(54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ОТБОРА
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления коробкой отбора .мощности автотопливоцистерн.
Известен механизм управления коробкой отбора мощности (КОМ), содержащий пневмопривод для дистанционного управления, рычаг для ручного управления, щток для включения коробки отбора мощности с поводком, кинематически связанные между собой 1 Недостатком такого механизма управления КОМ является то, что непосредственная связь щтока КОМ со щтокрм пневмопривода ведет к появлению нагрузки от пружины пневмопривода на рычаге при ручном управлении,а это может вызвать самопроизвольное выключение коробки отбора мощности.
Цель изобретения - повышение надежности функционирования и улучшение условий эксплуатации при ручном управлении.
Указанная цель достигается тем, что кинематическая связь между штоком для включения коробки отбора мощности с поводком и пневмоприводом выполнена в МОЩНОСТИ
виде корпуса с цилиндрическими расточками и коническим переходом между ними, в котором установлены подпружиненный относительно корпуса шток с продольным пазом и гнездом с подпружиненным штифтом
5 сцепления и направляющая с отверстием, шариком и жестко закрепленный в ней штифтом, проходящим через продольный паз штока и служащим для ограничения пово. рота штока относительно направляющей,
1Q причем направляющая кинематически соединена со штоком для включения коробки отбора мощности с поводком, а подпружиненный относительно корпуса щток соединен с пневмоприводом.
Подпружиненный штифт сцепления обеспечивает соединение или разъединение штока с направляющей и перемещается в гнезде штока под воздействием пружины и щарика. При этом щарик либо выжимается подпружиненным штифтом в кольцевую
20 проточку между направляющей и корпусом, либо выжимает подпружиненный штифт в гнездо штока разъединяя шток и направляющую.
Наличие узла включения обеспечивает автономность ручного упраыения, так как направляющая может перемещаться независимо от штока. На фиг. 1 изображен предлагаемый механизм, общий вид; на фиг. 2 - узел включения, общий вид, разрез. Механизм управления 1 коробкой отбора мощности содержит пневмопривод 2, дополнительный узел 3 включения, рычаг 4 и шток 5 КОМ. Узел включения соединен одним концом со щтоком 6 пневмопривода, а другим концом - со щтоком 5 КОМ, связанным с поводком 7 включения КОМ. Дополнительный узел 3 включения содержит направляющую 8, шток 9, причем проворачиванию их друг относительно друга препятствует щтифт 10, расположенный в пазу 11 щтока, корпус 12, контргайку 13, крыщку 14, пружину 15, упирающуюся в шайбу 16, расположенный в гнезде 17 щтока подпружиненный штифт 18 сцепления, шарик 19. Механизм управления, КОМ работает следующим образом. При дистанционном управлении коробкой отбора мощности пневмопривод под воздействием сжатого воздуха толкает шток 9, сжимая пружину 15. Зазор между торцом штока 9 и направляющей 8 выбирается, и в момент начала их совместного движения подпружиненный щтифт 18 под действием своей пружины попадает в отверстие направляющей, выталкивая шарик в кольцевую проточку, и связывает шток 9 и направляющую 8. При этом шток 9 начинает толкать направляющую 8, которая в свою очередь толкает шток 5 КОМ, и связанный с ним поводок 7 включения. Происходит включение коробки 1 отбора мощности. При дистанционном выключении КОМ воздух из пневмопривода стравливается. Под действием пружины 15, а также пружины пневмопривода щток 9 перемещается обратно и тянет направляющую 8, щток 5 КОМ и связанный с ним поводок 7 включения. Происходит выключение КОМ. В конце рабочего хода направляющей 8 шарик 19, перемещаясь по конусу, образованному корпусом 12 и направляюшей 8, выталкивает подпружиненный штифт 18, шток 9 и направляющая 8 разъединяются, при этом направляющая 8 останавливается, а шток 9 возвращается в исходное положение. При ручном управлении коробкой отбора мощности вместе со щтоком 5 КОМ перемещается только направляющая 8, при этом щток 9 остается в прежнем положении, тем самым исключается воздействие пружины пневмопривода на рычаг. Таким образом, использование узла включения выгодно отличает предлагаемый .механизм управления КОМ от известного, так как обеспечивается автономность ручного -управления. При этом направляющая узла включения перемещается независимо от штока, что исключает появление нагрузки от пружины пневмопривода на рычаге управления, следовательно, повышается надежность функционирования и улучшаются условия эксплуатации при ручном управлении. Формула изобретения Механизм управления коробкой отбора мощности, содержащий кинематически связанные между собой пневмопривод для дистанционного управления, рычаг для ручного управления, щток для включения коробки отбора мощности с поводком, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности функционирования и улучшения условий эксплуатации при ручном управлении, упомянутая кинематическая связь между щтоком для включения коробки отбора мощности с поводком и пневмопривоДОм выполнена в виде корпуса с цилиндрическими расточками и коническим переходом между ними, в котором установлены подпружиненный относительно корпуса щток с продольным пазом и гнездом с подпружиненным щтифтом сцепления и направляющая с отверстием, шариком и жестко закрепленным в ней штифтом, проходящим через продольный паз щтока и служащим для ограничения проворота щтока относительно направляющей, причем направляюЩая кинематически соединена со штоком для включения коробки отбора мощности с поводком, а подпружиненный относительно корпуса шток соединен с пневмоприводом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Автотопливоцистерна АЦ-5,5-375. Техническое описание № 3/66916р-117, с. 16-17 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1115931A1 |
Станок для обработки оптических деталей | 1983 |
|
SU1151430A2 |
Станок для обработки оптических деталей | 1986 |
|
SU1340998A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМИ СИСТЕМАМИ СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ | 1968 |
|
SU211469A1 |
Система командного управления коробкой передач | 1989 |
|
SU1684116A1 |
Кран | 1980 |
|
SU922392A1 |
АГРЕГАТ ДЛЯ УКЛАДКИ ОПТОВОЛОКОННОГО КАБЕЛЯ НА ПРОВОД ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2124256C1 |
Распределитель газовой среды | 1977 |
|
SU739326A1 |
Устройство для подачи сварочной проволоки | 1984 |
|
SU1197805A1 |
Устройство для автоматического включения установки тушения пожаров | 1987 |
|
SU1416139A1 |
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1980-09-05—Подача