Изобретение относится к транс- портному машиностроению, в частности к системам управления колесами прицепов.
Известно устройство для управления колесами прицепа, соединенно.го посредством дышла с т-ягачем, содержащее передний и задний поворотные рычаги, установленные шарнирно соответственно на раме тягача и прицепа и соединенные тросовым приводом, стопорный узел, который размещен на переднем поворотном рычаге, и гидроусилитель рулевого управления, кинематически связанный с поворотными колесами прицепа и задним поворотным рычагом 1.
Такое устройство недостаточно на-, дежно в работе.
делью изобретения является повышение надежности устройства в работе.
Указанная цель достигается тем, что стопорный узел выполнен в виде приводного механизма, шарнирно сое- диненного с одним плечом коромысла, . другое плечо которого кинематически связано с торцом подвижно установленного в направляющей втулке подпружиненного пальца, причем на пальце закреплен фрикционный диск, установленный с возможностью взаимодействия с другим фрикционным диском, закрепленным на переднем поворотном рычаге, а кинематическая связь заднего поворотного рычага с гидроусилителем рулевого управления выполнена при помощи передаточного механизма и горизонтального вала.
На фиг.1 изображен автопоезд; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.3 вид Б фиг.1; на фиг.4 - вид В фиг.1; на фиг.5 - разрез Г-Г фиг.2.
Устройство для управления колесами прицепа 1, соединенного тросовым приводом 2 и дышлом 3 с тягачом 4, включает передний и задний поворотные рычаги 5. Передний рычаг 5 оснащен стопорным устройством, содержащим приводной механизм 6 (например, пневмокамеру), который шарнирно соединен с коромыслом 7. Противоположный конец последнего упирается в торец пальца 8, на конце которого закреплен фрикционный диск 9. Палец 8 подвижно установлен в направляющей втулке 10 (например, при помощи шлицевого соединения), оснащен ограничительным кольцом 11 и взаимодействует с пружиной 12. Диск 9 смонтирован с возможностью-взаимодействия
с фрикционным диском 13, который естко крепится к переднему рычагу 5. оследний шарнирио соединен с тягой 14 ручного управления. Задний рьпаг 5 установлен на прицепе 1 и синхронизирован по углу поворота с регу- 5 ировочной сошкой 15 при помощи передаточного механизма (например, конических зубчатых шестерен 16) и оризонтального вала 17. Сошка 15 осажена неподвижно на валу 17 и Ю заимодействует с. гидроусилителем 18, привод которого осуществляется от раздаточной коробки тягача. Гидроусилитель 18 состоит из распределителя и гидроцилиндра (на фигурах не 15 показаны) и при помощи рулевых тяг 19 связан с поворотными колесами 20 рицепа 1.
Устройство для управления колесами прицепа работает следующим обра- 20 зом.
При автоматическом режиме работы в пневмокамеру 6 сжатый воздух не подается и диски 9 и 13 при помощи пружины 12 и пальца 8 прижимаются 25 друг к другу, исключая поворот перед-него рычага 5 относительно тягача 4, При движении по траектории поворота в автопоезде между тягачом 4 и дышлом 3 образуется угол переднего сКла- д дывания, величина которого при помощи привода 2 передается на задний рычаг 5. Этот рычаг поворачивается и при помощи шестерен 16 приводит во вращение вал 17 с сошкой 15. Последняя взаимодействует с гидро- усилителем 18, который при помощи тяг 19 поворачивает колёса 20 прицепа 1. При этом, передаточное от-, ношение шестерен 16 выбрано таким,. что угол поворота заднего рычага 5 40 находится в определенном соотношении с углом поворота сошки 15 и соответственно колес 20, величина поворота которых определяет вписываемость автопоезда на повороте. 45
В практике эксплуатации лесовозных автопоездов часто возникают ситуации, когда необходимо изменять угол поворота управляемых колес 20 независимо от переднего угла скла- 50 дывания автопоезда, например при движении между деревьями в лесу или при маневрировании задним ходом. В таких случаях система управления переводится на ручной режим. Для 55 этого в пневмокамеру б подается , . сжатый воздух (например, от ресивера тормозной системй тягача 4), шток ее выжимается при помощи коромысла 7, давит на палец В, сжимая пружину л
12, освобождая диск 13 и передний рычаг 5. Управление поворотом рычага 5 осуществляется из кабины водителя тягой 14..
Таким образом, выполнение устройства для управления колесами прицепа согласно изобретению позволяет упростить его конструкцию за счет значительного снижения усилий в тросовом приводе, величина которых по расчетным данным составляет 5-6 кг, т.е. тросовый привод практически не несет нагрузок, а служит только для привода системы управления, а -также дает возможность в 2-3 раза повысить надежность устройства в работе, что необходимо для использования его на лесовозных автопоездах.
Формула изобретения
Устройство для управления колесами прицепа, соединенного посредством ДЕлшла е тягачем, содержащее передний и задний поворотные рычаги, установленные шарнирно соответственно на раме тягача и прицепа и соединенные между собой тросовым приводом, сто-, порный узел, установленный на переднем поворотном рычаге, и гидроусилитель рулевого управления, кинематически связанный с поворотными колесами прицепа и задним поворотным рычагом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, стопорный узел выполнен в виде приводного механизма, шарнирно соединенного с одним плечом коромысла, другое плечо которого кинематически связано с торцом подвижно установленного в направляющей втулке, подпружиненного пальца, причем на пальце закреплен фрикционный диск, установленный с возможностью взаимодействия с другим фрикционным диском, закрепленным на переднем поцрротном рычаге, а кинематическая связь заднего поворотного рычага с гидроусилителем рулевого управления выполнена при помощи передаточного механизма и горизонтального вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР
№
по заявке 2839795/27-11, кл. В 62 D 13/04, 28.05.80 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для управления колесами прицепа-роспуска | 1984 |
|
SU1194754A1 |
Устройство для управления колесами прицепа-роспуска | 1987 |
|
SU1495193A1 |
АВТОПОЕЗД | 2004 |
|
RU2264943C1 |
Рулевое управление прицепного звена транспортного средства | 1987 |
|
SU1425124A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПОЛУПРИЦЕПА | 2009 |
|
RU2440265C2 |
ДВУХЗВЕННЫЙ АВТОПОЕЗД | 2013 |
|
RU2535809C2 |
ДЫШЛО АВТОПОЕЗДА | 1970 |
|
SU261924A1 |
Прицепное испытательное устройство | 1986 |
|
SU1357747A1 |
КОЛЕСНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 2010 |
|
RU2423281C1 |
Тормоз наката одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2805422C1 |
Авторы
Даты
1982-06-07—Публикация
1980-11-26—Подача