Изобретение относится к обработке металлов резанием, в частности к обработке зубчатых колес. Известен дисковый шевер с режущи ми кромками, образованными пересече нием боковой эвольвентной поверхнос ти зуба шевера стружечными канавками. При этом боковая эвольвентная поверхности между стружечными канав ками выполнена постоянной ширины как у основания зуба так и у его вершины на полном угле развернутости эвольвенты. Значения ширины боко вой эвольвентной поверхности между .стружечными канавками принимают в пределах 0,9... 1,2 мм, в зависимости от модуля шевера Г11 Однако в силу специфических особенностей процесса шевингования дис коБый щевер такой конструкции с эвольвентной Формой профиля не обес печивает на обрабатываемом колесе точную эвольвентную профиля. Для обеспечения точности профиля колеса необходимо производить корректировку профиля зуба шевера на основании измерейия обработанных колес. Повышение точности шевингования возможно цутем проектирования диско вых шеверов известной конструкций так, чтобы в зацеплении обеспечивалась парность контактов, т.е. количество контактных площадок по левым и правым профилям в любой момен . зацепления колеса и шевера было одинаковым. Однако,при обработке зубчатых колес с малым числом зубьев {8...12 и менее}, с небольшим коэффициентом перекрытия при шевинговании(1,1... 1,3), применение дисковых шеверов указанной конструкции не обеспечива ет требуемых параметров точности профиля зуба.Причиной искажения профиля является различное значение контактных напряжений на полном угле развернутости, И; как следствие, различный съем металла, при этом глубина врезания у ножки зуба обрабатываемой детали больше, чем у головки, так как сопротивление врезанию у ножки меньше, чем у головки. Таким образом, при обработке малозубных зубчатых колес(2 8...12) средних модулей, широко применйемых в масляных и гидравлических насосах когда коэффициент перекрытия при шевинговании не превышает 1,1...1,3 дисковыми шеверами.указанной конструкции, наблюдаются значительные отклонения профиля зуба детали. У ножки зуба детали - перерез теоретического профиля, а у головки - недоpg3Цель изобретения - повышение точности шевингования мгшозубых колес за счет выравнивания глубины внедрения шевера в поверхность профиля обрабатываемых зубьев на полном угле развернутости эвольвенты от основания зуба к его вершине. Поставленная цель достигается тем, что в дисковом шевере для обработки цилиндрических зубчатых колес, режущие кромки которого образованы пересечением эвольвентной боковой поверхности зуба шевера стружечными канавками, эвольвентная боковая поверхность между стружечными канавками выполнена с равномерно возрастающей шириной от основания к вершине зуба в соответствии с зависимостью -S. ширина эвольвентной боковой поверхности между стружечными канавками у вер. шины зуба шевера; S - ширина эвольвентной боковой поверхности между стружечными канавками у основания зуба шевера. На (кс. 1 показан зуб шевера, выполненный с равномерно возрастающей от основания к вершине шириной боковой эвольвентной поверхности между стружечными канавками; на фиг. 2 - вариант исполнения стружечной канавки, обеспечивающей об-; разование боковой эвольвентной поверхности переменной ширины; на фиг. 3 - схема возникновения контактных напряжений у ножки зуба: детали в данной точке, в работе участвует вершина зуба шевера; на фиг. 4 - зависимость величины врезания от ширины боковой эвольвентной поверхности между стружечными канавками Sp; на фиг. 5 - схема возникновения контактных напряжений у основания зуба шевера; на фиг о б - зависимость глубины t, врезания от ширины контакта Sp. Дисковый шевер для обработки цилиндрических зубчатых колес содержит зубья 1, которые имеют режущие кромки 2, образованные пересечением эвольвентной боковой поверхности А зуба шевера стружечными канавками Зо При этом эвольвентная поверхность А выполнена с равномерно возрастающей шириной основания SP, к вершине зуба SQ, Причем BO , Согласно выведенной зависимости из известной теории контактных напряжений 9ft У прмакс So . р мми . где f .. - соответственно минимальный и максимальный приведен ные размеры кривизны, которые в свою очередь, определяются из известного соотношения , УшУк где 5iu - радиус кривизны зуба .шевера в рассматриваемой точке . на профиле; 5|, - радиус кривизЕцл зуба обрабатываемого колеса в точке, сопрягаемой с одноименной точкой на пр«офиле зуба шевера, So ширина звольвентной боковой поверхности между стружечными канавками, соответст: венно у верйшны. зуба шевера и у основания, обеспечивается выравнивание глубины врезания зуба шевера вповерхность обрабатываемого зуба. Этим повышается точность шевингования Установлено, что максимально возможная йсправляйуюсть профиля - . в 1,8 раза, ередне-статистическая исправляемость - в 1,3...1,4 раза, при соотнсяяении50|5р 1,3.,.1,6. ко по ва гд ет ше ст фи не ве в целях сохранения требуемого ичества стружечных канавок на ной ширине зуба шевера обеспечится условие. S. «(l,65So + 0,8 ...0,9) - ОД ... 0,12 (В.- 2 е) S и S0 значения ишрины боковой звольвентной поверхности между стру- . жечными канавками, соответственно S Q у вершины, S() у основания зуба шевера} ширина зуба шевера; ширина боковой эволь, вентной поверхности между торцом зуба и первой стружечной канавкой, принимается в пределах 1,3...2 мм. Такая фо1ша канавки соответствуГОСТу на дисковый шевер 8570-80. Таким образом, при обработке терен шевером предлагаемой конукции происходит улучшение проя зуба в 1,3...1,8 раза по сравию с шевингованием шевером из- . тной конструкции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дисковый шевер | 1981 |
|
SU963745A1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2013 |
|
RU2539281C1 |
СПОСОБ ЗУБОНАРЕЗАНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С МОДИФИЦИРОВАННЫМ ПРОФИЛЕМ ЗУБЬЕВ | 2012 |
|
RU2527109C1 |
Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес | 1985 |
|
SU1296330A1 |
ДИСКОВЫЙ ШЕВЕР | 2001 |
|
RU2230635C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1999 |
|
RU2165339C2 |
СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1989 |
|
RU2029663C1 |
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2446923C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ШЕВИНГОВАНИЕМ-ПРИКАТЫВАНИЕМ | 2011 |
|
RU2483845C1 |
СПОСОБ ШЕВИНГОВАНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1998 |
|
RU2130367C1 |
ДИСКОВЫЙ ШЕВЕР для обработки цилиндрических зубчатых колес, режущие кромки которого образованы пересечением эвольвентной боковой поверхности зуба шевера стружечными канавками, отличающийся тем, что, с целью повьЕиения точности шевингования малозубых колес за счет выравнивания глубины внедра НИН шевера в поверхность профиля обрабатываемых зубьев на полном угле развернутости эвольвенты дт основания зуба к его вершине, эвольвентная боковая поверхность между стружечными канавками выполнена с.равног мерно возрастающей шириной о основания к вершине зуба в соответствии с зависимостью -§1 6 -g 1,3... Г;6, где 5„ - ширина эвольвентной боковой в поверхности между стружечными канавками у вершины зуба шевера; § 8„ ширина эвольвентной боковой поверхности между стру(Л жечными канавками у основания зуба шевера. .
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Семенченко И.И | |||
и др | |||
Проектирование режущих инструментов | |||
М., МашгизЧ 1963, с | |||
Подъемная лебедка для привязных аэростатов, установленная на автомобиле | 1923 |
|
SU778A1 |
Авторы
Даты
1983-08-07—Публикация
1982-04-22—Подача