Изобретение относится к сцепным устройствам транспортных средств, преимущественно транспортно-сплоточных машин, используемых в лесной про мышленности. Известно опорно-сцепное устройств полуприцепа преимущественно транспор но-сплоточной машины, содержащее раз мещенные сооветственно на тягаче и полуприцепе охватываемую и охватывающую сферические опоры 1. Такое устройство не обеспечивает принудительного поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости при сохранении под вижности в двух других взаимно перпендикулярных плоскостях. Это снижает управляемость и маневренность машин, особенно при движении задним ходом. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик устройства. Для этого на охватываемой сферической опоре тягача выполнены шипы, расположенные перпендикулярно продольной вертикальной плоскости, проходящей через ось этой опоры, а в охватывающей сферической опоре выполнена горизонтальная кольцевая канавка под. указанные шипы, при этом охватываемая сферическая опора установлена на тягаче с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости. На фиг. 1 изображено опорно-сцепное устройство, вид сбоку, на фиг.2то же, вид сверху, на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 1; на (|)иг. - сечение Б-Б фиг. 2. Опорно-сцепное устройство содержит охватываемую с(|)ерическую опору 1, закрепленную на площадке 2 тягача, и охватывающую сферическую опору, которая жестко установлена на раме полуприцепа 3. Охватывающая с(1)ериче- екая опора выполнена в виде втулки Ц, в которую вставлены сферические
вкладыши 5, 6 и резьбовая пробка 7. Площадка 2 установлена с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости на оси 8, закреплённой на раме тягача 9. Опора 1 выполнена с шипами 10, которые расположены 8 центре сферы и перпендикулярны продольной вертикальной плоскости, проходящей через ось 8. Эти шипы вставлены во втулки 11 и могут поворачиваться в них в продольной вертикальной плоскости. Втулки 11 выполнены с лысками 12, установлены в кольцевой канавке 13, образованной вкладышами 5 и 6, и могут перемещаться в ней в горизонтальной плоскости. Шипы 10 фиксируют раму полуприцепа 3 относительно площадки 2 в поперечной вертикальной плоскости и позволяют ей поворачиваться в двух других взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, продольной вертикальной.
Опорно-сцепное устройство снабжено гидроцилиндрами 14, которые одними концами соединены с рамой полуприцепа 3, а вторыми - с площадкой 2 тягача 9. Эти гидроцилиндры соединены с рамой полуприцепа 3 и площадкой 2 посредством осей 15 и сферических вкладышей 16, центры сфер которых расположены в горизонтальной плоскости, проходящей через центр опоры 1. Это позволяет гидроцилиндрам И свободно поворачиваться совместно с рамой полуприцепа 3 как в горизонтальной, так и в продольной вертикальной плоскостях относительно площадки 2.
В обычном состоянии эти гидроцилиндры находятся в плавающем положении и позволяют раме полуприцепа 3 свободно поворачиваться относительно площадки 2 и, следовательно, относительно рамы тягача 9 в горизонтальной и продольной вертикальной плоскостях.
При движении транспортно-сплоточной машины задним ходом гидроцилиндры I перпендикулярно поворачивают раму полуприцепа 3 относительно площадки
2 и, следовательно, относительно рамы тягача 9 в горизонтальной плоскости в требуемом направлении. При этом рама полуприцепа 3 сохраняет подвижность относительно рамы тягача 9 в продольной и поперечной вертикальных плоскостях.
Предлагаемое устройство позволит обеспечить принудительный поворот полуприцепа относительно тягача при
движении транспортно-сплоточной машины, что улучшит маневренность, уменьшит радиус поворота, сократит цикл выполнения транспортно-погрузочных работ и повысит производительность на 4-6.
Формула изобретения
Опорно-сцепное устройство полуприцепа преимущественно транспортносплоточной машины, содержащее размещенные соответственно на тягаче и полуприцепе охватываемую и охватывающую сферические опоры, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик устройства, на охватываемой
сферической опоре тягача выполнены шипы, расположенные перпендикулярно продольной вертикальной плоскости, проходящей через ось этой опоры, а в охватывающей сферической опоре выполнена горизонтальная кольцевая канавка под указанные шипы, при этом охватываемая сферическая опора установлена на тягаче с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии № Й91070, кл. В7Т, 1977 (прототип).
hr
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опорно-сцепное устройство тягача с полуприцепом | 1979 |
|
SU856884A1 |
Автопоезд | 1980 |
|
SU944972A1 |
Опорно-сцепное устройство тягачаС пОлупРицЕпОМ | 1979 |
|
SU846364A1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 2005 |
|
RU2304540C2 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2008 |
|
RU2361747C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1996 |
|
RU2099212C1 |
Опорно-сцепное устройство тягачаС пОлупРицЕпОМ | 1979 |
|
SU844446A1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2332309C1 |
Опорно-сцепное устройство тягача с полуприцепом | 1987 |
|
SU1418162A1 |
Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1984 |
|
SU1237473A1 |
игЛ
Авторы
Даты
1982-06-07—Публикация
1980-10-16—Подача