(54) СПОСОБ ОЦЕНКИ КОРРОЗИОННОЙ АГРЕССИВНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОРРОЗИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2006 |
|
RU2304764C1 |
Способ оценки защитных свойств моторных масел | 1980 |
|
SU938103A1 |
Способ оценки коррозионных свойств моторных масел | 1959 |
|
SU129872A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ | 2011 |
|
RU2455629C1 |
Способ определения коррозионной агрессивности конденсата продуктов сгорания топлив на основе бензина, отработанных в двигателе | 1989 |
|
SU1663514A1 |
МОТОРНОЕ МАСЛО | 1994 |
|
RU2064969C1 |
Прибор для определения стабильности и коррозионности смазочных масел | 1984 |
|
SU1270701A1 |
Способ определения защитных свойств моторных масел | 1985 |
|
SU1280496A1 |
Способ определения защитных свойств смазочных масел | 1983 |
|
SU1151866A1 |
Раствор для катодного хроматирования | 1988 |
|
SU1548272A1 |
1
- Изобретение относится к испытаниям материалов и может быть использовано при оценке коррозионной агрессивности моторных масел.
Известен способ определения коррозионной агрессивности моторных масел, заключающийся в том, что испытуемые масла заливают в терированные стеклянные пробирки и нагревают в масляной бане до температуры 140с, металлические пластины подвешивают над пробирками и, перемещая с помощью электромотора вверх и вниз, осуществляют периодический контакт с маслом и воздухом в продолжение 50 ч l.
Однако этот способ не обеспечивает достаточно высокой скорости коррозионных процессов и не позволяет надежно дифференцировать масла по их коррозионной агрессивности.
Известен также способ определения коррозионной агрессивности.масел, заключающийся в том, что масло нагревают до 150°С при испытании без присадок и до при испытании масла с присадками, подвергают принудительной циркуляции с расходом 125 л/ч при перемешивании с воздухом через реактор с установленными в нем неподвижно металлическими образцами, из реактора масло через центральную трубку подают в расходный бачок,
JQ где нагревают, и снова подают на циркуляцию 2 J.
Недостатки этого способа заключаются в том, что вследствие малой степени распыления масла и его взаt5 имодействия с кислородом воздуха мала интенсивность окисления масла и количество образующихся при этом органических перекисей, являкядихся основньп и окислительными Агентами
20 в процессе коррозии металлов при высоких температурах, кроме того, значительная часть образующихся при окислении масла органических перекисей разрушается в процессе прину 3 дительной циркуляции в системе про качки и не вэаимодейству-ет с метал лическими образцами, а на стенках циркуляционной системы неизбежно Происходит адсорбция присадок и других компонентов масел. Все это приводит к искажениям.результатов оценки коррозионной агрессивцостимасел. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемом результату является способ оценки коррозионной агрессивности масел, ваюночатацийся в том, что металлические пластины закрепляют наклонной оси и вращают в камере с нагретым до 140 С испытуемым масло с частотой 16 об/мин в присутствии воздуха, обеспечивая периодическое .контактирование гшастин-с маслом, и по изменению веса пластин судят о коррозионной агрессивности маела р. Недостатком известного способа является значительная его продолжи тельность (25 ч) и невысокая точность оценки вследствие малой дифференциации масел по их коррозионной агрессивности. Цель изобретения - ускорение и повышение точности оценки. Указанная цель достигается тем, что в способе оценки коррозионной агрессивности моторных масел, закл чагощемся в том, что металлические пластины закрепляют на оси и враща ют в камере с нагретым ис.пытуемым маслом в присутствии воздуха и по изменению веса пластин судят о кор розионной агрессивности масла, используют чередующиеся пластины из свинца и меди, врал1;ение которых ос ществляют вокруг горизонтальной ос с частотой 600-750 об/минs темпера туру масла выбирают 155-170°С, а воздух подают в камеру с расходом 50-100 мл/мин. На чертеже изображено устройств для осущес.твления пред.пагаемого способа. Устройство состоит из камеры ци линдрической формы, выполненной из нержавеющей стали и разделенной по образугацей на две части. Нижняя часть камеры - реактор 1 для залив ки испытуемого масла с регулируемы электроподогревом, в котором закре плены две полуоси 2 на подшипниках :4 3и горизонтальная ось 4, на которой через разделительные втулки 5 крепятся чередующиеся круглые свинцовые и медные пластины 6 и 7. Медные пластины выполняют роль катализатора коррозии. Верхняя часть камеры - крышка 8 с двумя карманами для контрольного и контактного термометров 9 и 10 и патрубками 11 для продувки камеры воздухом (в направлении стрелок на чертеже), Для измерения расхода воздуха предусмотрен реометр (не показан), а вращение оси 4осуществляют электромотором ( не показан). Способ осуществляют следуклдим образом. В реактор 1 заливают 150-200 мл испытуемого масла, которое нагревают до температуры 155-170 С, при которой наблюдается наиболее интенсивная коррозия свинцовых пластин 6 в присутств ш медных. Пластины 6 и 7 закрепляют на горизонтальной оси. 4 и вращают с частотой 600750 об/мин. Такая частота вращения способствует еще более резкому повы--. шенио коррозии, поскольку вызывает распыление масла по всему объему камеры и улучшает его контакт с пластинами 6 и 7. Увеличение частоты более 750 об/мин не целесообразно, поскольку, как установлено, оно не приводит к дальнейшему существенному повьшению коррозии. В процессе испытания принудительно продувают через камеру воздух, который подают с расходом 50100 мл/миИо В.оздух обогащает масло кислородом и также ускоряет корро.зию пластин 6 и 7. При взаимодействии нагретого и распыленного в виде тумана масла с кислородом воздуха и в результате каталитического воздействия медных пластин 7 происходит интенсивное окнсленле масла с образованием большого количества органических перекисей и кислот, стимулирукмцих процесс коррозии свинцовых пластин 6, а-также и медных пластин 7, которые можно использовать для оценки коррозионной агрессивности масел с присадками, взаимодействующими с медью. Испытания продолжают 6-8 ч, после чегр по изменению веса свинцовых и медных пластин оценивают коррозионную агрессивность масла. 5 Способ позволяет значительно уск рить процесс оценки коррозионной агрессивности масел и повысить ее точность, поскольку увеличивает показатель коррозии свинцовых пластин примерно в 250 раз, что облегчает дифференциацию масел по их кор розионной агрессивности. Формула изобретения Способ оценки коррозионной агрес сивности моторных масел заключающийся в том., что металлические пластины закрепляют на оси и вращают в камере с нагретым испытуеьым маслом в присутствии воздуха и по изменению веса пластин судят с коррози«Чl 2« онной агрессивности масла, отличающийся тем, что с ;цель ускорения и повьшения точности оценки, используют чередукщиеся пластины из свинца и меди, вращение которых осуществляют вокруг горизонтальной оси с частотой 600-750 об/мин, температуру масла выбирают 155-170 С;, а воздух подают в камеру с расяодом 50-100 об/мин. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Метод определения коррозийности Л по Пинкевичу; . ГОСТ 5162-49. 2. Авторское сввдетельство СССР № ., кл. G 01 N 17/00, 1959. 3. Метод определения коррозийности на приборе ДК-НАШ ( прототип) ГОСТ 20502-75.
Авторы
Даты
1982-06-23—Публикация
1980-07-09—Подача