Способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи Советский патент 1982 года по МПК G01B7/28 

Описание патента на изобретение SU954808A1

Изобретение относится к контролю зубчатых колес в машиностроении, а именно к способам контроля пятна кон такта в зубчатом зацеплении. Известен способ измерения потенциальной контактной линии зубьев, за ключающийся в том, что отдельно взятое контролируемое колесо устанавливают на контактомер, проводят измерительным наконечником по боковой по верхности зуба и по показанию индикатора, связанного с измерительным наконечником, определяют отклонения потенциальной контактной линии от ее теоретического положения 1j . Недостатком данного способа являе ся измерение контактных линий на зубьях отдельно взятых зубчатых ксэлес, а не в реальной передаче, имеющей по грешности относительного положения осей зубчатых колес, при этом суммар ная длина контактных линий не измеряется. . Наиболее близким по технической сущности к прелагаемому является способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающийся в том, что для контроля суммарного пятна контакта зубья контролируемых колес покрывают термоиндикаторной краской, вводят в зацепление между собой, приводят их во вращение и пропускают через зацепление колес электрический ток, после чего по полученному терморельефу на краске определяют распределение нагрузок по поверхности контактного пятна 2. Недостатком известного способа является то, что полученный на зубе отпечаток краски является суммарным результатом взаимного обката зубьев контролируемых колес, не обеспечивающим определение мгновенного пятна KOHtaKTa, представляющего собой суммарную длину контактных линий между зубьями контролируемых колес и имеет низкую производительность из-за необходимости нанесения на зубья слоя термоиндикаторной краски. Цель изобретения - контроль суммарной длины контактных линий и повышение производительности контроля. Указанная цель достигается тем, что в способе определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающемся в том, что вращают контролируемые зубчатые колеса и пропускают через зону контакта их зубьев электрический ток-, дополнительно используют эталонные зубчатые колеса, вращают их синхронно с контролируемыми колесами, измеряют значения фун кций омического сопротивления зон контакта контролируемых и эталонных зубчатых колес и по разности значений этих функций определяют отклонение величины суммарной длины контакт ных линий от номинальной длины последних. На чертеже изображена схема контроля, Валы 1 и 2 зубчатых колес 3 и 4 контролируемого редуктора 5 установлены в подшипниках. 6, электроизолированных от корпуса 7 и присоединены к входам измерителя 8 активного сопротивления. Валы 9 и 10 эталонных зубчатых колес 11 и 12 редуктора 13 соответственно присоединены к входам измерителя активного, сопротивления. Валы 1, 2, 9 и 10 редукторов 5 13 соединены между собой через элект рически изолирующие их друг от друга муфты 15 и образуют замкнутый контур вращение которому сообщается электро двигателем 16, а нагружение - нагружателем 17. Выходы измерителей 8 и Ц активного сопротивления соединены с входами сравнивающего устройства 18, выход которого соединен с самописцем 19. Измерение суммарной длины контакт ных линий производят следующим образом . Соединяют валы 1 и 2 контролируемого редуктора 5 с валами 9 и It) эта лонного редуктора 13 и подключают к валам 1 и 2 измеритель 8 активного сопротивления. Сообщают валам 1 и 2 контролируемого редуктора 5 и валам Э и 10 эталонного редуктора 13 синхронное вращение при помощи электро двйгателя 16 и создают контакт нагружателем 17. Включают источник постоянного напряжения (не показан) и измеряют значения функций омического сопротивления зон контакта контролируемых 3 и 4 эталонных 11 и 12 зубчатых колес, пропорциональные суммарной длине контактных линий в зацеплениях. Измеренные значения функций омического сопротивления поступают из измерителей 8 и в сравнивающее устройство 18. Разностный сигнал записывается самописцем 19 в виде диаграммы, по которой определяют отклонение величины суммарной длины контактных линий от ее номинального значения, известного из зацепления эталонных зубчатых колес 3 и t. Таким образом, появляется возможность непосредственного контроля величины суммарной длины контактных линий в зацеплении Губчатых колес более производительно, так как нет необходимости наносить на зубья колес индикаторные вещества. формула изобретения Способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи, заключающийся в том, что вращают контролируемые зубчатые колеса и пропускают через зону контакта их зубьев электрический ток, отличающийс я тем, что, с целью контроля суммарной длины контактных линий и повышения производительности контроля, дополнительно используют эталонные зубчатые колеса, вращают их синхронно с контролируемыми колесами, измеряют значения функций омического сопротивления зон контакта контролируемых и эталонных зубчатых колес и по разности значений этих функций определяют отклонение величины суммарной длины контактных линий от номианльной длины последних. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Марков А.Л. Измерение зубчатых колес. Л., Машиностроение, 1977i с. 188. 2.Авторское свидетельство СССР If iH8709, кл. Gr 01 В 7/28,1976 (прототип).

Похожие патенты SU954808A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Кукуева Л.Л.
RU2036411C1
Способ определения площади контакта боковых поверхностей зубьев прямозубых зубчатых колес 1979
  • Кривошея Анатолий Васильевич
  • Сторчак Михаил Григорьевич
  • Немировский Яков Борисович
SU954795A1
Способ контроля качества сборки редукторов 1983
  • Балицкий Феликс Янович
  • Баринов Юрий Григорьевич
  • Смородин Сергей Александрович
  • Соколова Ася Григорьевна
  • Хомяков Евгений Игоревич
SU1113659A1
Зубчатая передача смешанного зацепления силового редуктора 2022
  • Кузин Павел Вячеславович
  • Зверовщиков Владимир Зиновьевич
  • Нестеров Сергей Александрович
  • Зверовщиков Александр Евгеньевич
RU2793981C1
Способ определения площади контакта поверхностей трения зубьев косозубых зубчатых колес 1980
  • Сторчак Михаил Григорьевич
  • Кривошея Анатолий Васильевич
  • Немировский Яков Борисович
SU868463A1
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес 1985
  • Соболь Валентин Николаевич
  • Тернюк Николай Эммануилович
  • Котляров Борис Степанович
SU1317269A1
Способ контроля и регулирования контакта зубьев в зубчатых передачах 1985
  • Любельский Владимир Иванович
  • Дунаев Анатолий Васильевич
  • Багин Сергей Борисович
  • Раннев Александр Владимирович
  • Рейш Арвид Карлович
  • Багин Борис Петрович
  • Морозов Виктор Прокофьевич
SU1298509A1
Способ обкатки сопряженной пары зубчатых колес 1990
  • Кивенсон Михаил Борисович
  • Смирнова Елена Владимировна
  • Жабин Александр Иванович
  • Кивенсон Илья Михайлович
SU1772469A1
Устройство для установки оптимального взаимного положения зубчатых колес 1980
  • Мищенков Александр Александрович
SU934285A1
Способ определения пригодности конических подшипников при сборке пары конических зубчатых колес 1983
  • Воронин Алексей Васильевич
  • Вардашкин Борис Николаевич
  • Молчанов Владимир Петрович
  • Перелыгин Иван Петрович
  • Калашников Александр Сергеевич
  • Харитонов Валерий Иванович
  • Булавин Игорь Александрович
SU1116295A1

Иллюстрации к изобретению SU 954 808 A1

Реферат патента 1982 года Способ определения пятна контакта зубьев зубчатой передачи

Формула изобретения SU 954 808 A1

SU 954 808 A1

Авторы

Кивенсон Михаил Борисович

Ионак Валентин Филиппович

Даты

1982-08-30Публикация

1980-06-13Подача