Способ поверхностной термомеханической обработки металлических изделий Советский патент 1982 года по МПК C21D7/02 C21D8/00 

Описание патента на изобретение SU964013A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при поверхностном термомеханическом упрочнении мелкомодульных зубчатых колес волновых редукторов.

Известен способ горячего накатывания зубьев и термомеханического, упрочнейия при горячем накатывании зубьев -Xl .

способ требует применения мощных станов для прокатки зубьев, не обеспечивает, достаточно высокой точности зубчатых колес и не может использоваться для изготовления гибких зубчатых колес.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ поверхностей термомеханической обработки металлических изделий, обеспечивающий снижение усилий деформации при достаточно большой глубине упрочнения, включающий нагрев до температуры аустенизации, обкатку роликом,вибрирующим -с частотой 20-30 Гц, с амплитудой, не превышающей глубины лунки контакта изделия с роликом, и охлаждение 2.

Но при этом способе возможно,совмещение формообразования и упрочнения поверхностей вращения несложной формы типа ручьев, канавок. При обра-i ботке гибких зубчатых колес, имеющих как правило, тонкую стенку и мелкий модуль, не обеспечивается требуемой точности ни по шагу, ни по высоте зубьев, а при последующем охлаждении (закалке) происходит коробление, что также снижает точность.

10

Целью изобретения является повышение точности и долговечности изделий.

Цель достигается тем, что по пред.лагаемому способу поверхностной тер момеханической обработки металлических изделий, преимущественно гибких зубчатых колес, включающему нагрев до температуры аустенизации, обкатку вибрирующим в радиальном направле20нии роликом и охлаждение, нагрев производят на глубину, равную высоте зуба и толщине стенки. колеса, после нагрева перед обкаткой роликом на глубину нагретого слоя проводят предва25рительное накатывание зубьев этим же роликом при статических нагрузках,а в процессе охлаждения колеса осущесдвляют калибровку зубьев роликом при статических нагруяках со сте

30 ленью деформации 1-3%. При этом предварительное накатывание зубьев проводят до формообразования 1/3 высоты зуба, обкатку и калибровку производят зубчатым роликом, а окончательную обкатку осущест вляют с амплитудой вибраций, не пре|Вышающей 2/3 высоты зуба, Применение глубинного нагрева токами высокой частоты связано с необходимостью прогрева с поверхности до температуры аустенизации на глубину равную высоте зуба и толщине стенки колеса, что обеспечивает их закалку при последующем охлаждении. Ограничения по глубине нагрева связаны так же с тем, что при увеличении глубины затрудняется последующая механическая обработка внутреннего диаметра колеса. Предварительное накатывание зубье зубчатым роликом-накатником при статических нагрузках позволяет производить плавное и постепенное зацепле ние ролика-накатника с поверхностью обрабатываемого изделия, например, через эталонное колесо, что обеспечивает точность по шагу при окончательном формообразовании поскольку обкатка вибрирующим роликом-накатником осуществляется по предварительно накатанным зубьям. Предварительное накатывание до формообразования 1/3 высоты зуба связано с ограничением допустимых статических нагрузок: при накатывании до формообразования свыше 1/3 высоты зуба статические на:грузкй достигают таких значений, при которых происходит потеря формы вследствие тонкостенности гибких колес, резко понижается точность обработки. Окончательное накатывание зубьев обкаткой вибрирующим зубчатым роликом-накатником на глубину нагретого слоя обеспечивает упрочнение не толь ко зубьев, но и стенки колеса. Ограничение по амплитуде вибраций ролика-накатника, не превькиающей 2/3 выты , связано с необходимостью обеспечения точности по высоте зубьев в процессе окончательного накатывания . Осуществление калибровки зубьев тем же зубчатым роликом-накатником при статических нагрузках в процессе охлаждения колеса исключает коробление, обеспечения тем самым точность профиля. Статические нагрузки выбира ются из условия обеспечения степени деформации 1-3%, при этом меньшее значение степени деформации берется для колес малых размеров, а большее для колес крупных размеров. Уменьшение степени деформации менее 1% не исключает полностью коробления, а увеличение сверх 3% - резко увеличивавт вероятность хрупкого разрушения закаленных зубьев колес. Кроме того при увеличении степени деформации происходит уменьшение размеров, что крайне нежелательно с точки зрения обеспечения точности. Поверхностной термомеханической обработке подвергали заготовки кольца из стали 40Х ( шириной 15 мм, наружным диаметром 120 мм и толщиной . стенки б мм для получения гибких зубчатых колес со следующими характеристиками: Модуль Высота зуба И} 2,2 мм Число зубьев Z. 120 Толщина стенки jj 1 мм Глубинный нагрев токами высокой частоты до, температуры аустенизации производили от лампового генератора ЛЗ-67В секторньш индуктором на глубину 3,2-3,5 мм, что контролировалось по торцовой поверхности заготовки колеса оптическим пирометром ОППИР-Ь17. Предварительное накатывание зубьев зубчатым роликом-накатником, профиль которого соответствовал профилю гибкого колеса, проводили на глубину 0,70-0,75 мм, что достигалось при предельно-допустимой статической нагрузке 800 кГс Окончательное накатывание зубьев осуществ яли тем же роликом-накатником при частоте вибраций 30 Гц от пневмомолотка МО-09, Амплитуду вибраций роликанакатника в пределах 1,50-1,45 обеспечивали поджатием пневмомолотка к обрабатьлваемой заготовке с усилием 400 кГс, Охлаждение колеса после формообразования зубьев проводили в спрейерном устройстве водой под давлением 2 ати. В процессе.охлаждения колеса производили калибровку зубьев при отключенном пневмомолотке и статических нагрузках 200 кГс,что обеспечивало степень деформации 2%. Для получения сравнительных данных изготовляли гибкие колеса по следующей технологии. Формообразование зубьев проводили фрезерованием, после чего осуществляли сквозное упрочнение колес объемной закалкой с печного нагрева с закалкой от в воду. После поверхностной термомеханической обработки и объемной закалки колеса подвергали отпуску при в течение 2 ч. Окончательную механическую обработку проводили растачиванием внутреннего диаметра. Оценку точности колес проводили путем замера шага, высоты зуба и диаметра по впадинам зубьев на длинномере ИЗА-2 с точностью 0,001 мм. Результаты замеров показали, что точность колес, изготовленных поверхностной термомеханической обработкой, не уступает точности фрезерованных с последующим сквозньм упрочнением

и находится в пределах обусловленных чертежом колеса .

Прочность зубьев проверяли испытанием на срез, которые проводили на испытательной машине МУП-20,

Прочность зубьев колес после поверхностной термомеханической обработки возросла на 20% (максимальное усилие среза составило 95 кГс/мм пр 80 кГс/мм у фрезерованных колес с последующей термической обработкой).

Конструктивную прочность стенки колес оценивали по результатам испытаний на статический и ударный изгиб образцов-сегментов, вырезанных из колес.

После поверхностной термомехакической обработки предел прочности .при изгибе увеличивается на 15% (со 151 кГс/мм до 200 кГс/мм, предел упругости на 12% со 107 кГс/мм до 128 кГc/м ), пластичность на 10% (с б,4мм до 7,1 мм) и ударна вязкость на 60% (с 1,4 кГс см/см до 2,2 кГс см/см Д .

Усталостные испытания при циклических изгибных нагрузках проводили по методу задаваемой упругой деформации до 10%. Долговечность гибких колес повысилась в 3-5. раз в зависимости от уровня зёщаваемой упругой деформации.

Применение предлагаемого способа позволит в 2-3 раза уменьшить трудоемкость и себестоимость изготовления, сократить дпительность производственного цикла в 4-5 раз, повысить эксплуатационную надежность и долговечность гибких колес в 3-5 раз

Формула изобретения

1.Способ поверхностной TejpMOMeханической обработки металлических изделий, преимущественно гибких зубчатых колес, включающий нагревание

до температуры аустенизации, обкатг ку вибрирующим в радиальном направлении роликом и охлаждение, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности и долговечности; нагревание производят на глубину, равную высоте зуба и толщине стенки колеса, после нагревания перед обкаткой вибрирующим роликом проводят предварительное

5 накатывание зубьев этим же роликом при статических нагрузках, а в процессе охлаждения колеса осуществляют калибровку зубьев при статических нагрузках со степенью деформации 1-3%.

2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что предварительное накатывание зубьев проводят до формообразования 1/3 высоты зуба.

3.Способ по пп. 1 и 2, отли5чающийся тем, что обкатку и калибровку осуществляют зубчатым ро-ликом.

4.Способ по пп. 1-3, о т л и йс я тем, что окончатель0ную обкатку осуществляют с амплитудой вибрсщий, не превышающей 2/3 высоты зуба.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

5

1. М&Тситловедение и термическая обработка металлов, 11, 1971,

с. 60-61.

2.Авторское свидетельство СССР 488870, кл. С 21 О 7/06, 1974.

Похожие патенты SU964013A1

название год авторы номер документа
Способ поверхностной термомеханической обработки цементованных изделий 1980
  • Савинов Владимир Алексеевич
  • Шаврин Олег Иванович
  • Перевозчиков Борис Михайлович
SU954451A1
СПОСОБ НАКАТЫВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ВЕНЦОВ 1991
  • Иванов Б.Д.
  • Киселев В.Е.
  • Любанов В.Н.
  • Иванов А.А.
  • Полтавский О.А.
RU2015780C1
Способ упрочняющей обработки зубчатых колес 1981
  • Павлов Виктор Афанасьевич
  • Богданова Алла Нинеловна
SU975163A1
Способ изготовления зубчатых колес с термохимическим упрочнением поверхности 1989
  • Иванов Борис Дмитриевич
  • Любанов Владимир Николаевич
  • Иванов Анатолий Алексеевич
  • Розенко Александр Васильевич
  • Полтавский Олег Абрамович
SU1801698A1
Способ восстановления изношенного профиля зубчатого колеса 1977
  • Лысов Дмитрий Степанович
  • Челышев Артур Петрович
  • Кузменков Олег Игоревич
SU722642A1
Способ упрочняющей обработки зубчатых колес 1989
  • Карнаух Анатолий Иванович
  • Хусид Осип Семенович
  • Андрианова Ирина Измаиловна
  • Стольберг Михаил Маркович
  • Павлов Валентин Борисович
  • Паненко Ольга Олеговна
SU1669626A1
Способ накатки зубчатых профилей 1989
  • Ковалев Филипп Стефанович
  • Иванов Борис Дмитриевич
  • Заикин Владимир Александрович
  • Киселев Валентин Евгеньевич
SU1810195A1
Способ накатывания зубчатых, шлицевых и подобных профилей 1988
  • Малюк Владимир Иванович
  • Салтыков Владислав Алексеевич
SU1771856A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Коган Борис Исаевич
  • Майтаков Анатолий Леонидович
RU2428293C2
Способ поверхностной термомеханической обработки металлических изделий 1974
  • Шаврин Олег Иванович
  • Крекнин Леонид Тимофеевич
  • Савинов Владимир Алексеевич
SU488870A1

Реферат патента 1982 года Способ поверхностной термомеханической обработки металлических изделий

Формула изобретения SU 964 013 A1

SU 964 013 A1

Авторы

Трухачев Александр Васильевич

Савинов Владимир Алексеевич

Перевозчиков Борис Михайлович

Калашников Владимир Николаевич

Даты

1982-10-07Публикация

1980-05-20Подача