Предлагается устройство для диспетчерского контроля движения поездов на железнодорожных линиях, оборудованных автоблокировкой.
Известны устройства такого рода, в которых применены табло и распределительные устройства на диспетчерском пункте и релейная цепочка с линейными ячейками на каждом контролируемом объекте.
Отличительной особенностью предлагаемого устройства является то, что в нём для наилучшего контроля о состоянии линейных объектов (блок-участков) используется в качестве контрольных сигналов, переменный ток, источник которого находится на диспетчерском пункте.
Посылка контрольных сигналов о состоянии линейных объектов (блок-участков) в устройстве производится изменепием входного сопротивления линии путём подключения к линейному проводу или отключения от этого провода конденсатора в том месте, где находится проверяемый объект.
В устройстве связь диспетчерского пункта с контролируемыми линейными объектами осуществлена последовательно по одному линейному проводу (обратный провод - земля) путём посылки в линию импульсов постоянного тока чередующейся полярности.
На чертеже приведена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит следующие элементы: табло, балансную линию с генератором переменного тока, искатели и центральную релейную ячейку, находящиеся на диспетчерском пункте, а также линейные релейные ячейки, установленные в перегонных щкафах автоблокировки.
Работа устройства происходит периодически через каждые 2-5 минут, причём пуск его через указанный интервал времени производится контактами часового механизма.
Время проверки состояния линейных объектов продолжается 1-
2минуты в зависимости от длины контролируемого участка железнодорожной линии. На остальное время устройство выКсЧючается.
Одним из удобных режимов работы может быть такой, когда устройство работает с интервалами через
3минуты, причём в течение этого времени 1 минуту оно находится в действии и на 2 минуты выключается.
Несмотря на периодичность работы устройства, лампочки на табло горят непрерывно и отражают состояние контролируемых объектов с точностью до выбранного интервала работы.
Предлагаемое устройство действует следующим образом.
Часовой механизм через каждые 3-5 минут размыкает контакт ЧМ в цепи самоблокировки реле 1ВР и 2ВР.
Оставшись без тока, реле 1ВР включает своими контактами пульспару, состоящую из реле А и Б.
Пульспара начинает работать и вместе с ней работает повторитель ТР реле А.
Переключая контакты, реле ТР посылает в однопроводную линию от батареи импульсы тока чередующейся полярности.
Другими контактами реле ТР замыкает цепь реле ИТ, которое сначала возбудится током, а затем начнёт кратковременно отпускать якорь при каждом переключении контактов реле ТР.
Через контакты реле ИР включён электромагнит ЭМ искателя, в результате чего щётки Щ1 и Щ2 искателя при каждом переключении контактов реле ТР и перемене полярности в линии передвигаются на один шаг.
Каждому контролируемому объекту соответствует определённая релейная ячейка на линии и определённый контакт искателя.
Когда срабатывают реле какойлибо ячейки, в это же время в искателе замыкается соответствующий контакт.
Когда реле ТР первый раз замыкает свои верхние контакты, в линию посылается импульс тока, от которого возбуждается включённое через выпрямитель реле / в первой линейной ячейке.
Вслед за реле / возбуледается его медленно действующее повторительное реле П1, которое замыкает накоротко своими контактами выпрямитель и подключает следующее звено ЛИНИЙ со второй линейной ячейкой.
Реле 2, однако, возбудиться не может, так как выпрямитель в его цепи включён навстречу.
Только при следующем импульсе тока, имеющем другую полярность, реле 2 возбудится и включит повторительное реле П2.
Возбуждённое повторительное реле П2 так же, как и в предыдущем случае, закоротит выпрямите чь и подключит следующее третье звено линии.
Аналогичным образом после каждой перемены полярности посылаемого в линию тока работают последовательно и все остальные ячейки.
После закорачивания выпрямителя основные реле 1, 2 и т. д. начинают работать от импульсов тока любой полярности.
На диспетчерском пункте в линейную цепь включён последовательно источник переменного тока Г и дифференциальная схема с балансной линией БЛ.
Если контролируемый объект свободен от поезда и контакт ЛР замкнут, в соответствующей релейной ячейке диспетчерского контроля к линии подключён конденсатор.
При подключённом к линии конденсаторе контрольное реле Р дифференциальной схемы остаётся невозбуждённым, так как баланс сопротивлений дифференциальной схемы не нарушен, фиксируя на табло тем самым свободность объекта от поезда.
Если контролируемый объект занят поездом и контакт ЛР разомкнут, в соответствующей релейной ячейке диспетчерского контроля от линии отключён конденсатор.
При отключённом от линии конденсаторе имеет место в линии резкая разбалансировка и определённый фазовый сдвиг, вследствие чего в контрольном реле Р появляется ток и оно возбуждается, фиксируя на табло тем самым занятость объекта поездом.
На диспетчерском табло применены неоновые лампы, которые требуют для зажигания значительно большего напряжения, чем для поддержания их горения.
Если неоновую лампу на мгновение погасить, когда на неё подаётся напряжение горения, то она при этом напряжении вновь не загорится.
Это свойство неоновых ламп используется в устройстве для того, чтобы управлять показателями табло без самоблокирующихся реле.
Неоновая лампа имеет два вывода, к одному из которых присоединяется батареи, а к другому подходят три цепи.
Одна из этих цепей а/аужит для зажигания через сопротивление R, вторая - для нормального горения также через сопротивление К и третья - для короткого замыкания лампы с целью её гашения.
Зажигание неоновой лампы производится через контакт щётки с определённой ламелью искателя, через контакт искателя, размыкающийся на время перехода его щёток от одной ламели на другую, и через тыловой контакт контрольного реле Р.
Гашение лампы (короткое замыкание) производится также путём замыкания контакта щётки с определённой ламелью искателя, но в другом контактном поле.
Замыкание контакта в этом «гасящем поле опережает на один щаг замыкание соответствующего контакта в «зажигающем поле. Так, например, если в «зажигающем поле щётка вступает на ламель 3, то и в «гасящем поле в это же мгновение щётка касается ламели 4 и т. д. Поэтому в процессе работы устройства каждая лампочка кратковременно (на 0,2-0,4 секунды) гаснет и, если поезд продолжает занимать цроверяемый объект, загорается вновь.
Контроль синхронной работы линейных ячеек и искателя осуществлён в устройстве с помощью реле ПР, 2ВР, К и АР.
Реле ПР возбуждается током, когда срабатывает последняя линейная ячейка, и включает последовательно в линию дополнительную батарею.
Возбудившись током, реле ПР своими контактами замыкает основную цепь 2ВР, а последнее прекращает питание током линии.
Реле К возбуждается током, когда искатель сделает положенное число шагов и, возбудившись, оно своими контактами выключает цепь пульспары, состоящей из реле А и Б, чем прекращается дальнейшее движение щёток искателя.
Если возбуждение током ПР и /С происходит одновременно, то
реле АР встаёт под ток и оно ставит себя на самоблокировку.
При несовпадении возбуждения рьпе ПР и К реле АР остаётся без тока и своими контактами шунтирует контакты часового механизма в цепи реле 1ВР и 2ВР.
Вследствие этого дальнейшая работа устройства прекращается.
Для случаев повреждения устройства (обрыв проводов, заземление, искатель сделает неполное количество шагов и по другой причине предусмотрена вспомогательная кнопка ВК, нажав которую, диспетчер может заставить устройство проработать один цикл.
При длительном повреждении устройство после нажатия вспомогательной кнопки ВК будет продолжать работать неправильно и всякий раз будет останавливаться.
Если повреждение устраняется само, то дальнейшая работа устройства после нажатия вспомогательной кнопки В/С будет протекать нормально.
Устройство позволяет контролировать состояние всех линейных объектов, состоящих: из блок-участков на перегонах, главных и боковых путях.
входных и выходных стрелочных, участков на станциях.
Предмет изобретения
Устройство для диспетчерского контроля движения поездов на участках с автоблокировкой, в котором поочерёдное соединение диспетчерского пункта с контролируемыми линейными объектами (блок-участками) осуществляется по одному линейному проводу (обратный провод - земля) путём посылки в линию управляющих импульсов по стоянного тока чередующейся полярности, отличающееся тем, что с целью повышения надёлсности контроля состояния линейных объектов на диспетчерском посту установлены источник переменного тока,, включённый в линейную цепь, и контрольное реле, подключённое к линейной цепи по балансной схеме,, а на линейных объектах установлены конденсаторы, которые для подачи сигнала на диспетчерский пункт подключаются к линейной цепи (или отключаются от неё) и нарушают баланс в схеме ре,ле, вызывая срабатывание последнего.
Бюро по - делам изобретательства МПС
Авторы
Даты
1953-01-01—Публикация
1949-08-27—Подача