Электронная система зажигания Советский патент 1982 года по МПК F02P3/04 

Описание патента на изобретение SU937756A1

1

Изобретение относится к много искровым бесконтактным электронным системам зажигания для двигателей внутреннего сгорания с магнето и может быть использовано в двигателях, применяемых в малогабаритных устройствах, работающих в условиях низких температур.

Известна электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащая генератор переменного тока с зарядной и управляющей обмотками. Зарядная обмотка генератора через выпрямитель соединена с накопительным конденсатором, который подключен к первичной обмотке катушки зажигания, разрядный тиристор вкпючеы между выпрямителем и. накопительным конденсатором, а управляющая обмотка подключена к входу тиристорар.

Недостатком такой системы является отсутствие регулирования величины

вторичного напряжения в диапазоне изменения оборотов двигателя, что снижает надежность системы зажигания.

Кроме того, устройство работает в одноискровом режиме, при котором надежность запуска при низких температурах невысокая, а энергии искрового разряда ограничены возможностями схемы.

Известна также многоискровая электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания. Она содержит маг1«1тоэлектрический гене 5 ратор переменного тока с зарядной и управляющей обмотками (магнето), емкостной накопитель энергии, заряжаемый через выпрямительный диод и разряжаемый через управляемый элект20ронный коммутатор(тиристор } на первичную обмотку катушки зажигания, переключатель для ручного включения и выключения многоискрового режика

выпрямитель, расширитель и формирователь импульсов, обеспечивающих многоискровый режим работы системы.

Отсутствие в данной системе аккумуляторных батарей и наличие Mai нето обеспечивает ей малогабаритность и небольшой вес, а многоискровый режим работы обеспечивает надежный запуск при низких температурах 2. Однако надежность работы этой си темы недостаточно высокая, поскольку на средних и максимальных оборотах после запуска двигателя увеличиваются значение пробивного напряжения и энергии искрового разряда, что снижает надежность катушки зажи гания и сокращает срок службы свечи. Цель изобретения - повышение надежности работы системы зажигания п тем ее автоматического ( без операто ра) переключения после Запуска двигателя в другой режим работы с мень шим значением пробивного напряжения и меньшим значением энергии искрового разряда. Указанная цель достигается тем, что электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащая магнитоэлектрический генератор переменного тока с зарядной и управляющей обмотками, причем зарядная обмотка через первичную обмотку помехоподавительного трансформатора и диод подключена к накопительному конденсатору, соединенному с первичной обмоткой катушки зажигания, а управляющая обмотка через вторичную обмотку помехоподавительного трансформатора подсоединена к разрядному тиристору, анод которого подключен к точке соединения диода и накопительног конденсатора и последовательно включенные выпрямитель, расширитель и формирователь импульсов, снабжена двумя электронными переключателями, своими входами, подключенными через резисторный делитель к генератору переменного тока, и гасящим резистором, включенным последовательно в цепь первичной обмотки катушки зажигания, при этом выход выпрямителя через замыкающий контак первого электронного переключателя соединен с цепью питания расширителя и формирователя импульсов, гасящ резистор зашунтирован через замыкаю щий контакт второго переключателя,

вход расширителя импульсов подключен через резистивный делитель к генератору переменного тока, а выход выпрямителя соединен с цепями питания обоих электронных переключателей.

На фиг. 1 изображена схема системы зажигания , на фиг. 2 - графики зависимости вторичного напряжения и энергии искрового разряда от числа оборотов. Система зажигания содержит магнитоэлектрический генератор 1 переменного тока с зарядной 2 и управляющей 3 обмотками, помехоподавительный трансформатор k, первичная и вторичная обмотки 5 и 6 которого соединены соответственно с зарядной 2 и управляющей 3 обмотками генератора 1, выпрямительный диод 7, накопительныи конденсатор о, разрядный тиристор 9) катушку 10 зажигаНия с первичной и вторичной обмоткаК зарядной 2 обмотке генератора 1 через резисторные делители 11 и 12 подключены расширитель 13 и последовательно с ним формирователь 1 импульсов, а выход формирователя 1k соединен с входом разрядного тиристора 9. Выход выпрямителя 15 подключен к цепям питания электронных переключателей 16 и 17, а также через замыкающие контакты 18 и 19 переключателя 1б к цепям питания расширителя 1 3 и формирователя Ц. Кроме того, последовательно с первичной обмоткой катушки 10 зажигания включен гасящий резистор 20, зашунтироваиный через замыкающие контакты 21 и 22 переключателя 17- . Электронные переключатели 16 и 17 являются элементами импульсной техники и используются в системе зажигания для автоматического, а также своевременного переключения элементов схемы из напряженного режима пуска в менее напряженный основной, рабочий режим на средних и максимальных оборотах двигателя. Система зажигания работает следующим образом. При запуске двигателя цепь питания от выпрямителя 15 к расширителю 13 и формирователю импульсов 14 замкнута через замыкающие контакты 18 и 19 первого переключателя 16, а гасящий резистор 20 зашунтирован замыкающими контактами 21 и 22 второго переключателя 17. В этом случае напряжение с выпря мителя 15 через замыкающие контакты 18 и 19 переключателя 16 поступает в цепь питания расширителя 13 и формирователя Ч, а импульсный си нал с зарядной обмотки 2, поступая через резистивный делитель 11 и 12 на вход расширителя 13, вызывает его срабатывание и серия импульсов с формирователя 1А поступает на вхо тиристора 9 задавая многоискровый режим работы всей системы.Гасящий резистор 20 при этом зашунтирован замыкающими контактами 21 и 22 пере ключателя 17, и все напряжение первичной обмотки катушки зажигания 10 передается в ее вторичную цепь. После запуска двигателя при увеличении оборотов более 00-800 мин (точка а на осциллограмме фиг.2 а) гч)оисходит увеличение переменного напряжения зарядной обмотки, снимаемое с резистивного делителя 11 и 12. В определенный (пороговый момент времени (точка 6 на осциллограмме фиг. 2 а)при значении этого напряжения, соответствующего 1500-2000 мин Jпроисходит автомати ческое и одновременное срабатывание электронных переключателей ;1б и 17 и их замыкающие контакты 18 и 19, и 21 и 22 размыкаются. При размыкании контактов 18 и 19 электронного переключателя 16 разрывается цепь питания, идущая на расширитель 13, формирователь 14, и прекращается подача серии импульсов с формирователя 1 на вход разрядного тиристора 9, при этом схема зажигания переходит в одноискровый режим работы, т.е. в режим с меньшим значением энергии искрового разряда, чем при пуске. Диапазон изменения энергии искрового разряда (Wj.,) при этом практически пропорционален числу уменьшения импульсов искры при переходе из многоискрового режима в одноискровой, и в соответст вии с рекомендуемыми режимами работы двигателей внутреннего сгорания с А- может быть уменьшена в 10 и более раз. На фиг. 2 б показано изменение энергии искрового разряда в извест;ной системе зажигания ( штриховая линия) и в данной системе зажигания (сплошная линия) от одновременного изменения .д% и вторичного напряжения . При размыкании контактов 21 и 22 второго электронного переключателя 17 включается гасящий резистор 20, что приводит к уменьшению вторичного напряжения ((кв снимаемого с вторичной обмотки катушки зажигания 10, и дальнейшему уменьшению cAf Величина изменения вторичного напряжения определяется значением сопротивления гасящего резистора 20 и в соответствии с рекомендуемыми режимами paботы двигателя V, может быть уменьшена в 1, раза. На фиг. 2 в показано изменение вторичного напряжения в известной системе зажигания (штриховая линия) и в данной системе зажигания (сплошная линия). После срабатывания переключателей 16 и 17 они остаются, в этом положении и напряжение питания подается на них с выпрямителя 15 вплоть до выключения;, двигателя. После того, как сработали электронные переключатели 16 и 17 на оборотах, выше средних и близких к максимальным, происходит xopOHtee смесеобразование в двигателе и {Возможна его устойчивая работа при меньших, чем при пуске, значениях вторичного напряжения и энергии искрового разряда. Уменьшение вторичного напряжения и энергии искрового разряда производится до такого уровня, чтобы, с одной стороны, обеспечить устойчивую работу разогретого двигателя в рабочем режиме, и в то же время улучшить условия работы катушки зажигания и свечи двигателя в течение наиболее длительного по времени рабочего цикла двигателя. Меньшее вторичное напряжение при достаточно длительном рабочем икле ) значительно уменьшает опасость пробоя катушки зажигания осоенно в процессе эксплуатации ( при наичии влаги и т.д.), а меньшая энерия искрового разряда увеличивает рюк службы свечи зажигания тем саым обеспечивая высокую надежность аботы предлагаемой системы зажигаия и, что особенно важно, иадежность лементов системы зажигаиия, работаюих в наиболее тяжелых режимах. После выключения двигателя переключатели 16 и 17 возвращаются в начальное положение:контакты 18 и 19, 21 и 22 замыкаются и система зажигания в режиме надежного запусКЗ сноЬа готова к пуску двигателя. Таким образом, предлагаемая схема дистанционно и простыми средства обеспечивает оптимальный режим рабо ты системы зажигания, т.е. позволяет своевременно осуществлять переключение из многоискрового режима работы в одноискровой, а также снижать напряжение W ..на свечах катушки зажигания, повышая их надежность и долговечность работы. Формула изобретения Электронная система зажигания для -двигателей внутреннего сгорания содержащая магнитоэлектрический генератор переменного тока с зарядной и управляющей обмотками, причем зарядная обмотка через первичную обмотку помехоподавительного транс форматора и диод подключена к накопительному конденсатору, соединенно с первичной обмоткой катушки зажигания, а управляющая-обмотка через вторичную обмотку помехоподавитель ного трансформатора подсоединена .1 JL J к разрядному тиристору, анод которо-; го подключен к точке соединения диода и накопительного конденсатора, и последовательно включенные выпрямиггель, расширитель и формирователь импульсов, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена двумя электронными переключателями, подключенными своими входами через резистивный делитель к генератору переменного тока, и гасящим резистором, включенным последовательно в цепь первичной обмотки катушки зажигания, при этом выход выпрямителя через замыкающий контакт первого электронного переключателя соединен с цепью питания расширителя и формирователя импульсов, гасящий резистор зашунтирован через замыкающий контакт второго переключателя, вход расширителя импульсов подключен через резистивный делитель к генератору переменного тока, а выход выпрямителя соединен с цепями питания обоих электронных переключателей. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1 . Патент США (f , кл. 123-Н8Е, 197. 2. Авторское свидетельство СССР № 2815524/21, кл. F 02 Р 3/04, 1979

Похожие патенты SU937756A1

название год авторы номер документа
Электронная система зажигания 1981
  • Шенюк Владимир Александрович
  • Шавырин Борис Николаевич
  • Сигалов Юлий Матвеевич
SU1004665A1
Электронная система зажигания 1980
  • Шенюк Владимир Александрович
  • Шавырин Борис Николаевич
SU929882A1
Электронная система зажигания 1979
  • Шенюк Владимир Александрович
  • Нечитайло Виктор Александрович
SU838098A1
Многоискровая система зажигания 1972
  • Васильченко Петр Николаевич
SU481710A2
Электронная система зажигания 1976
  • Бурханов Игорь Викторович
SU644960A1
Тиристорная система зажигания 1985
  • Степных Рэм Владимирович
  • Анкудинов Владимир Анатольевич
SU1273631A2
Многоискровая система зажигания 1979
  • Алексеев Александр Николаевич
  • Воробьев Юрий Анатольевич
  • Чепланов Вячеслав Иванович
SU960459A1
СПОСОБ МОДЕРНИЗАЦИИ КОНДЕНСАТОРНОГО ЗАЖИГАНИЯ С НЕПРЕРЫВНЫМ НАКОПЛЕНИЕМ ЭНЕРГИИ 2008
  • Бойченко Виктор Федорович
  • Ячменева Наталия Викторовна
RU2364745C1
Электронная система зажигания 1975
  • Васильченко Петр Николаевич
SU746127A1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ 1995
  • Котов Л.Н.
  • Воробьев А.С.
RU2117817C1

Иллюстрации к изобретению SU 937 756 A1

Реферат патента 1982 года Электронная система зажигания

Формула изобретения SU 937 756 A1

SU 937 756 A1

Авторы

Шенюк Владимир Александрович

Шавырин Борис Николаевич

Сигалов Юлий Матвеевич

Даты

1982-06-23Публикация

1980-06-18Подача