(5) ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU925689A2 |
Ходоуменшитель транспортного средства | 1977 |
|
SU673477A1 |
Многодиапазонный гидромеханический ходоуменьшитель транспортного средства | 1987 |
|
SU1418087A1 |
Ходоуменьшитель для самоходной машины | 1972 |
|
SU482334A1 |
Ходоуменьшитель для самоходной машины | 1984 |
|
SU1152816A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства | 1980 |
|
SU878612A1 |
Гидромеханический ходоуменьшительдля зЕМлЕРОйНОй МАшиНы | 1979 |
|
SU819285A1 |
Гидромеханический ходоуменьшитель землеройной машины | 1983 |
|
SU1089214A1 |
Система приводов трактора | 1983 |
|
SU1131686A1 |
Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины | 1981 |
|
SU981027A2 |
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения этих средств на пониженных скоростях По основному авт. св. № извес тен ходоуменьшитель транспортного сред |ства,содержащий трехзвенный дифференциал, первое звено которого связано с двигателем, второе - с движителем транспортного средства, а третье с основной гидромашиной постоянного рабочего объема, дополнительную гидр машину постоянного рабочего объема с дроссельным регулятором потока, приводимую от двигателя, и основной двухпозиционный распределитель, связанный с одной стороны с напорной гидролинией дополнительной гидромашины, а с другой стороны с напорной гидролинией основной гидромашйны гидролиния низкого давления которой сообщена с гидроОаком, причем вход и выход дроссельного регулятора потока сообщены соответственно с напорной гидролинией и гидролинией низкого давления основной гидромашины, а напорная гидролиния дополнительной гидромаши«ы связана с основным двухпозиционным распределителем, сообщающим в одном положении налорную гидролинию дополнительной гидромашины с гидролинией низкого давления основной гидромашины, а в другом положении - напорные гидролинии основной и дополнительной гидромашины 1. Недостатком известного ходоуменьшителя является ограниченный диапазон регулирования скорости движения транспортного средства. Цель изобретения состоит в расширении диапазона бесступенчатого регулирования пониженной скорости движения транспортного средства без снижения его КПД. 39 Это достигается тем, что известный ходоуменьшитель транспортного средства снабжен механизмом переключения выполненным в виде тормоза и муфты, при этом последняя установлена мещу двигателем и первым звеном дифференциала, а тормоз связан с первым звеном дифференциала. На чертеже изображена схема ходоуменьшителя транспортного средства. Ходоуменьшитель включает трехзвенный дифференциал и гидросистему Трёхзвенный дифференциал 1 установлен 3 кинематической цепи трансмиссии так, что его первое ведущее звено, например, коронная шестерня 2 1соединена с двигателем, второе ведомое звено, например водило 3 с движителем через коробку f переме ны передач и задний мост 5, а третье промежуточное звено - солнечная шестерня 6 - с основной гидромашиной постоянного рабочего объема Гидросистема ходоуменьшиТеля вкл чает гидробак 7, распределитель 8, основную 9 и дополнительную 10 гидромашины постоянного рабочего объема, а также дроссельный регулятор 11 потока. В гидросистеме используется предохранительный клапан 12 и фильтр {не показан) в гидролинии 13. Гидромашина 9 подключена к гидробаку 7 с помощью гидролинии- низкого давления 13, а к распределителю 8 - с помощью дополнительной гидролинии. Дроссель ный регулятор 11 подключен к распре делителю и одновременно к напорной гидролинии 15. Гидромашина 10 подклю чена к гидробаку 7 и распределителю 8 соответственно гидролиниями 16 и 17. Вал гидромашины 9 соединен чере зубчатую передачу с солнечной шестерней 6 дифференциала, а вал гидромашины 10 - через зубчатую переда чу с двигателем. Между двигателем внутреннего сго рания 18 и коронной шестерней 2 установлен механизм переключения 19 который состоит из муфты 20, соедин щей или разъединяющей коронную шеетеню с двигателем, и тормоза 21, блокирующего коронную шестерню на невращающий элемент, например корпус трансмиссии. 8 качестве механиз переключения может быть использован любое другое устройство, например зубчатая муфта. При работе ходоуменьшителя обеспечивается движение транспортного средства в одном из трех поддиапазонов бесступенчатого изменения пониженной скорости - низшем, среднем и высшем. Настройка на каждый поддиапазон осуществляется водителем с помощью распределителя 8 и механизма переключения 19. Настройка на работу в первом поддиапазоне осуществляется при включении тормоза 21 и выключении муфты 20 механизма переключения и включения распределителя в нижней позиции. В этом случае коронная шестерня 2 дифференциала муфтой 20 отсоединена от двигателя и не вращается за счет блокирования ее тормоза 21 на корпус, а напорная гидролиния 17 дополнительной гидромашины 10 соединена с напорной гидролинией 15 основной гидромашины 9. Тогда мо1цность от двигателя подводится к гидромашине 10, которая, вращаясь, подает масло из гидробака 7 по всасывающей гидролинии 16 в напорную гидролинию 17 и к распределителю 8. Далее рабочая жидкость под напором по гидролинии 15 подводится к гидромашине 9 заставляя ее вращаться. В рассмотренном случае гидромашина 10 работает в режиме насоса, а гидромашина 9 - в режиме гидромотора. Поток мощности от гидромашины 9 подводится к солнечной шестерне 6 и далее - к коробке Ц перемены передач, заднему мосту 5, движителям ;,--. средства, заставляя их вращаться и перемещая при этом транспортное средство. При изменении настройки регулятора 11 потока поступательная скорость транспортного средства также изменяется от нуля (транспортное средство стоит), когда регулятор потока открыт полностью и пропускает через себя на слив всю жидкость, нагнетаемую гидромашиной 10 до максимальной скорости первого поддиапазона, когда регулятор закрыт и весь поток масла от гидромашины 10 подается к гидромашине 9. Для первой настройки регулятора потока гидромашина 9 остановлена, а следова .: тельно, остановлено транспортное средство, для второй настройки гидромашина 9 вращается с максимальной скоростью - транспортное средство при этом также перемещается с максимальной скоррстью V первого поддиапазона. При плавном изменении настройки регулятора потока между двумя крайними положениями поступательная скорость транспортного средства бес ступенчато изменяется в диапазоне (O-Vy). Мощность дросселирования в этом случае определяется величиной потока, задаваемого гидромашиной 10 и давлением в гидролинии 15. При необходимости увеличить скорость транспортного средства водитель устанавливает второй поддиапазон, для чего выключает муфту 20 и включает муфту механизма переключения 19, одновременно распределитель устанавливается в верхнюю позицию. В этом случае коронная шеетерня 2 разблокируется и соединяется с двигателем, а гидролиния 17 соединяется с помощью дополнительно гидролинии }Ц с гидромашиной 9 и гидролинией низкого давления 13,Тогда мощность от двигателя будет подводиться к дифференциалу и делит ся на два потока: первый - через водило подводится к движителям; вто рой - через солнечную шестерню и зубчатую передачу привода передается к гидромашине 9. Гидромашина под действием подводимого от двигателя вращающего момента, разгоняяся, подает рабочую жидкость из гидролинии Т по напорной гидролинии 15 к вхо ду регулятора 11 потока и предохранительному клапану 12 и развивает при этом производительность, равную заданному регулятором расходу. Гид Ромашина 9 работает здесь с подпитко от гидромашины 10, При изменении водителем настройки регулятора 11 потока изменяется также и угловая скорость гидромашины 9 при этом изменяется кинематическое передаточное число дифференциала и трансмиссии в целом, а следовательно, и скорост транспортного средства. При открытом регуляторе угловая скорость гидромашины 9 максимальная, а скорость сред ства минимальная для второго поддиапазона. За счет подбора параметров ходоуменьшителя возможно получить, чтобм минимальная скорость второго поддиапазона была равна максимальной скорости первого. Тогда возможен плавный переход без скачка скорости при переключении с первого под диапазона на второй. При закрытом регуляторе 11 потока гидромашина 9 стоит, а скорость транспортного средства максимальная - /)(. Для второго поддиапазона. Общий диапазон бесступенчатого изменения скорости транспортного средства при изменении настройки регулятора 11 потока во втором поддиапазоне будет составлять (Vx -Vxij), Мощность дросселирования в этом случае определяется величиной потока, задаваемого гидромашиной 9, и давлением в гидролинии 15, При дальнейшем увеличении скорости необходимо перестроить ходоуменьшитель на третий поддиапазон, В этом случае механизм переключения 19 остается в том же положении, что и во втором поддиапазоне, а распределитель 8 включается в нижнюю позицию. Тогда мощность от двигателя будет делиться на два потока: первый через зубчатую передачу подводится к гидромашине 10, второй - к дифференциалу 1. Работа гидропередачи протекает так же, как и в первом поддиапазоне. Оба потока мощности суммируются на выходном звене дифференциала - водиле, и далее обычным образом мощность подводится к движителям. Регулирование скорости осуществляется так же, как и в первом поддиапазоне: при открытом регуляторе 11 потока скорость трактора минимальная третьего поддиапазона, при закрытом - скорость максИмаЛьная для третьего поддиапазона Vyj, Мощность дросселирования в третьем поддиапазоне будет определяться производительностью одной гидромашины и давлением в гидролинии . Таким образом, перенастраивая ходоуменьшитель последовательно с первого до третьего поддиапазона возможно получить диапазон скоростей большей, чем в двухдиапазонном ходоуменьшителе, При этом в трехдиапазонном ходоуменьшителе мощность дросселирования будет оставаться на прежнем уровне, как и у двухдиапазонного. Т,е, расширение диапазона скоростного регулирования в предлагаемой заявке достигается без снижения КПД транспортного средства. Формула изобретения Ходоуменьыитель транспортного средства по авт.св. № бУЗ о тли чающийся тем, что, с целью расширения диапазона бесступе чатого регулирования пониженной ско рости движения транспортного средства без снижения его КПД, он снабжен механизмом переключения, вы90 полненным в виде тормоза и муфты, при этом последняя установлена между двигателем и первым звеном дифференциала, а тормоз связан с первым звеном дифференциала. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № , кл. В 60 К 17/10, 1977 (прототип).
Авторы
Даты
1982-05-07—Публикация
1980-08-08—Подача