Способ восстановления изношенного профиля зубчатого колеса Советский патент 1980 года по МПК B21H5/02 

Описание патента на изобретение SU722642A1

Изобретение относится к машиностро нию и может быть использовано для вос становления зубчатых колес и звездочек сельскохозяйственных машин и других приборов и механизмов. Характер работы зубчатых изделий т па ;; 8стерен и звездочек требует, высоко вязкости основы зубьев (венца) и износостойкой поверхности зубчатого контура, так как долговечность таких изделий определяется в основном сопротивлением хрупкому разрушению основания зуба (хрупкий излом) и стойкостью к износу и усталостному разрушению пове ностного слоя зубчатого профиля. Получить сочетание таких свойств в одном материале практически невозможно, так как износостойкость определяется в основном твердостью материала,- а изгиб- ная прочность - вязкостью. Известны способы получения биметал лических зубчатых изделий путем нанесения порошковых материалов па зубчатый профиль с последующей пластическо деформацией его обкаткой в накатном стане jQЭтот способ трудоемкий, сложный по технологии и не может обеспечить высокого качества поверхностного слоя из-за неравномерного распределения порошка по поверхности профиля и неравномерной деформации при последующем обкатывании накатниками. При этом местная пластическая деформация при обкатывании (только в месте контакта зубьев) не может обеспечить требуемой высокой плотности поверхностного слоя. Из известных способов близок к предлагаемому по технической сущности способ восстановления профиля зубчатых колес путем горячей обкатки зубонакатным инструментом, при котором изношенное зубчатое колесо обкатывают в месте с дополнительным металлом в виде ленты, подаваемой в зону деформации , Однако различные виды дефектов только накатыванием ленты устранить невозможно без снятия дефектного слоя, ток как при накатке заполнить пусто ты, забоины и другие местные углубления на поверхности профиля. При этом даже неравномерный износ по профилю зуба приводит к неравномерной деформации ленты и образованию торцового заус нца, а в небольшим износом п(;)Эфиля на зубьях при накатке ленты обрадуется очень тонкий и поэтому непрочный слой покрытия, который при работе зубчатого колеса будет выкрашиваться и отслаиваться. Недостатком этого способа является также трудность стыковки концов ленты что приводит к образованию избытка ме талла при бтыковке концов внахлестку или недостатку его при соединении конц встык и, следовательно, образованию ра рыва сплошности оболочки. К тому же избыток металла приводит к неравномер ной деформации зубчатого профиля при о катке и образова1гаю заусенца по торцу контура, что треюует последующей меха нической доработки и усложняет и удорожает процесс нанесения оболочки. Соединение ленть встык накаткой практически невыполнимо из-за колебания размеров зубчатой загх)товки, накат ника и величины его радиальной подачи. Кроме того, нельзя образовать оболочку накаткой ленты без нагрева ленты и зубчатой -заготовки до высоких температур, что усложняет и удорожает ее изготовление и снижает производительност а кратковременность процесса при горячей накатке и неизбежности присутствия окислов на поверхности заготовок (при работе без защитных и восстановительных сред) не могут обеспечить качественное диффузионное сцепление оболочки и зубчатого профиля. Эти дефекты по границе оболочки и основного металла будут в дальнейшем служить концентраторами напряжений. Цель изобретения - повышение качест ва облицовки зубчатого колеса и точности зубчатогх профиля путем создания равномерного распределения оболочки по рабочему контуру зуба и лучшего сцепления ее с основным материалом зубчатой заготовки. Для этого согласно предлагаемому способу изношенный зубчатый профиль перед пластической деформацией подвергают отжигу, зубья утоняют на величину дефектного слоя с одновременным обеспечением на нем шероховатости, дополнительный материал в виде полой цилинд рической оболочки наносят на утоненньле зубья и. пластичоскую деформацию осуществляют одновремен)1ыми обжатием полой цилиндрической оболочки по всем зубьям с последующей ее сваркой с металлом изношенного колеса и тс-гшой калибровкой зубчатого венца. На фиг. 1 показано зубчатое колесо поиле отжига и утонения профиля; на фиг. 2 - то же, в цилиндрической оболочке; на фиг. 3 - схема обжатия оболочки радиальными пуансонами {в начальном и конечном положениях). В качестве примера для восстаиойле11ИЯ зубчатого профиля взяты шестерни стартера, изготавливаемые Борисовским заводом АТЭ. Эти шестерни работают без смазки При ударных нагрузках, что повышает абразивный износ и забоины (смятия) кромок на торцах зубьев. Для повышения надежности в работе и увеличения моторесурса их изготавливают из легированных цементуемых сталей (типа 20ХНМ). Исходные параметры восстанавливаемого зубчатого колеса: число зубьев 9; модуль 2,5 мм; наружный диаметр 29,5-0,24 мм; толшина зуба по хорде делительной окружности 4,42 + 0,О75мм. Изношенные шестерни 1 из стали 20 ХНМ отжигают при 820 С, а затем на долбежном с помощью осевой коррекции зубчатый профиль 2 утоняют до полного устранения дефектного слоя, определяемого визуально. Контролируемым параметром при этом принимают длину обшей нормали, которая уменьшается после долбления с 11,85 до 11,05 мм. Шероховатость в виде продольнь х рисок вдоль профиля зубьев наносят за счет увеличения подачи обкатываемой шестерни при снятии последнего припуска. Цилиндрическую оболочку 3 с внутренним диаметром, равным наружному диаметру утоненной шестерни, изготавливают из конструкционной среднелегированной стали 45УН2МФА, которая обладает хорошей пластичностью, достаточной для нанесения оболочки на зубчатый профиль, и хорошей прокаливаемостью с достижением достаточно высокой твердости, а значит, и хорошим сопротивлением износу и смятию. Толщину оболочки выбирают такой, чтобы ее объем был равен объему припуска, снятого на изношенной шестерне при утонении профиля. Исходя из этого равен57

i.ir.n оГ).1)В, 1Ч)Л1ииип цилиндрической оболочки cocTHFj;iqoT J. ,25 мм.

Цилиндрическую оболочку обжимают по зубчатому профилю в штампе с радиальными пуансонами 4 (фиг. З). Штампы с радиально перемещаемыми пуансонами известны и используются, например, на Гомельском заводе сельскохозяйственных машин для формирования зубчатого контура звездочек.

Оболочку 3 наносят на утоненный зубчатый контур при комнатной температуре. (Усилие на пуансоны и скорость деформации при нанесении оболочки контролируются при настрое штампа по размеру длины общей нормали).

Облицованную щестерню помещают в печь с восстановительной атмосферюй эндогаза, где происходит сварка оболоч-

ки сцободиого металла при 850° J в течение 1 ч. Затем шестерню извлекают из печи, быстро охлаждают в струе воздуха до 550 С и при Этой же температуре проводят теплую калибровку проталкиванием шбютерии через зубчатую матрицу повышенной точности с последующем охлаждением откалиброванной шестерни в масле до комнатной температуры Теплая деформация переохлажденного аусте- нита оболочки из стали 45УН2МФА с последующим охлаждением до комнатной температуры обеспечивает повышение твердости до 63-64 HRC, что на 3 единицы больше по сравнению со стандартной (обычной) аакалкой используемой стали.

В таблице даны результаты измерения геометрических параметров облицованных шестерен после теплой обработки.

Похожие патенты SU722642A1

название год авторы номер документа
Способ восстановления зубчатых колес 1987
  • Кузьменков Олег Игоревич
  • Кривенко Николай Константинович
  • Кот Анатолий Андреевич
  • Караваев Михаил Георгиевич
SU1459886A1
Устройство для подачи заготовок 1979
  • Губенко Владислав Аркадьевич
  • Пысин Анатолий Яковлевич
  • Мухаев Александр Викторович
  • Краснова Ирина Владимировна
  • Середа Людмила Александровна
  • Сергиенко Раиса Петровна
SU846201A1
Способ восстановления профиля зубьев зубчатых колес 1976
  • Кузьменков Олег Игоревич
  • Дорожкин Нил Николаевич
  • Соболев Алексей Савельевич
  • Челышев Артур Петрович
SU582878A1
Способ восстановления зубчатых колес 1989
  • Кот Анатолий Андреевич
  • Горошко Валерий Феофанович
  • Кривенко Николай Константинович
SU1669681A2
Способ восстановления электрода-инструмента 1990
  • Холодняк Юрий Сергеевич
  • Подлесный Сергей Владимирович
  • Кочеров Геннадий Анатольевич
  • Мантуров Юрий Болеславович
  • Цимбалист Вадим Валентинович
  • Ткачев Николай Андреевич
SU1754391A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Коган Борис Исаевич
  • Майтаков Анатолий Леонидович
RU2428293C2
Способ изготовления конических зубчатых колес 1990
  • Желтонога Леонид Алексеевич
  • Ластовенко Арий Анатольевич
  • Макушок Евгений Маркелович
SU1729677A1
Устройство для накатки зубчатых колес 1981
  • Кузьменков Олег Игоревич
SU969397A1
Штамп для восстановления цилиндрических зубчатых колес 1982
  • Пашин Юрий Дмитриевич
  • Колетурин Евгений Федорович
  • Кириллов Александр Викторович
  • Коваленко Николай Александрович
SU1006149A1
Способ восстановления шестерен 1988
  • Кулешков Юрий Владимирович
  • Черновол Михаил Иванович
  • Хромов Василий Николаевич
SU1648711A1

Иллюстрации к изобретению SU 722 642 A1

Реферат патента 1980 года Способ восстановления изношенного профиля зубчатого колеса

Формула изобретения SU 722 642 A1

Даннь(е таблицьс показывают, что, пол ченные шестерни соответствуют 8-ой степени точности. При этом, согласно замеру поверхностной твердости после теплой калибровки, отсутствуют обезуглероживание и окалинообразование, сопровождающие обычно процесс горячей деформации. Все это;достигаемая высокая точность и отсутствие дефектного поверхностного слоя - позволяет получать шестерни до 8-ой степени точности без дальнейшей механической обработки зубчатого контура и без промежуточных (черновых) операций обработки резанием Для получения зубчатых колес более вы кой точности требуются лишь чистовые финишные операции, например шлифова ние зубчатого контура. Достижению высокой точности способствует и то обстоятельство, что теп- лай калибровка в состоянии переохлажденного аустенита с последующим быстрым охлаждением до комнатной температуры исключает необходимость дополнительного нагрева зубчатой заготовки под закалку и уменьшает тем самым коробление и потерю размеров готового изделия. Теплая калибровка позволяет также увеличить стойкость деформирующего инструмента по сравнению с горячей обработкой в несколько раз благодаря сохранению в инструменте при таком температурном режиме работы исходных механических свойств, полученных при его термообработке. Это вызвано тем, что

SU 722 642 A1

Авторы

Лысов Дмитрий Степанович

Челышев Артур Петрович

Кузменков Олег Игоревич

Даты

1980-03-25Публикация

1977-01-26Подача