(5) СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ, ТОРМОЗКОМ ПЕРВИЧНОГО ВАЛА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И УСТРОЙСТВОМ БЛОКИРОВКИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам управления муфтой сцепления и коробкой передач самоходных машинj главным образом, самоходного зерноуборочного комбайна.
Известно устройство управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и блокирующим механизмом переключения, содержащее педаль сцепления, гидроаккумулятор и исполнительные механизмы муфты, тормозка и блокировки переключения передач, а также главный цилиндр сцепления, входное звено которого связано с педалью сцепления, а выходное с исполнительными механизмами 13.
Недостаток данного устройства заключается в его сложности, обусловленной наличием автономного источника давления, гидроаккумулятора и следящего сервомеханизма.
Целью изобретения является упрощение устройства.
Цель достигается тем, что гидравлическая часть системы комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и. устройством блокировки переключения передач транспортного средства является замкнутой гидравлической системой, а сама система
ГО комбинированного управления снабжена односторонним гидрозамком с регулирующим элементом, исполнительные механизмы муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач
15 и устройством блокировки переключения передач, выполненным в виде гидроцилиндров, при этом полости гидро.цилиндров муфты сцепления и устройства блокировки переключения передач
20 сообщены непосредственно с главным цилиндром, а полость гидроцилиндра тормозка первичного вала коробки передач соединена с главным цилиндром : 392 через односторонний гидроэамок с регулирующим элементом, при этом регулирующий элемент последнего кине--:, магически связан с рычагом переключения передач с возможностью открытяя гидрозамка при нейтральном положении рычага переключения. На фиг.1 показана схема системы, при открытом положении гидрозамка и нейтральном положении рычага переключения передач-, на фиг.2 - то же, при закрытом положении гидрозамка и включенной передаче. Система управления включает педаль сцепления 1, главный цилиндр 2 сцепления,; исполнительные механизмы, выполненные в виде гидроцилиндров 3-5, приводящие в действие муфту.6 цепления, тормозок 7 первичного вала 8 коробки передач, шток 9 устройства блокировки передач (на чертежах устройство не показано) Система содержит также механизм 10 связи с рычагом переключения передач. Главный цилиндр 2 известной конструкции, шток 11 цилиндра соединен с педалью 1.. Рабочие полости гидроцилиндров 3-5 соединены с главным цилиндром 2 через односторонний гидрозамок 12 с регулирующим устройством. Полость 13 гидрозамка, в которой установлен под пружиненный шарик 14, соединена с полостью главного цилиндра 2 и с полостями гидроцилиндрое 3-5, плунжеры которых соответственно связаны с муф той 6 сцепленця и штоком 9 устройства блокировки переключения передач. Полость 15 гидрозамка 12 соединена с рабочей полостью гидроцилиндра kf плунжер которого связан с тормозком 7..В полости 15 установлен ре гулирующий элемент 16, кинематически связанное с рычагом переключения передач посредством рычажного механиз- ма 10, Последний содержит два установлен ных на общем основании поворотных ры чага 17 и 18. Первый из них одноплечий, свободное плечо которого располагается под регулирующим элементом 16 с возможностью контакта с ним, а второй двуплечий, одно плечо 19 которого тягой 20 соединено с рычагом переключения передач, а второе плечо 21 штангой 22 соединено со средней частью одноплечего рычага 17 Длины плеч рычагов, тяги 20 и штанги 22 выбраны из условия, что при нейтральном положении рычага пе-. реключения передач регулирующий элемент 16 удерживает гидрозамок 12 в открытом положении, а по всех других положениях рычага - в закрытом положении (см,фиг.2). Параметры регулирующего элемента 16 выбраны из условия переливания из полости гидроцилиндра объема рабочей жидкости, достаточного для размыкания тормозка 7. Заполнение полостей исполнительных гидроцилиндров рабочей жидкостью, а также компенсация возможных утечек производится через главный цилиндр 2 сцепления. Устройство работает следующим образом. При нейтральном положении рычага переключения передач и в исходном положении педали 1 гидрозамок 12 открыт, а шток 11 главного цилиндра 2 сцепления максимально выдвинут наружу, в результате чего муфта 6 нахо- ; дится в замкнутом, тормозок 7 в разомкнутом, а механизм блокировки переключения передач в деблокированном состоянии. При нажатии на педаль 1 возникающее в главном цилиндре 2 давление через гидрозамок 12, регулирующий элемент которого продолжает удерживаться рычагом 17, передается гидроцилиндрам 3-5, в результате чего муфта 6 размыкается, тормозок 7 замыкается и удерживает вал 8 коробки передач от вращения, а шток 9 освобождает механизм переключения передач. Вся система подготовлена к переключению передач. Удерживая педаль в нижнем положении, переводят рычаг переключения передач из нейтрального положения в другое, необходимое, при этом рычаг 17 (см.фиг.2) отводится от регулирующего элемента 16 и гидрозамок 12 перекрывает связь гидроцилиндра k тормозка 7 с главным цилиндром 2.. Дальнейшее опускание вниз регулирующую элементы 16 создает условия для вытеснения рабочей жидкости из полости гидроцилиндра Л в полость гидрозамка 12, в результате чего тормозок 7 размыкается и освобождает первичный вал в коробки передач. После включения передачи освобождают педаль 1 сцепления и она возвращается в исходное положение, одновременно увлекая за собой шток 11 главного цилиндра 2 сцепления и пер мещая его в крайнее выдвинутое поло жение. Вытесненная ранее из цилиндр 2 рабочая жидкость возвращается обратно, в результате чего муфта 6 за мыкается, а шток 9 блокировки механизма переключения передач занимает исходное положение. Повторное переключение передач производят в том же порядке путем пе ревода рычага переключения через ней тральное положение, в результате чего открывают гидрозамок и подготавли вают систему для последующего замыкания тормозка 7. Предлагаемая система позволяет упростить конструкцию и повысить надежность работы. Формула изобретения Система комбинированного управления муфтой сцепления, тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач транспортного средства, содержащая главный цилиндр сцепления, кинематически связанный с педалью сцепления, исполнительные механизмы соответственно муфты сцепления, тормозка первичного вала коробки передач и устройства блокировки переключения передач, каждый из которых связан с главным цилиндром сцепления, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции путем создания замкнутой гидравлической системы управления, она снабжена односторонним гидрозамком с регулирующим элементом, а исполнительные механизмы выполнены в виде гидроцилиндров, при этом полости гидроцилиндров муфты сцепления и устройства блокировки переключения передач сообщены непосредственно с главным цилиндром, а полость гидроцилиндра тормозка первичного вала коробки передач соединена с главным цилиндром через односторонний гидрозамок с регулирующим элементом, при этом регулирующий элемент последнего кинематически связан с рычагом переключения передач с возможностью открытий гидрозамка при нейтральном положении упомянутого рычага переключения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 53081А, кл. В 60 К 23/02, 1976 (прототип). фуг, Z
Авторы
Даты
1982-05-07—Публикация
1980-08-28—Подача