Изобретение относится к контролю зубчатых колес в машиностроении, а именно к способам контроля пятна кон такта в зубчатом зацеплении. Известен способ измерения потенциальной контактной линии зубьев, за ключающийся в том, что отдельно взятое контролируемое колесо устанавливают на контактомер, проводят измерительным наконечником по боковой по верхности зуба и по показанию индикатора, связанного с измерительным наконечником, определяют отклонения потенциальной контактной линии от ее теоретического положения 1j . Недостатком данного способа являе ся измерение контактных линий на зубьях отдельно взятых зубчатых ксэлес, а не в реальной передаче, имеющей по грешности относительного положения осей зубчатых колес, при этом суммар ная длина контактных линий не измеряется. . Наиболее близким по технической сущности к прелагаемому является способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающийся в том, что для контроля суммарного пятна контакта зубья контролируемых колес покрывают термоиндикаторной краской, вводят в зацепление между собой, приводят их во вращение и пропускают через зацепление колес электрический ток, после чего по полученному терморельефу на краске определяют распределение нагрузок по поверхности контактного пятна 2. Недостатком известного способа является то, что полученный на зубе отпечаток краски является суммарным результатом взаимного обката зубьев контролируемых колес, не обеспечивающим определение мгновенного пятна KOHtaKTa, представляющего собой суммарную длину контактных линий между зубьями контролируемых колес и имеет низкую производительность из-за необходимости нанесения на зубья слоя термоиндикаторной краски. Цель изобретения - контроль суммарной длины контактных линий и повышение производительности контроля. Указанная цель достигается тем, что в способе определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающемся в том, что вращают контролируемые зубчатые колеса и пропускают через зону контакта их зубьев электрический ток-, дополнительно используют эталонные зубчатые колеса, вращают их синхронно с контролируемыми колесами, измеряют значения фун кций омического сопротивления зон контакта контролируемых и эталонных зубчатых колес и по разности значений этих функций определяют отклонение величины суммарной длины контакт ных линий от номинальной длины последних. На чертеже изображена схема контроля, Валы 1 и 2 зубчатых колес 3 и 4 контролируемого редуктора 5 установлены в подшипниках. 6, электроизолированных от корпуса 7 и присоединены к входам измерителя 8 активного сопротивления. Валы 9 и 10 эталонных зубчатых колес 11 и 12 редуктора 13 соответственно присоединены к входам измерителя активного, сопротивления. Валы 1, 2, 9 и 10 редукторов 5 13 соединены между собой через элект рически изолирующие их друг от друга муфты 15 и образуют замкнутый контур вращение которому сообщается электро двигателем 16, а нагружение - нагружателем 17. Выходы измерителей 8 и Ц активного сопротивления соединены с входами сравнивающего устройства 18, выход которого соединен с самописцем 19. Измерение суммарной длины контакт ных линий производят следующим образом . Соединяют валы 1 и 2 контролируемого редуктора 5 с валами 9 и It) эта лонного редуктора 13 и подключают к валам 1 и 2 измеритель 8 активного сопротивления. Сообщают валам 1 и 2 контролируемого редуктора 5 и валам Э и 10 эталонного редуктора 13 синхронное вращение при помощи электро двйгателя 16 и создают контакт нагружателем 17. Включают источник постоянного напряжения (не показан) и измеряют значения функций омического сопротивления зон контакта контролируемых 3 и 4 эталонных 11 и 12 зубчатых колес, пропорциональные суммарной длине контактных линий в зацеплениях. Измеренные значения функций омического сопротивления поступают из измерителей 8 и в сравнивающее устройство 18. Разностный сигнал записывается самописцем 19 в виде диаграммы, по которой определяют отклонение величины суммарной длины контактных линий от ее номинального значения, известного из зацепления эталонных зубчатых колес 3 и t. Таким образом, появляется возможность непосредственного контроля величины суммарной длины контактных линий в зацеплении Губчатых колес более производительно, так как нет необходимости наносить на зубья колес индикаторные вещества. формула изобретения Способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающийся в том, что вращают контролируемые зубчатые колеса и пропускают через зону контакта их зубьев электрический ток, отличающийс я тем, что, с целью контроля суммарной длины контактных линий и повышения производительности контроля, дополнительно используют эталонные зубчатые колеса, вращают их синхронно с контролируемыми колесами, измеряют значения функций омического сопротивления зон контакта контролируемых и эталонных зубчатых колес и по разности значений этих функций определяют отклонение величины суммарной длины контактных линий от номианльной длины последних. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Марков А.Л. Измерение зубчатых колес. Л., Машиностроение, 1977i с. 188. 2.Авторское свидетельство СССР If iH8709, кл. Gr 01 В 7/28,1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1991 |
|
RU2036411C1 |
Способ определения площади контакта боковых поверхностей зубьев прямозубых зубчатых колес | 1979 |
|
SU954795A1 |
Способ контроля качества сборки редукторов | 1983 |
|
SU1113659A1 |
Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора | 2022 |
|
RU2793981C1 |
Способ определения площади контакта поверхностей трения зубьев косозубых зубчатых колес | 1980 |
|
SU868463A1 |
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес | 1985 |
|
SU1317269A1 |
Способ контроля и регулирования контакта зубьев в зубчатых передачах | 1985 |
|
SU1298509A1 |
Способ обкатки сопряженной пары зубчатых колес | 1990 |
|
SU1772469A1 |
Устройство для установки оптимального взаимного положения зубчатых колес | 1980 |
|
SU934285A1 |
Способ определения пригодности конических подшипников при сборке пары конических зубчатых колес | 1983 |
|
SU1116295A1 |
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1980-06-13—Подача