Изобретение относится к судостро нию, в частности к швартовно-разгр зочным устройствам для нефтеналивны устройств. Известно швартовно-разгрузочное устройство для нефтеналивных судов, содержащее колонну с поворотной головкой , установленную на морском дне, стрелу, шарнирно, соединенную с головкой колонны, а также швартов ный трос, одним концом связанный с противовесом, и проходящий внутри колонны трубопровод, первым участком связанный со стрелой, а концом второго участка связанный с соединительным узлом, включающим конусообразный раструб } Недостатком известного устройств является малая надежность в эксплуатации. Цель изобретения - повышение надежности устройства в эксплуатации. Поставленная цель достигается тем, что оно снабжено группой шарнирно соединенных между собой тяг, а второй участок трубопровода включает группу шарнирно соединенных между собой труб, шарнирно связанны с группой упомянутых шарнирно соеди ненных между собой тяг, образуя uiapнирно-рымажный механизм многократного параллелограилма, снабженный узлсм изменения его длины при этом один конец упомянутого шарнирно-рычажного многократного паргшлелограмма шарнирно связан с первым участком трубопровода, другой его конец посредством части трубопровода и тяги шарнирно связан с соединительным узлом, а последний связан кинематически с узлом изменения длины шАрнирно-рычажного механизма многократного паргшлелограмма, причем швартовный троссвязан другим концом с упомянутым соединительным узлсад. Кроме того, стрела выполнена из двух шарнирно соединенных между собой частей, снабженных узлом компенсации качки, включающим пневмогидравлический цилиндр, смонтированный на первой части стрелы и одним концом шарнирно соединенный с ней,а другим концом шарнирно связанШдй со второй частью стрелы,при этом первая часть стрелы шарнирно связана с головкой колонны,вторая часть стрелы шарнирно связана с концом шарнирно(аычажного механизма многократного параллелограмма, а первый участок трубопровода выполнен из двух шарнирно соединенных между собой частей, смонтированных соответственно на первой и второй частях стрелы. Также узел изменения длины шарнирно-рычажного механизма многократного параллелограмма содержит двигатель с лебедкой и дополнительный трос, заведенный одним концом на лебедку, а другим концом связанный с соединительным узлом, а последний снабжен радиотелеметричес кой системой его наведения. Причем радиотелеметрическая система наведения соединительного узла содержит телевизионные камеры, уста новленные на конусообразном раструб а двигатель с лебедкой смонтированы на стреле. Кроме того, двигатель с л.ебедкой расположены на второй части стрелы. На фиг. 1 изображено швартовно разгрузочное устройство для нефтеналивных судов, общий вид; на фиг. 2- вид А на фиг. 1; на фиг, 3 - ва риант выполнения швартовно-разгрузочного устройства в общем виле, Швартовно-разгрузочное устройство 1 для нефтеналивных судов ( танкеров содержит колонну 2 с поворот ной головкой 3, установленную жёстк или шарнирно на морском дне, стрелу 4,шарнирно соединенную с головкой 3колонны, а также швартовный трос 5,одним концом связанный через направляющий блок 6 с противовесом 7, и проходящий- внутри колонны 2 трубо провод 8, первым участком, а связан ный со стрелой 4, а концом второго участка связанный с соединительным узлом для заправочного патрубка 9 судна, включающим конусообразный раструб 10. Заправочный патрубок 9 судна (танкера ) выполнен с кольцевой проточкой 11, взаимодействующей с узлом блокировки конусообразного раструба 10 соединительного узла. Приемный трубопровод 12 судна подклк чен к заправочному патрубку, 9. Устройство снабжено группой шарнирами 13 срединенных между собой тяг 14,а второй участок трубопровода группу шарнирами 15 соединенн х между собой труб 16,шарнирами 17 связанных с группой шарнирно соединенных между собой тяг. 14,образуя шарНирно-рычажный механизм многократ ного параллелограмма,снабженный узло изменения его длины.Один конец . , 6 шарнирно-рычажного многократного паргшлелограмма карданным шарйиром 18 связан с первым участком в-трубопрово да, другой его конец fS посредством тру бы 16 и тяги 14 шарниром 19 связан с соединительным узлом,а последний свя зан кинематически с углом изменения длины шарнирно-рычажного механизма многократного параллелограмма. Швартовный трос 5 связан другим концом с соединительным узлом. В варианте изобретения (фиг. 3, стрела выполнена из двух шарниров 20 соединенных между собой частей 21 и 22, снабженных узлом компенсации качки, вкJltoчaю(цим пневмогидравлический цилиндр 23, смонтированный на первой части 21 стрелы и одним концом шарниром 24 соединенный с ней, а другим концом шарниром 25 связанный с второй частью 22 стрелы. Пневмогидравлический цилиндр 23 связан с пневмогидравлическим аккумулятором 26. Первая часть 21 стрелы через опорный элемент 27 связана шарнирно с балкой 28 поворотной головки 3, вторая часть 22 стрелы шарниром 18 связана с концом б шарнирно-рычажного механизма многократного параллелограмма, а первый участок 0 трубопровода выполнен из двух шарнирно соединенных между собой частей 29 и 30, смонтированных соответственно на первой и второй частях 21 и 22 стрелы. Узел изменения длины шарнирно-ры.чажного механизма многократного па- раллелограмма содержит двигатель 3-1 с лебедкой 32 и дополнительный трос 33, доведенный одним концом через направляющий шкив З на лебедку 32, а другм концом связанный с соединительным узле, а последний снабжен радиотелеметркческой системой его наведения. Радиотелеметрическая система наведения соединительного узла содержит телевизионные камеры 35, установленные на конусообразном раструбе 10 соединительного узла. Двигатель 31 с лебедкой 32 смонтированы на стреле 4.Двигатель 31 с лебедкой 32 согласно варианту исполнения изобретения (на фиг. 3 расположены на второй части 22 стрелы. Швартовный трос 5 сопряжен другим концом с соединительным узлом через установленное на последнем с возможностью свободного вращения кольцо 36. Судно 1 имеет расположенный у форштевня движитель 37. Швартовно-разгрузочное устройство работает следующим образом. Шарнирно-рычажный механизм многократного параллелограмма, составленный из труб 16 и тяг 14, перед операцией швартования находится в растянутом положении, конусообразный .раструб 10 соединительного узла опущен вниз до уровня заправочного патрубка 9 нефтеналивного судна (танкера) , а стрела 4 ориентирована в нгшравлении ветра. Танкер в это время маневрирует, в частности, с по- f мощью установленного у фарштевня движителя 37, причем этим маневром управляет или с колонны 2 квалифицированный персонал, или непосредственно с танкера 1 блок радиоэлектронного дистанционного управления, управляющее движителем 37 и другими органами маневрирования. После достижения стыковки конусообразного раструба 10 соединительного узла с заправочным патрубком 9 танкера, они блокируются между собой с помощью штоков, входящих в кольцевую проточку 11 патрубка. Швартовка обеспечивается,например, с псниощью швартовного троса 5, который удерживается в натянутом сос тоянии противовесом 7 (фиг. 3. Таким же образом работает устройство в варианте его исполнения по фиг. 3. При этом осуществляется компенсация перемещения частей 21 и 2 ,стрелы и устранение резонанса эле.leHTOB устройства и их взаимного перемещения, возникающих под влияниём волнения моря и качки колонны 2. Эта компенсация взаимных перемещений частей 21 и 22 стрелы осуществляетс работой пневмогидравлического цилинд ра 23 соединенного с пневмогидравлическим аккумулятором 26. Растяжение шарнирно-рлчажного механизма многократного параллелограмма проис ходит за счет силы тяжести составлякицих его труб 16 и тяг 14 и за счет тра вления с лебедки 32 дополни тельного троса 33, связанного с сое динительным узлсм, Посредством теле визконшлх камер 35, установленных на конусообразном раструбе 10 соеди нительного узла, осуществляется дис танционный визуальный контроль за операцией стыковки раструба 10 и заправочного патрубка 9 танкера, а также наведение раструба 10 на патрубок 9. После осуществления сты ковки раструба 10 и патрубка 9 и их блокировки производится перекачка с колонны 2 на танкер 1 жидкого топлива (нефти по трубопроводу 8, при этом жидкое топливо проходит че рез шарнирно соединенные трубы 16 B рого его участка. После окончания операции перекач ки жидкого топлива осуществляется отстыковка конусообразного раструба 10 соединительного узла от заправочного патрубка 9 танкера и сжатие (. складывание/) шарнирно-рычажного механизма мнргократнЪго параллелограмма, образованного трубе1ми 1Б и тягами 14 и соответственно подъем соединительного узла с конусообразннм раструбом 10 за счет выбирания лебедкой 32, дополнительного троса 33. Предложенное ишартовно-рагрузоч ное устройство обладает повышенной надежностью в эксплуатации .и повы-. шенной точностью выполнения операции стыковки с танкером. Формула изобретения 1.Швартовно-разгрузочное устройство для нефтеналивных судов, содержащее колонну с поворотной головкой, установленную на морском дне, стрелу, шарнирно соединенную с головкой колонны, а также швартовный трос, одним концом связанный с противовесом, и проходящий внутри колонны трубопровод, первым участком связанный со стрелой, а концом второго участка связанный с соединительным узлом для заправочного патрубка судна, включающим конусообразный раструб, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, оно снабжено группой шарнирно соединенных между собой тяг, а второй участок трубопровода включает группу шарнир,но соединенных между собой труб, шарнирно связанных с группой упомянутых шарнирно соединенных между собой тяг, образуя шарнирно-рычажный механизм многократного параллелограмма, снабженный узлом изменения его длины, при один конец упомянутого шарнирно-рычажного многократного параллелограмма шарнирно связан с первым участком трубопровода, его кЬнец посредстве трубы и тяги игарнирно связан с соединительным узлом, а последний связан кинематически с узлсял изменения длины шарнирно-рычажного механизма многократного параллелограц ма, причем швартовный трос связан другим концом с упомянуть соединительным узле, 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что стрела выполнена из двух шарнирно соединенных между собой частей, снабженных узлом компенсации качки, включающим пневмогидравлический цилиндр, смонтированный на первой части стрелы и одним концом шарнирно соединенный с ней, а другим концом шарнирно связанный со второй частью стрелы, при этом первая часть стрелы шарнирно связана с головкой колонны, вторая часть стрелы шарнирно связана с концом шарнирно-рычажного механизма многократного параллелограмма, а первый участок трубопровода выполнен из двух шарнирно соединенных между собой частей,.смонтированных соответственно на первой и второй частях стрелы. 3.Устройство поп. l,oтлич а ю щ е е с я тем,- что узел изменения длины шарнирно-рычажного механизма многократного параллелограмма содержит двигатель с лебедкой и дополнительный трос, заведенный одним концом на лебедку, а другим конце связанный с соединительным узлом, а последний снабжен радиотелеметрической системой его наведения.
4, Устройство по пп. 1 и 3 отличающееся тем, что радио телеметрическая система наведения соединительного узла содержит телевизионные камеры-, установленные на конусообразном раструбе, а двигатель с лебедкой смонтированы на стреле.
5. Устройство по пп. 2 и 3, о т личающееся тем, что дви- гатель с лебедкой расположены на второй части стрелы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии 1449103, кл. В 7S, опублик.15.09.76. ( прототип .
3/
32
J7
(риг.д
Авторы
Даты
1982-08-30—Публикация
1977-10-14—Подача