Индикатор эффективности плавания парусного судна при лавировке на ветер Советский патент 1982 года по МПК B63B49/00 

Описание патента на изобретение SU975494A1

1

Изобретение относится к навигационным устройствам и касается конструкции индикатора эффективности плавания парусного судна при лавировке на ветер.

Известен индикатор эффективности плавания парусного судна при лавировке на ветер, содержащий блок измерения скорости судна и выходной блок, связанный с указателем 1.

Недостатком индикатора является невозможность получения объективных данных прибора.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в индикатор введен блок измерения скорости ветра,причем выходной блок выполнен в виде делителя двух напряжений с двумя выходами, к каждому из которых подключены выходы блоков измерения скорости судна и ветра.

Кроме того, блок измерения скорости ветра выполнен с последовательно соединенными датчиком скорости, осредняющим фильтром с постоянной времени, соответствующей постоянной времени инерции судна, и блоком нелинейности с логарифмической характеристикой передачи.

На фиг. 1 представлена функциональная схема предлагаемого индикатора; на фиг. 2 5 схема соотношения основных величин, действующих на судно; на фиг. 3 - принципиальная схема устройства.

Индикатор эффективности плавания парусного судна при лавировке на ветер со,Q держит датчик 1 скорости ветра W, датчик 2 направления ветра вымпельного , ручную установку 3 угла между направлением ветра W и генеральным курсом лавировки Y, датчик 4 скорости судна V, функциональный преобразователь 5, вычисляющий проекцию скорости судна V на направление генерального курса, осредняющий фильтр 6 с большой постоянной времени, измеритель 7 отношения сигналов, нелинейное звено 8 с логарифмической характеристикой.

20

Введенный канал скорости ветра состоит из датчика 1 скорости ветра,соединенного последовательно с нелинейным звеном 8 с логарифмической характеристикой и осредняющим фильтром 6, образуя канал скорости ветра, сигнал которого log(-i-j Wdl) подается на «знаменательный вход измерителя 7 отношения сигналов.

Параллельный канал скорости судна образован датчиком 4 скорости судна, сигнал которого проходит через управляемый датчиком 2 направления ветра и ручной установкой 3 генерального курса лавировки относительно ветра функциональный преобразователь 5, позволяющий получить сигнал, пропорциональный проекции скорости судна на направление генерального курса V V-cos(V±), который далее попадает на «числительный вход измерителя 7, выходное отклонение которого пропорционально

отношению

V /W V-cos(f ±T)/log(4-/ Wdt), где V - вектор скорости судна;

W - вектор вымпельной скорости судна;

f-угол лавировки между направлением ветра и скорости судна;

Y - угол наветренности между направлением ветра и генеральным курсом лавировки.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал с датчика 1, сглаженный фильтром 6 с постоянной времени,близкой к таковой у судна, и прощедщий через нелинейное звено 8,подается на измеритель 7 отношения как знаменатель. На другой вход (числительный) подается выработанный функциональным преобразователем 5 сигнал, пропорциональный скорости судна относительно воды,с датчика 4, уменьшенный на коэффициент представляющий собою косинус угла вымпельного ветра cf , уменьшенного (или на другом галсе увеличенного) на угол Y , дающий генеральное направление лавировки относительно ветра и задаваемый вручную с учетом дрейфа.

В качестве измерителя 7 отношения в простейшем случае может быть использован двухобмоточный логометр, а в качестве функционального преобразователя 5 - потенциометр. Принципиальная электрическая схема в этом случае примет вид, показанный на фиг. 3. В схеме (фиг. 3) входной сигнал H(W) измерителя силы ветра датчика 1 осредняется фильтром 6 в виде Гобразной ячейки и поступает на нелинейное звено 8, составленное из балластного резистора R2 и набора стабилирронов VI, V2 и V3 с постепенно нарастающими напряжениями пробоя, последовательно соединенных с резисторами R3, R4 и R5 так, чтобы звено 8 в целом имело бы амплитудную характеристику передачи, близкую к логарифмической. Выходной сигнал канала скорости ветра W со звена 8 снидмается на одну из обмоток логометра , используемого в качестве измерителя соотношения V/W.

Во втором канале скорости судна, входной сигнал и(У) поступает от датчика 4 и проходит через функциональный преобразователь 5, состоящий из профилированного потенциометра с двумя движками и двух

вспомогательных резисторов R7 и R8. Профиль каркаса обмотки резистора R6 и соотношение сопротивлений резисторов выбраны так, что при установленном угле 1 О коэффициент передачи функционального преобразователя 5 воспроизводит косинусоидальную функцию в пределах 0-150°. Один из движков резистора R6 управляется от датчика 1 и так автоматически устанавливается угол ч, а другой устанавливается однажды вручную в соответствии со значением угла ч и требует корректировки только при изменении направления ветра или генерального курса плавания. Таким образом узел резисторов R6, R7 и R8 совмещает функции датчиков 2 и 4 и преобразователя 5 (фиг. 1). Сигнал, прошедший функциональный преобразователь 5, подается на вторую обмотку измерителя 7. В результате взаимодействия токов в обмотках стрелка измерителя 7 отклоняется, причем показа.ния увеличиваются при прочих равных условиях с увеличением V, уменьшением W

или f.

Благодаря применению измерителя отношений и осредняющего фильтра 6 случайные функции скорости судна, вызванные естественными изменениями движущей силы ветра, сказываться на показаниях устройства не будут, в то время как контролируемые рулевым настройка парусов и выбранный курс будут влиять на показания.

Формула изобретения

1.Индикатор эффективности плавания парусного судна при лавировке на ветер, содержащий блок измерения скорости судна и выходной блок,связанный с указателем, отличающийся тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей, в него введен блок измерения скорости ветра, причем выходной блок выполнен в виде делителя двух напряжений, с двумя выходами, к каждому из которых подключены выходы блоков измерения скорости судна и ветра.

2.Индикатор по п. 1, отличающийся тем, что блок измерения скорости ветра выполнен с последовательно соединенными датчином скорости, осредняющим фильтром с постоянной времени, соответствующей постоянной времени инерции судна, и блоком нелинейности с логарифмической характеристикой передачи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Журнал «Practical Boat Owen, 1972, NO 67, с. 69-71 (прототип).

--,

Похожие патенты SU975494A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения и тренировки яхтсменов 1980
  • Назаренко Владимир Васильевич
  • Каплин Юрий Михайлович
SU892460A1
ПАРУСНОЕ СУДНО 1997
  • Макаров Ю.В.
  • Кирильченко Л.Г.
RU2178756C2
Парусный тримаран 1981
  • Зуев Станислав Викторович
SU1004194A1
Система управления ветроходом 1983
  • Алехин Николай Борисович
  • Кринецкий Иван Иванович
SU1201802A1
Краспица 1991
  • Точилкин Валерий Иванович
  • Рысьев Владимир Иванович
  • Виноградов Юрий Васильевич
  • Мангушев Наиль Ибрагимович
SU1796537A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ 2005
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Лобойко Борис Иванович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Яценко Сергей Владимирович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Алексеев Сергей Петрович
RU2277495C1
Краспица 1991
  • Точилкин Валерий Иванович
  • Рысьев Владимир Иванович
  • Виноградов Юрий Васильевич
  • Мангушев Наиль Ибрагимович
SU1796536A1
Устройство для уменьшения крена парусного тримарана 1982
  • Мороцкий Ор Александрович
SU1123928A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ВОЛНЕНИЯ 2016
  • Нечаев Юрий Иванович
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
RU2647357C1
СУДНО, СОДЕРЖАЩЕЕ СВОБОДНО ЛЕТЯЩИЙ, ТИПА ВОЗДУШНОГО ЗМЕЯ, АТАКУЕМЫЙ ВЕТРОМ ЭЛЕМЕНТ В КАЧЕСТВЕ ВЕТРОВОГО ПРИВОДНОГО БЛОКА 2005
  • Враге Штефан
  • Мюллер Штефан
RU2369521C2

Иллюстрации к изобретению SU 975 494 A1

Реферат патента 1982 года Индикатор эффективности плавания парусного судна при лавировке на ветер

Формула изобретения SU 975 494 A1

SU 975 494 A1

Авторы

Тараторкин Борис Сергеевич

Даты

1982-11-23Публикация

1978-01-13Подача