Изобретение относится относится к области судостроения, а именно к дейдвуд- ным устройствам судов, и может быть использовано при строительстве судов и модернизации дейдвудных устройств на судах, находянщхся в эксплуатации.
Целью изобретения является увеличение срока службы устройства.
На фиг. 1 представлено дейдвудное устройство судна, продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез.
Дейдвудное устройство судна содержит гребной вал I с облицовкой 2, на кормовом конце которого смонтирован гребной винт 3, при этом гребной вал 1 смонтирован в корпусе судна 4 с помощью носового (не показан) и кормового дейдвудных 5 подшипников с вкладышами 6 из антифрикционного материала, например капролона. На внутренней поверхности облицовки 2 в районе кормового дейдвудного подшипника 5 выполнена кольцевая полость 7 с продольными канавками 8, при этом длина кольцевой полости 7 L больше длины Ln вкладыша 6. Количество продольных канавок 8 соответствует числу лопастей 9 гребного винта 3, который смонтирован на гребном валу 1 так, что плоскость 10, проходящая через продольную ось 11 канавки 8 и центральную ось 12 гребного вала 1, находится между лопастями 9 гребного винта 3. .пубина кольцевой полости 7 по длине облицовки 2 различна, при этом ее большее значение hk расположено у кормового конца 15 кольцевой полости 7, а меньшее значение Ь„ расположено у нового конца 13 кольцевой полости 7. Расстояние / от кормового торца 14 вкладыша 6 дейдвудного нод1нипника до кормового конца 15 ко Тьце- вой полости 7 больше расстояния /н от носового торца 16 вкладыша 6 до носового конца 13 полости 7. Толщина тела облицовки по длине в каждой из канавок различна, при этом ее минимальное значение находится у носового конца 13 кольцевой полости 7. Замкнутая полость 17, образованная кольцевой полостью 7 и облицовкой 2 гребного вала I, может быть заполнена сжимаемой жидкостью, например, гядропластом, а облицовка 2 снабжена питающими отверстиями 18.
Дейдвудное устройство судна работает следую1цим образом.
Динамическая нагрузка от гребного винта 3 через гребной вал 1 с облицовкой 2 передается через вкладьил 6 и кормовой
дейдвудный подшипник 5 на корпус судна 4. При воздействии динамической нагрузки облицовка 2 будет деформироваться из-за наличия кольцевой полости 7, которая создает радиальную податливость, из-за чего часть энергии от динамической нагрузки при указанной передаче гасится, тем самым умень- 1иается нагрузка на вкладыш 6, его износ и увеличивается срок службы. При этом радиальную податливость можно обеспечить
как за счет увеличения расстояний /« и /н, так и за счет увеличения глубины кольцевой полости 7. В том и другом случае наибольшая податливость ограничивается прочностными свойствами материала облицовки 2. Исполнение продольных канавок 8 на внутренней поверхности облицовки 2 в районе действия кавитационных ударных воздействий потока охлаждающей воды на облицовку 2 увеличивает местное значение податливости облицовки 2, и при воздействии
потока последняя деформируется, тем самым исключается или уменьшается возможность возникновения кавитационных зон, приводящих к кавитационному разрушению цовки 2. Глубина кольцевой полости 7 должна быть больше величины статической просадки облицовки 2 от статической нагрузки, обусловленной весом гребного вала 1 и гребного винта 3.
Получение оптимальных условий работы облицовки 2 в соответствии с фактической нагрузкой обеспечивается варьированием либо длин /н и Ik, определяющих величину податливости облицовки 2, либо толщин облицовки 2 /(г и /11 соответственно в кормовой и носовой частях, выполняющих ту же функцию. Выполнение оптимальных условий позволяет распределить нагрузку равномерно по длине вкладыща 6 дейдвудного под- П1ипника, снизить износ поверхностей скольжения и увеличить срок службы устройства. Так как контактирование гребного вала 1 с забортной водой, используемой для прокачки дейдвудного устройства, нежелательно, заполняют полость 17 рабочей жидкостью, которая препятствует контакту гребного вала 1 с забортной водой, имеет де.мп- фирующие свойства, сжимаема и обладает малой текучестью. Такой жидкостью является гидропласт. Для его закачки в полость 17 облицовка 2 снабжена питающими отверстиями 18. При деформации облицовки рабочая жидкость равномерно распределяет нагрузку по всей длине облицовки 2, тем самым повышая ее долговечность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1982 |
|
SU1840297A1 |
Подшипниковый узел гребного вала | 1983 |
|
SU1115966A1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397105C1 |
Судовой подшипниковый узел | 1983 |
|
SU1126496A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1090615A1 |
Дейдвудное устройство | 1982 |
|
SU1068338A1 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1983 |
|
SU1839924A2 |
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
Дейдвудное устройство | 1982 |
|
SU1224214A1 |
Дейдвудное устройство | 1981 |
|
SU981099A1 |
Редактор Н. Марголина Заказ 4581/22
ВНИИПИ Государствеиного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патен1, г. Ужгород, ул Проектная, 4
Составитель Е. Игнатьев Техред И, ВересКорректор И. Муска
Тираж 422Подписное
Кохан М | |||
Н., Друт В | |||
И | |||
Ремонт ва- лопроводов морских судов.-М.: Транспорт, 1980, с | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1986-08-23—Публикация
1985-04-29—Подача