(54 ) ДИСКОВЫЙ ШЕВЕР
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
Способ обработки зубчатых колесшЕВЕРОМ | 1979 |
|
SU806303A1 |
Дисковый шевер | 1986 |
|
SU1537426A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ШЕВИНГОВАНИЕМ-ПРИКАТЫВАНИЕМ | 2011 |
|
RU2479389C1 |
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ СПИРОИДНАЯ ФРЕЗА | 1996 |
|
RU2095204C1 |
Дисковый шевер | 1982 |
|
SU1033276A1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2013 |
|
RU2539281C1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2446923C1 |
СПОСОБ ШЕВИНГОВАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1998 |
|
RU2130367C1 |
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С КРИВОЛИНЕЙНОЙ ФОРМОЙ ЗУБЬЕВ | 2012 |
|
RU2502585C1 |
Изобретение относится к .области зубообработки, и может быть исполь зовано для крупносерийного и массового производства зубчатых колес. Известен шевер, выполненный в ви де зубчатого колеса, режущие кромки зубьев которого смещены на определе ную расчетом величину 1. Такой шевер не позволяет учитыва отрицательное влияние фактора неравенства контактных напряжений на правых и левых профилях зубьев, воз никающих в процессе обработки. Цель изобретения - обеспечение стабильности процесса зубообработки Поставленная цель достигается тем, что в предложенном шевере режу щие кромки выполнены с различным по величине наклоном на разноименных сторонах профилей зубьев шевера, причем наклон кромки на-стороне зуба первой вступающей в контакт с обрабатываемым зубом детали, выполнен с меньшим углом, чем на другой его стороне, и разность в,еличин углов наклона дЧ определяют зависи мостью . 8M.-taf ASin сбШц ЛЧ--2С. 4М .31ПС6Ы„ .R 61Ы где М - тормозной момент в onopaix вращения обрабатываемой детали, н.м ; R - рсщиальная сила воздейс гвия шевера на деталь, н ; - угол между рабочей линией контактной зоны и режущей кромкой на зубе шевера, град ;- . oLuUg - угол станочного зацепления в торцовом сечении, град ; 61 ujg - диаметр начальной окружности обрабатываемого зубчатого колеса, м. На фиг. 1 изображена схема зубошевингования цилиндрического прямозубого колеса косозубым шевером ; на фиг.2 - схема контакта зуба невера предложенной конструкций с разноименными сторонами зубьев колеса ; на фиг.З л 4 - правые (фиг. 3) и левые (фиг. 4) боковые поверхности зубьев шевера со стр ужечными канавками | на фиг. 5 и б - боковые поверхности зубьев шевера с условно выделенными контактными зонами, при правом (фиг. 5) и левом (фиг. 6) углах наклона стружечной канавки к торцовой поверхности шевера ; на фиг. 7 и 8 проекции зон контакта зУбьев шевера
и колеса при правом (фиг. 7 и левом (фиг. 8 )углах наклона стружечной канавки на плоскость, касательную к эвольвентным поверхностям зубьев s точке контакта.
Зубообработка выполняется по схеме (фиг. 1)., в которой шевер 1 является ведущим, а колесо 2 - ведомым элементом станочного зацепления. При этом колесо 2 устанавливают на столе станка 3 в приспособление 4 (например, во вращающиеся центрыУ. Стол вместе с колесом совершает возвратно-Д1оступательные движения вдоль оси колеса (движение продольной подачи Sn) Процесс резания, состоящий в соскабливании микростружек режущими кромками на зубьях шевера 1 с боковых поверхностей зубьев колеса 2, осуществляют за счет проскальзывания косых зубьев шевера (выполненных по винтовой линии с углом подъе;ма ) по отношению к зубьям колеса, с которыми они составляют винтовую пару.
Режущие кромки на зубьях шевера образованы стружечными канавками 5, б, выполненными под углоы к торцовой поверхности шевера. Врезани режущих кромок в боковые поверхности зубьев колеса происходит под действием радиальной силы R (см. фиг. 2), возникающей вследствие радиальной подачи шевера на колесо 5р (см. фиг. 1 и 2 /.
Процесс зубошевингования данным инструментом в течение всего цикла .обработки осуществляется без реверса
Целесообразность выполнения стружечных канавок предложенным образом вытекает из схемы шевингования (см. фиг. 1 и 2 ) и анализа зоны резания (см. фиг. 3-8 ).
Если рассматривать станочное зацепление в статике, то контактные напряжения в зоне резания на правых и-левых профилях зубьев, создаваемые реакциями Q и Q2 радиальной- силы R, будут равны между собой. Следовательно, при одинаковых углах наклона канавок в Чр 4, ширина зон врезания 2 режущих крсмок зубьев шевера 1 (см фиг. 7, 8 ) на боковыех поверхностях правых и левых профилей зубьев колеса будет одинакова, а отсюса и-ширина срезаемой микростружки должна быть одинакова для обеих зубьев.
Однако в диналшке, т.е. при обкатывании элементов згщепления ширина микростружки, срезаемой с правых Н левых профилей зубьев колеса, а следовательно, и качество их обработки будут различными в силу влияния, целого ряда факторов. Одним из весьма действенных является фактор нарушения равновесия контактных напряжений на правых и левых профилях зубьев при обкатывании. Контактные напряжения на профилях зубьев, первыми вступающих в контакт ( см. фиг, 2 - профили 1 - 9) будут больше, чем на профилях, вступающих в контакт вторыми (профили 8 - 10 в силу того, что при обкатывании шевера кроме создания момента резания Ир должен преодолеть момент трения A- в опорах приспособления 4 для установки детали (см. фиг ij. Причем величина М.- будет тем выше, чем больше Sp, а следовательно, и сила R.
Нарушения равенства контактных напряжений приводит (при равенстве Чп 1/д)к тому, что качество обработки правых и левых профилей зубьев колеса различно.
Выполнение стружечных канавок на правых и левых -профилях зубьев шевера с различным наклоном к торцовой плоскости, т.е. Чу,1#Ч, при этом ()r,-ft позволяет компенсировать отрицательное влияние нарушения равенства контактных напряжений.
Исходя из соответствующих теоретических предпосылок, величину л Ч ; на которую необходимо уменьшить оптимальный угол наклона режущей кромки на правых и увеличить на левых профилях зубьев шевера при заданном направлении его вращения, определяют , по следующей зависимости:
SMytt A-sinotujp
4M.S«notu)jj -fRdu;p
По вышеприведенной зависимости величина рассчитывается .для конкретного станочного зацепления. Тормозной момент MT и радиальную силу R при заданной подаче можно определить экспериментальным путем.
Выполнение кромок с различным по величине наклоном на разноименных сторонах профилей зубьев шевера повышает стойкость инструмента в среднем на 20% по сравнению со стандартным расположением стружечных канавок.
Формула изобретения
Дисковый шевер с режущими кромками на боковых сторонах профилей зубьев, отличающийся тем, что, с целью обеспечения стабильности процесса зубоотработки, режущие кромки выполнены с различным по величине на слоном на разноименных сторонах, причем наклон кромки на стороне зуба первой, вступающей в контакт с обрабатываемым зубом детали выполнен с меньшим углом, чем на другой его стороне, и разность
углов наклона определяют зависимостью
.. 8W,-tqj s n
d У 2 arctiy -;
4M -SinetiUj +Rdu o
где М - тормозной момент в опорах
вращения обрабатываемой детали, н.м;
R - радиальная сила воздействия шевера на деталь, н ;
Л - угол между рабочей линией контактной зоны и режущей
кромкой на зубе шевера, град ;
et. - угол станочного згщепления в торцовом сечении, гргш ;
ЗШд - диаметр начальной окружнорти обрабатываемого зубчатого колеса, м .
Источники информации, {Принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-10-07—Публикация
1981-03-25—Подача