Устройство для управления движением оптической каретки в интерферометре Советский патент 1982 года по МПК G05B13/00 

Описание патента на изобретение SU934445A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ОПТИЧЕСКОЙ КАРЕТКИ В ИНТЕРФЕРОМЕТРЕ

I

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может найти применение в Фурье-спектрометрах, фазометрах и других оптических приборах.

Одно из известных устройств для управления -движением оптической каретки в интерферометре содержит направляющую и механизм перемещения каретки 1 j .

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для управления движением оптической каретки в интерферометре, содержащее направляющую и механизм перемещения каретки с ведущим узлом t2j ..

Недостатком известного устройства является наличие неконтролируемой погрешности измерений, зависящей от времени и координат и обусловленной износом тросика за счет сдвигающего усилия и люфтующим перекосом при движении каретки и связанного с ней зеркала. Указанные факторы существенно ограничивают точность измерения и надежность устройства.

Цель изобретения - повышение точности измерений при одновременном уве личении надежности.

Для достижения указанной цели в известном устройстве для управления движением оптической каретки в интерферометре, содержащем направляющую и механизм перемещения каретки с ведущим узлом, ведущий узел вьтолнен в ввде механизма, состоящего из ходового винта с хвостовой опорой, свободный торец которой снабжен сферическим гнездом, ролнка- айки, установленной на ходовом винте, снабженной винтовой нарезкой со сферическим профилем на внешней цилиндрической поверхности и по крайней мере двумя диаметрально противоположными цилиндрическими отверстиями, параллельными оси ролика- айки, вилки сцепления со щтоками в виде цилиндрических стержней, концы которых снабжены шарами, вставленными с возможностью скольже- шш в цилиндрические отверстия ролика- , гайки, и опорного щарика с пружиной причем в вилке сцепления выполнено шеадо, в котором установлены с возможностью скольжения хвостовая опора ходового винта и опорный шарик с пружиной, а свободный торец ходового вин- та жестко закреплен в направляющей. На фиг, 1 и 2 показан механизм перемещения каретки; на фиг. 3 -. ведущий узел. Устройство содержит направляющую 1 со скопьз$вдей поверхностью треугольного профиля, ведомые ролики 2, реохорд 3, токосъемник 4, тросик 5, концевые выключатели 6, каретку 7, домкраты 8, ограничители 9 движения, амортизаторы 10, ведущий узел 11, электродвигатель 12, переходные муфты 13.. Ведущий узел 11 состоит из ходового винта 14, В ролике-гайке 15 выполнены по крайней мере два диаметрально противоположных цилиндрических отверстия 16 параллельных оси гайки, а на внешней ци линдрической поверхности ролика-гайки 15 выполнена винтовая нарезка 17 со сферическим профилем. Ходовой винт 14 с одного конца имеет резьбовую нарезку, с другого - хвостовую опору 18. В хвостовой опоре 18 вьшолнено сферическое гнез до 19, в которое установлен опорный шарик 20. Посредством резьбовой нарезки ходовой винт 14 жестко закреплен в направляющей 1, Ведущий узел содержит также вилку 2 сцепления с осью 22 с фланцем, причем в сцепления выполнено гнездо 23, в которое установлены с возможностью, скольжения хвостовая опора 18 ходового винта 14 и пружина 24, поджимающая опорный шарик 20. Штоки 25 в ввде цилиндрических стержней, концы которых снабжены шарами 20, жестко закреплены во фланце оси 22. Ось 22 установлена в подшипнике 27. На направляющей 1 расположены ограничители 9 , к которым прикреплены концевые выключатели 6. Ограничители 9 движения имеют возможность скольжения по направляющей 1, при этом они снабжены стопорами. Ведомый ролик 2 и ведущий узел 11 закреплены на торцах направляющей 1, На направляющей 1 расположена карет ка 7, к которой жестко прикреплены концы тросика 5, проходЯ1цего в пазах винтовой нарезки 17 со сферическим профилем и ведомых роликов 2. Ось 2 2 вил ки 21 сцепления через муфту 13 свяэака с валом двигателя 12. Один из ведомых роликов 2 выполнен с диаметром, равным толщине направляющей 1 плюс два-три сантиметра. В этом случае края ролика 2 выступают над и под направляющей 1 на высоту, равную примерно 1 см + О,5 мм. Устройство для управления движением оптической каретки работает следующим образом. Вращение от электродвигателя 12 передается посредством двух муфт 13 на вилку 21 сцепления. При вращении вилка 21 сцепления посредством штоков 25 с шарами 26 передает движение роликугайке 15, который, вращаясь, тянет тросик 5, а через него каретку 7. На каретке 7 размещено еркало интерферометра. С токосъемника 4, скользящего по реохорду 3, снимается опорный сигнал, который подается в соответствующий блок, например, на координату X двухкоординатного самописца. Управление кареткой 7 осуществляется посредством коммутирующего переключателя (не показан) и концевых выключателей 6. Для уменьшения искривления по оси направЛ5по1цая 1 установлена через амортизаторы 1О на домкратах 8. При этом направляющая 1 и основания домкратов 8 не имеют прямого (гальванического) контакта. Домкраты 8 позволяют выравнять направляющую 1 с высокой точностыо. Выравнивание осуществляется в следующем порядке. На зеркало, установленное на каретке 7 параллельно оси направляющей 1, направляют через диафрагму коплимированный пучок света от лазера. Отраженный от зеркала пучок света совмещают с осью диафрагмы. Совмещение отражещ1ого пучка света осуществляют непрерьюно при перемещении каретки 7 по направляющей 1. Центрирование отраженного пучка по оси диафрагмы производят домкратами. Выравнивание направляющей 1 заканчивается в тОт момент, когда отраженный пучок света при прохождении кареткой 7 всей длины направляющей 1 совпадает с центром диафрагмы. Устранение влияния износа тросика на точность измерения и отсутствие люфтующего Перекоса при перемещении оптической каретки по направляющей позволяет существенно повысить точность измерения при одновременном повьппении надежности устройства для управления движением оптической каретки в интерферометре, которое может быть использовано в различных типах интерферометров. Формулаизобрете Устройство для управления движением оптической каретки в интерферометре, содержащее направляющую и механизм перемещения каретки с ведущим узлом, отличающееся тем, что, с целью ловьпиения точности измерений при одновременном увеличении его надежности, ведущий узел выполнен в виде механизма, состоящего из ходового винта с хвостовой опорой, свободный торец которой снабжен сферическим гнездом, ролика-гайки, установленной на ходовом винте, снабженной винтовой нарезкой со сферическим профилем на внешней цилиндрической поверхности и по крайней мере двумя диаметрально .противоположными; цилиндрическими отверстиями, параллель95 ными оси ролика гайки, вилки сцепления со штоками в виде цилиндрических стержней, концы которых снабжены шарами, вставленными с возможностью скольжения в цилиндрические отверстия ролика-, гайки, и опорного шарика с пружиной, причем, в вилке сцепления выполнено гнездо, в котором установлены с возможностью скольжения хвостовая опора ходового винта и опорный шарик с пружиной, а свободный торец ходового винта жестко закреплен в направляющей. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Тарасов К. И. Спектральные приборы. М., Машиностроение, 1977, с. 302. 2.Тарасов К. И. Спектральные приборы JH., Машиностроение, 1977, с. 315317.

Похожие патенты SU934445A1

название год авторы номер документа
Устройство для шаговой подачи полосового и ленточного материала в зону обработки 1991
  • Владимиров Владимир Ильич
SU1784375A1
Система программированного профилирования поверхности катания колесной пары рельсового транспортного средства 2018
  • Чернов Константин Юрьевич
RU2709910C2
Веломобиль 1987
  • Леонов Николай Николаевич
  • Синицын Александр Николаевич
SU1512848A1
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ПОД ЗАДАННЫМ НАТЯЖЕНИЕМ И СПОСОБЫ МОНТАЖА ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ ПРИ ПОМОЩИ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Иванов В.А.
  • Кудряшов В.Е.
  • Булгаков А.А.
  • Шадрин Г.С.
  • Юшкевич А.П.
  • Мунькин В.В.
  • Саенко Н.Н.
RU2097218C1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Цыпцын В.И.
  • Гамаюнов П.П.
  • Алексеев С.А.
  • Подольский Е.А.
  • Цыпцын М.В.
RU2154581C1
Устройство для обработки изделий из высокопрочного камня 1977
  • Орлов Анатолий Алексеевич
  • Гаврилова Анастасия Ивановна
  • Иванов Анатолий Иванович
  • Смирнов Борис Сергеевич
  • Боженов Евгений Петрович
  • Чистяков Борис Захарович
SU698772A1
БИЬЛИСГЕНД_ 1973
  • Иностранец Шарль Виль Бертье
  • Всисо Ная
  • Атгн Нимйн
SU367581A1
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 1991
  • Чикин Г.А.
RU2085166C1
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ПРИСЛОННО-СДВИЖНОЙ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Евсюнин Василий Петрович
  • Бедняков Николай Васильевич
  • Голиус Владимир Владимирович
  • Коробко Владимир Петрович
  • Мотовилов Александр Николаевич
  • Неволин Георгий Сергеевич
  • Шафиков Наиль Мидхатович
RU2765326C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК 1995
  • Сидякин Юрий Викторович
RU2092426C1

Иллюстрации к изобретению SU 934 445 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для управления движением оптической каретки в интерферометре

Формула изобретения SU 934 445 A1

/ ////Iiu/ // /

77777//7ff7//ff7//f//ff/ff//f//f/f/ff//fffffffftf/ff/tf///fff//f

uff

Фиг.Ъ

SU 934 445 A1

Авторы

Гордеев Анатолий Алексеевич

Дедловский Михаил Михайлович

Пантелеев Николай Георгиевич

Даты

1982-06-07Публикация

1980-06-18Подача