 через проточку 16 или 17- Другая полость исполнительного гидроцилиндра связана через проточку-18 или 19 с гидробаком 20. Если бы, соответственно уровню развитиятехники, проточка 16 или 17 была бы выполнена в виде фаски, скошенной кромки или скошенного уступа, характеристика дросселирования на ней выглядела бы соответственно фиг. 2. При этом на оси у изображено давление, на положительной оси х ход золотника 3 распределительного устройства направо, а на отрицательной оси X - его путь налево. Начиная от закрытого положения проточки 16, находящегося несколько левее нейтрального положения золотни 3, дросселирование потока рабочей жидкости падает (кривая а). В результате этого при нейтральном положении золотника 3 дросселирование потока рабочей жидкости, идущей через проточку 12, а также демпфирование, высокое, а при крайнем положении золотника - низкое. Подобная характеристика приводит к указанным недостаткам. Характеристика выравнивания давления гидролинии 10 гидронасоса 9 обозначена кривой Ь. Если на прилегающих к проточкам 16 или 17 поясках 21 и 22 выполнить выточки 23 и 2, поток рабочей жидкости при нейтральном положении золотника 3 дросселируется незначительно. Гашение (демпфирование) колебаний достигается при соответствующем осевом перемещении золотника 3 благодаря фаскообразным выступам в форме выточек 23 и , ширина которых больше, чем расстояние между смежными проточками в корпусе. При таком выполнении получается характеристика дросселирования соответственно фиг. 3 В зоне нейтрального положения золотника 3 рабочая жидкость практически не дросселируется, т.е. не затрудняется автоматическое возвращение рулевого управления в положение для движения в прямом направлении, а обратные клапаны 7 и 8 могут стать эффективными при возникающей кавитации в исполнительном гидроцилиндре. По мере увеличения перемещения золотника 3 дросселирование рабочей жидкости увеличивается. Тем самым гашение колебаний становится эффективным лишь в таком положении золотника когда они действительно могут возникнуть.
Если рулевой вал 5 поворачивается по отношению к золотнику 3. золотник 3 в зависимости от направления вращения рулевого колеса перемещается вправо или влево в осевом направлении. За счет этого поток рабочей жидкости от гидронасоса 9 к гидробаку 20 перекрывается и в нагнетательной гидролинии гидронасоса 9 давление увеличивается. Одновременно это давление через проточку 11 или 12, гидролинию 13 или передается на вход ручного засоса 1. Выход ручного насоса 1 через проточку 16 или 17 соединен с одной полостью исполнительного гидроцилиндра 15, а другая его полость соединена через проточку 18 или 19 с гидробаком 20.
При нейтральном положении золотни ка 3 поток рабочей жидкости течет практически беспрепятственно. При последующем перемещении золотника 3 давление рабочей жидкости увеличивается, и гашение колебаний путем дросселирования потока рабочей жидкости эффективно только в положении золотника, при котором эти колебания действительно возможны.
Формула изобретения
Распределительное устройство для гидроусилителя рулевого управления
233586
транспортного средства, содержащее корпус, размещенный вн-утри него золотник, установленный с возможностью перемещения в корпусе и кинематически связанный одним своим торцом с подвижным элементом ручного насоса, а другим - с рулевым колесом, причем в корпусе выполнено несколько проточек, соединенных гидролиниями
to с ручным насосом, гидронасосом, полостями исполнительного Гидроцилиндра и гидробаком, при этом проточки, соединенные гидролиниями с ручным насосом и с полостями исполнительноtS го гидроцилиндра, расположены в упомянутом корпусе рядом друг с другом и напротив поясков, выполненных на золотнике, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности гашения автоколебаний и устранения опасности кавитации, на поясках, прилегающих к последним из упомянутых проточек, выполнены выточки с кромками, перекрывающими при
25 одном положении золотника сообщение соответствующей полости исполнительного гидроцилиндра с ручным насосом и обеспечивающими дросселирование жидкости из ручного насоса в ту же
30 полость исполнительного гидроцилиндра при другом положении золотника, причем ширина указанных выточек превышает расстояние между смежными проточками.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент ФРГ V }ЦЪО(66, кл. В 62 D 5/06, 1977 (прототип).
«а
/ II . fTftrf fe 3 ZI
го
.
17 //
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Рулевое управление транспортного средства с шарнирно-сочлененной рамой | 1980 |
|
SU882809A1 |
Электрогидравлическое устройство рулевого управления транспортного средства | 1985 |
|
SU1337306A1 |
Рулевое управление транспортного средства | 1980 |
|
SU893662A1 |
Гидравлическая система транспортного средства | 1979 |
|
SU867754A1 |
Объемный гидропривод рулевого управления транспортного средства | 1984 |
|
SU1180291A1 |
Гидравлическая система управления механизмами транспортного средства | 1987 |
|
SU1504142A1 |
Гидравлическая система управления поворотом гусеничной машины | 1983 |
|
SU1134455A1 |
Гидравлическая система транспортного средства | 1978 |
|
SU765081A1 |
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства | 1983 |
|
SU1126481A1 |
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства | 1980 |
|
SU901132A1 |
Авторы
Даты
1982-04-23—Публикация
1979-02-15—Подача