1
Изобретение относится к технологическому оборудованию для ремонта электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности для извлечения обмотки из коллектора.
Известно устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте электрических машин, содержаш,ее механизм поворота коллектора, нагреватель в виде электродов, подключенных к трансформатору, и механизм для извлечения обмотки из коллектора.
В известном устройстве механизм для извлечения концов обмотки из коллектора выполнен в виде захвата, расположенного со стороны лобовой части обмотки, вследствие чего необходим минимальный изгиб концов проводников, остаюшихся в петушках коллектора после подрезки лобовой части обмотки, что достигается тщательным выполнением подрезки и последующим выправлением проводников ,}.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте
электрических машин, содержащее механизм поворота коллектора, нагреватель и рабочий механизм в виде ряда толкателей с приводом возвратно-поступательного перемещения 2.
Недостатком известного устройства является то, что оно может использоваться только при непрерывном ручном управлении с подстройкой положения толкателей по уровням дна шлицев.
Цель изобретения повышение качества
10 обработки коллекторов за счет зачистки дна щлицев.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено захватами с элементами для предохранения толкателя от пере15грузок, каждый из тблкателей выполнен в виде ряда стержней, связанных с приводом через захваты, а один конец каждого из стержней разделен продольными прорезями на части, снабженные режущими выступами и отогнутые от плоскости перемещения толкателя.
На фиг. 1 изображено устройство для извлечения обмотки из коллектора при ремонте электрических машин; на фиг. 2 - сечение А--А на фиг. i; на фиг. 3 сте|)жни рабочего механизма. Устройство содержит рабочий ме.ханизм, выполненный в виде ряда стержней 1. Стержни 1 разделены клином 2 и по.мещены в обойму 3, закрепленную на стойке 4. Обойма 3 5 и клин 2 снабжены прохюльными прорезями 5, нроходящими по середине стержней 1 и сжаты между прорезями скобами 6, которые прикреплены винтами 7 к стойке 4. В верхней части клина 2 (фиг. 2) выпол- ,Q 1ены упоры 8, а стержни 1 сжаты вилками 9. Каждая из ветвей вилки 9 служит самовыключающимся захватом для одного нз стержней и с этой целью снабжено наклонным ведущим торцем 10 и зацепом 1 для возврата стержня 1 в исходное положение до 15 упора б. Каретка 12, скользящая по стойке 4, имеет разъемиое соединение с приводом возвратно-поступательного перемещения (не показано) и связана с вилками 9 при ходе вниз набором вставок 13 и выстунами 14 и 15, а при ходе вверх - перегородкой 16. Устройство также содержит коллектор 17, его петушки 18 с впаянными в них проводника.ми обмотки 19, уравнителями 20 и верхни.ми расклинками 21, электроды 22 и 23 для контактного нагрева, каретку 24, смонтированную на направляюш,их корпуса, и насадку 25 для продувки шлицев сжа.тым воздухом. Рабочий механизм установлен на каретке 24 с помощью кронштейна 26, укрепленного на стойке 4 и винтов 27 и 28. Нижний конец каждого из стержней 1 разделен продольными прорезями на части, снабженные режущими выступами 29 и отогнутые от плоскости перемещения толкателя. В исходном положении части стержня сведены вместе обоймой 3, сжатой скобами 6, продольными прорезями на части, снабженные режущи.ми выступами 29, которым приданы предварительные прогибы друг от друга. В исходно.м положении части стержня сведены вместе обоймой 3, сжатой скобами 6 Устройство работает следующим обраПосле подрезки лобовой части обмотки и удаления ее из сердечника якорь или отдельный коллектор закрепляют на поворотном Механизме, подводят электроды 22 и 23 (фиг. 1), производят шаговый поворот коллектора на две ла.мели и включают нагреватель и привод рабочего механизма. Каретка 12 идет вниз и выступами 14 через вставки 13 нажи.мает на выступы 15 BH;IOK 9, которые наклонны.ми торцами 10 подводят по тр;1 передних стержня от каждой нз двух составных иластин до упора к торцам |;;.;,5подников обмотки 19 и уравнителей 20, ;;п;. в ьчлицы ДВУХ петушков коллек9.304 тора. В это.м положении каретка 12 вилки 9 и HjecTb передних стержней остаются под усилием привода до тех пор, пока петущки не разогреваются до температуры плавления припоя. Подбором упругости вилки 9 и угла наклона ее торца 10 усилие отключения каждого из стержней 1 устанавливается в пределах 50-100 кгс - больгие, чем приходящееся на него сопротивление концов об.мотки выводу из шлица при расплавленном припое, а усилие привода выбирается меньшим суммы усилий отключения шести первых стержней. После расплавления припоя стержни начинают последовательно под действием каретки 14 и вставок 13 в.хЪдить в шлицы. выталкив ая из них концы обмотки. Те из стержнеи, которые попадают за уровень дна шлицев или на электрод 23, отключаются и остаются в упоре за счет прогиба вилки 9 и соскальзывания торца 10 с кромки стержня 1. Остальные стержни проходят шлиц с уравнительны.ми проводника.ми 20 беспрепятственно, а в соседнем шлице без уравнителей с меньши.м наклоно.м дна часть стержней отключается от привода при упоре в дно Н1лица. Последовательность ввода стержней в шлицы задана подбором длины вставок 13 так, чтобы первые два - четыре стержня, которые могут попасть в дно шлица, шли вниз первыми, и только поеле полного вы.хода их из шлица (или остановки в унорс) в него входили остальные стержни, во избежание заклинивания последнн.х конца.ми обмотки, еще не выведенными из 1нлица электродом 23. Кроме того, в каж.той нз составных пластин все стержни, кро.ме первых трех, отклонение петушков от радиуса наименьп1ее, начинают движение с небольншм отставанием друг от друга для того, чтобы ноперечное с.мещение предыдуHiero стержня, возникщее из-за отклонения петупжов от .радиуса, передавалось следующему стержню (до его входа в шлиц) через разрезные клин 2 и обойму 3, а также через скобы 6. Надежное выведение из щлица верхних расклинок, 21 (фиг. 1) ири наклонной (до 45°) линии хода и прн ограниченной из-за электрода 23 ц ирине подвижной пластины обеспечивается выборо.м обратного угла наклона нижних кро.мок у неско..1ьких стержней . действуюнхих вблизи электрода 23. Пр.и входе в шлицы нижние частн стержней 1, упруго сжатые обоймой 3 и клипом 2 (фиг. 3), расходятся и прижимают режущмс устчпы 29 к стенкам ньтида. В конце прямого хода автомаTiiiecKH переключается на обратный ход и включается продувка шлицев сжаты.м воздухом через насадку 25 (фиг. 1). Каретка 12 движется вверх и перегородкой 16 тянет вилки 9, которые зацепами 11 выводят
стержни из шлицев. При этом режущие уетуиы 29 зачищают поверхности иклицев, а сжат1 11 1 воздух удаляет расплавленный припой.
Изобретер1ие позволяет повыситькачество обработки коллектора за счет выполнения рабочего механизма в виде ряда стержией, снабженных режуи1ими выстунами, что позволяет одиовре.менно с извлечением обмотки зачин1ать поверхности шлицев петушков коллектора.
Формула изобретения
Устройство для извлечения oб 4oтки из коллектора при ремонте электрических машин, содержащее механизм поворота коллектора, нагреватель и рабочий механиз.м в виде ряда толкателей с приводом возвратно-постунательного иеремеп.1ення, отличающееся тем, что, с целью повышения качества обработки коллекторов, за счет зачистки дна шлицев, опо снабжено захватами с элементами для предохранения толкателей от перегрузок, каждый из толкателей выполнен в виде ряда стержней, связанных с приводом через захваты, а один конец каждого из стержней разделен продольными прорезями на части, снабженные режущи.ми выступами и отогнутые от плоскости перемещения толкателя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 334898, кл. Н 02 К 15/00, 1973.
2.Сборочный чертеж оправки для выбивки щинок из ко,ллектора ЭД-107 № 202..70900 Смелянского электромеханического ремонтного завода. 1971.
/5
Фиг2
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1978-12-21—Подача