1
Изобретение относится к устройствам диагностики гидравлических систем, в частности к устройствам для диагностики технического состояния гидравлической системы коробки перемены передач с переключением передач без разрыва потока мощности. Известно устройство для диагностики гадравлической системы, содержащее гидроподжимные муфты, гидросистему переключения передач и регистрирующий блок, имеющий датчик с подпружиненным поршнем, размещенным в цилиндре и подключенный к гидросистеме 11 .
Недостатком такого устройства является невозможность контроля проте.кающих процессов в переключаемых передачах и- их совместной согласованности, а также невозможность
1контроля величины перекрытия передач или разрыва потока мощности. Устройство подключается только к гидроаккумулятору, что не позволяет контролировать рабочий процесс во включаемой передаче.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей системы диагностики .
Указанная цель достигается тем, что регистрирующий блок снабжен системой сигнализации, шкалой с подвижным контактом вторым датчиком, поршUJ ни обоих датчиков имеют шгоки с контактами, на концах соединенные с системой сигнализации, а шкала установлена со стороны штоковой полости, причем регистрирующий блок сообщен
,5 непосредственно с гидроподжимными муфтами.
На фиг о 1 схематически изображено предлагаемое устройство для диагностики гидросистемы; на фиг. 2 - криго вые изменения давления жидкости в гидроцилиндрах при переключении передач-.
Устройство для диагностики содержит гидроподжимные муфты 1 и 2, гидросистему 3 переключения передау, включающую клапан k управления, акк мулятор 5 и маслораспределитель 6, систему 7 сигнализации и регистрирующий блок 8, подключенный непосредственно к гидроподжимым муфтам Iи 2. Регистрирующий блок 8 состоит из корпуса 9 с двумя цилиндрами 10 и I1с подпружиненными с одной стороны поршнями 12 и 13 которые соединены штоками И и 15, имеющими на концах контакты. Корпус 9 соединен со шкалой 16, на которой- нанесены тарированные метки, показывающие да ление в гидросистеме. На шкале 1б имеется подвижный контакт 17. Устройство работает следующим об разом. В установившемся режиме гидросис темы коробки перемены передач, дав ления в гидроподжимной муфте 1, вкл ченной передаче, в гидроаккумуляторе 5 и в цилиндре 11 устройства характеризуется номинальным значением и поршень 12 под действием давления находится в правом крайнем положени сжав при этом пружину. Контакт штока 14 .показывает на шкале значение давления в системе Поршень 13 цилиндра 10 устройства находится вследствие отсутствия давления в исходном левом крайнем положении п действием усилия пружины. При переключении передач (фиг. 1 жидкость от гидронасоса через масло распределитель 4 поступает в гид-роподжимную муфту 2, и в цилиндр 10 регистрирующего блока 8. Жидкост под действием усилия сжатых пружин из гидроподжимной муфты 1 и цилиндра 11 поступает на слив. Одновременно клапан управления обеспечивает слив жидкости из гидроаккумулятора 5. Вследствие повышения давл ния в цилиндре 10 и понижения в цилиндре И поршни 12 и 13 перемещаются в полостях цилиндров, одновременно перемещая по шкале 16 штоки 1 и 15 с контактами на концах. Контакты при движении навстречу друг другу встречаются в определенном месте шкалы 16 в зависимости от характера изменения давления жидкости в гидроподжимных муфтах 1 и 2 переключаемых передач. Процесс изменения давления жидкости во включаемой (PiJ гидроподжимной муфте (ГМ) 2 и выключаемой (Pf ) ГМ 1 характеризуется кривыми, изображенными на фиг. 2, где отрезок оа - характеризующий установившийся режим работы гидросистемы; отрезок аЬ - повышение давления в ГМ 2 включаемой передачи при неподвижном поршне; отрезок Ьс - повышение давления при перемещении поршня; отрезок cd - повышение давления при сжатии фрикционных дисков, т.е. происходит передача крутящего момента включаемой передачей; отрезок de повышение давления при зарядке гидроаккумулятора; отрезок ef - повышение давления в гидросистеме до номинального значения (давление срабатывания перепускного клапана). Изменение давления ГМ 1 выключаемой передачи может характеризоваться различными кривыми в зависимости от технического состояния узлов гидросистемы (кривые /5 bj., К2, е, а, Ь, k, е, а, Ь, К-}, е, и a,Kjj е). Кривая характеризует нормальный процесс переключения пе редач, где : отрезок характеризует падение давления в гидросистеме в начальный период при установке маслораспределителя в положение включения ГМ 2 и выключения ГМ 1. В этот момент с помощью маслораспределителя 6 ГМ 1 соединяется со сливной магистралью и от него отключается гидронасос. Отрезок Ь kf характеризует процесс постепенного падения давления в выключаемой ГМ, соответствующий жесткости сжатой пружины гидроаккумулятора, а также сопротивления сливной магистрали; отрезок k характеризует резкое падение давления в ГМ 1 при срабатывании клапана управления и отключении гидроаккумулятора от выключаемой ГМ 1 и подключение его к нагнетательной магистрали включаемой ГМ 2. Процесс переключения передачи характеризуется безразрывностью потока мощности, которая определяется величиной перекрытия передач At временем от начала фрикционных дисков (точка С) до начала резкого падения давления в выключаемой ГМ (точка К). Величина перекрытия передач может иметь положительное . и отрицательное значение. Отрицательное значение перекрытия передач характеризует раз5/рыв мотка мощности и указывает на неисправность узлов гидросистемы (iitp Положительное значение величины /перекрытия передач может иметь номинальное значение (д1;ц) и увеличенное значение (u.t), при котором длительность перекрытия превышает номинальное значение и приводит к быст рому износу или поломке деталей коробки передач. Увеличенное значение длительности перекрытия передач (At) получается при заклинивании и заедании клапана М управления (кривая а Ь2.l-) Разрыв потока мощности (utn) полу чается при износе отверстия под клапаны k управления и при гидравлическом ударе, когда происходит преждевременное срабатывание клапана и управления и отключение гидроаккумулятора от выключаемой ГМ. (Кривая ,,). При заклинивании поршня гидроаккумулятора 5 происходит быстрое падениедавления в выключаемой передаче (пунктирная кривая а k., i ), что вызыва ет увеличенную длительность разрыва потока мощности. Таким образом, по величине перекрытия передач судят отехническом состоянии узлов гидросистемы. При включаемой передаче характер изменения давления (кривая abcdef) практически остается неизменным и уровень давления в точке С (начало передачи крутящего момента) также остается постоянным. Длительность пе рекрытия зависит от расположения точек пересечения кривых Р и Pj, (точки К , К, К, , Кд) характеризуемых уровнем давления в этих точках (Рл, PJ, PC, Р, , Р), При переключении передач и определенном положении подвижного контак7fa 17 (фиг. 1) на шкале 16 контакты на штоках 14 и 15 встречаются на контакте 17 замыкают цепь, и при этом срабатывает система сигнализации 7. Положение контакта 17 на шкале определяет уровень давления 8 точке пересечения кривых PJ и Рд, а следовательно, и величину перекрытия передач. Определение величины перекрытия передач, а также определение параметров рабочего процесса в гидроцилиндрах переключаемых передач с помощью предлагаемого устройст&а позволит повысить точность диагностирования, увеличить ресурс коробки передач и получить за счет этого экономический эффект. Формула изобретения Устройство для диагностики гидравлической системы, содержащее гидроподжимные муфты, гидросистему переключения передач и регистрирующий блок, имеющий датчик с подпружиненным поршнем, размещенным в цилиндре, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, регистрирующий блок снабжен системой сигнализации, шкалой с подвижным контактом, вторым датчиком, поршни обоих датчиков имеют штоки с контактами, на концах соединенные с системой сигнализации, а шкала установлена со стороны штоковой полости, причем регистрирующий блок сообщен .непосредственно с гидроподжимными муфтами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 663901, кл. F 15 В 19/00, 1977.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для диагностики гидравлической системы | 1976 |
|
SU663901A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Стенд для испытания гидравлических фрикционных муфт коробки передач | 1983 |
|
SU1139991A1 |
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1276534A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами трансмиссии транспортного средства | 1983 |
|
SU1184705A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2327581C1 |
Устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатой коробки передач и главной муфтой сцепления самоходной машины | 1981 |
|
SU992257A1 |
Устройство для диагностики гидравлической системы с гидроаккумулятором | 1978 |
|
SU688735A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ГИДРОПОДЖИМНЫХ МУФТ ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ ГИДРОФИЦИРОВАННЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ САМОХОДНЫХ МАШИН | 2016 |
|
RU2625507C1 |
Электрогидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1979 |
|
SU877152A1 |
Авторы
Даты
1982-07-23—Публикация
1980-06-27—Подача