(54) СУДОВОЙ ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЕЙДВУДНОГО ВАЛА
1
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым опорным подшипникам скольжения дейдвудных валов.
Известен судовой опорный подшипник дейдвудного вала, содержащий капролоновую втулку, на внутренней поверхности которой выполнены продольные пазы и которая установлена в дейдвудной трубе 1.
Недостатком известного подшипника является то, что при его креплении на облицовке кормовой части гребного вала в зонах межлопастных пространств наблюдаются эрозионные повреждения в виде борозд по количеству лопастей гребного винта.
Причиной этого- является нарушение сплошности потока охлаждаюш,ей воды в зонах межлопастных пространств за счет разрежения и образования на этих участках вакуумного воздушно-пузырькового потока, который оказывает сильное эрозионное влияние на облицовку вала. Более быстрому процессу образования вакуумного потока способствует то обстоятельство, что вал и дейдвудная втулка работают в паре как обычный насос, а значит в зазоре между ними имеются зоны всасывания и нагнетания, вследствие чего давление охлаждающей воды по всему объему в зазоре подшипника не постоянное. Под воздействием захлопывающихся пузырьков воздуха поверхность облицовки вала подвергается многократно повторяющимся ударам, в результате чего происходит разупрочнение материала на отдельных микроучастках, сопровождающееся возникновением очагов разрушения в виде борозд, которые изнашивают
10 подшипник дейдвудного вала.
Цель изобретения - повышение долговечности подшипника путем снижения эрозионных повреждений облицовки дейдвудного вала.
15
Поставленная цель достигается тем, что на внутренней поверхности капролоновой втулки выполнены кольцевые канавки, глубина которых равна глубине продольных пазов, причем продольные пазы размещены на нижней и боковых сторонах капролоновой втулки.
На фиг. 1 изображен предлагаемый подщипник, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Судовой опорный подшипник дейдвудного вала состоит из кормовой капролоновой втулки 1, которая запрессована с некоторым натягом в металлической втулке 2 и при помощи шпонки 3 и болтов 4 закреп лена в ней. Втулка 2 установлена в дейдвудной трубе 5 гребного вала б и зафиксирована болтами 7. Втулка 1 выполнена с продольными пазами 8, предназначенными для отвода тепла с водой из рабочей зоны и для улавлила с водой из раоочеи зоны и для улавливания случайных частиц, попадающих в рабочую зону, и кольцевыми канавками 9, которые делят втулку 1 на рабочие зоны. Количество кольцевых канавок 9 определяется из следующего конструктивного рас чета: п - b-L-n п - , где п - количество кольцевых канавок; L - длина капролоновой втулки в мм; L - длина рабочей зоны подщипника, обеспечивающая неразрывность сплошности потока охлаждающей воды; п - количество рабочих зон подшипника;t - ширина кольцевой канавки. Для лучшего отвода тепла продольные пазы 8 размещены на нижней и боковых сторонах втулки 1. Устройство работает следующим образом. При запуске главного двигателя валопровод и вместе с ним вал 6 получают вращательное движение. При вращении вала прокачиваемая через дейдвудный подшипник хлаждающая вода проходит через рабочие оны подшипника и, попадая в зоны канавок 9, восстанавливает сплошность потока. Пазы 8 улучшают промывку разного рода абразивных включений и стабилизируют процесс смазки и охлаждения подшипника в рабочей зоне. Изобретение позволяет уменьшить эрозионные повреждения облицовки гребного лииппшс иио. L,,,,, вала, тем самым повысить износоустойчивость подшипника и продлить его межремонтные сроки. Формула изобретения Судовой опорный подшипник дейдвудного вала, содержащий капролоновую втулку, на внутренней поверхности которой выполнены продольные пдзы и которая установлена в дейдвудной трубе, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности подшипника путем снижения эрозионных повреждений облицовки дейдвудного вала, на внутренней поверхности капролоновой втулки выполнены кольцевые канавки, глубина которых равна глубине продольных пазов, причем продольные пазы размещены на нижней и боковых сторонах капролоновой втулки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 235567, кл. В 63 Н 23/36, 10.11.67 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовой опорный подшипник дейдвудного вала | 1985 |
|
SU1326799A1 |
Стенд для испытания судового дейдвудного подшипника | 1983 |
|
SU1098864A1 |
Судовой опорный подшипник скольжения | 1975 |
|
SU545513A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1985 |
|
SU1252246A1 |
Судовой валопровод | 1958 |
|
SU134571A1 |
Подшипниковый узел гребного вала | 1983 |
|
SU1111942A1 |
Дейдвудный подшипник | 1985 |
|
SU1245503A1 |
СУДОВОЙ ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ГРЕБНОГО ВАЛА | 1971 |
|
SU309870A1 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1982 |
|
SU1840297A1 |
ПОДШИПНИК ГРЕБНОГО ВАЛА КРУПНОТОННАЖНЫХ МОРСКИХ СУДОВ | 2008 |
|
RU2385256C1 |
Г
hr
Фиг./
фиг. 2.
Авторы
Даты
1982-09-30—Публикация
1980-12-08—Подача