(54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1062023A1 |
КОЛЕСО С ИЗМЕНЯЕМЫМ ДИАМЕТРОМ | 2020 |
|
RU2741159C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2038218C1 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2265526C2 |
Активное колесо | 1985 |
|
SU1641652A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
RU2031039C1 |
Движитель транспортного средства | 1990 |
|
SU1789404A1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА С ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТЬЮ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ | 2016 |
|
RU2653407C1 |
Движитель транспортного средства | 1979 |
|
SU831656A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2114006C1 |
1
Изобретение-относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям транспортных средств, работающих, в частности, в условиях бездорожья.
Существенное повышение проходимости транспортного средства на грунтах с малым коэффициентом сцепления, достигается благодаря применению секционных колес с хорошо развитыми грунтозацепами.,
Известно колесо транспортного средства, содержащее ступицы и установленные на них радиально по окружности в два ряда отдельные опорные элементы, расположенные в шахматном порядке, причем один ряд опорных элементов установлен на продольных направляющих, выполненных на ступице, и снабжен приводом осевого перемещения 1.
Осевое перемещение опорных элементов данной конструкции делает невозможным увеличение радиуса качения колеса и повышение дорожного просвета транспортного средства в условиях движения по пересеченной местности.
Известно также колесо транспортного средства, содержащее ступицу, секционный обод с опорными элементами, расположенными радиально по окружности, каждый из которых связан со ступицей гидроцилиндром управления 2.
Недостатком известного технического ре-, шения является невозможность изменения ширины колеса.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем изменения ширины колеса.
Для достижения поставленной цели в колесе транспортного средства, содержащем
10 ступицу, секционный обод с опорными элементами, расположенными радиально по окружности, каждый из которых связан со ступицей гидроцилиндром управления, каждая секция обода снабжена системой рычагов, 15 шарнирно связанных соответственно с секцией обода и ступицей, образуя при этом параллелограмм, который шарнирно связан с указанным гидроцилиндром управления.
На фиг. 1 представлено колесо, общий вид; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез;
20 на фиг. 3 - положение колеса при максимальном диаметре; на фиг. 4 - то же, поперечный разрез; на фиг. 5 - положение колеса при его максимальной ширине; на фиг. 6 - то же, поперечный разрез; на
фиг. 7 - след при расположении опорных элементов пневмокамер в положении «Максимальная ширина ; на фиг. 8 - движение по косогору.
Колесо состоит из ступицы 1 и смонтиророванных на ней шарнирно-рычажиых механизмов 2, состоящих из параллелограммов на противоположных сторонах которых установлены опорные элементы 3, закрепленные на отдельных секциях обода 4, расположенных радиально по окружности. Перемещение шарнирно-рычажных механизмов 2 осуществляется силовыми приводами-гидроцилиндрами 5 управления, штоки 6 которых при помощи кронштейнов 7 равномерно связаны с шарнирно-рычажными механизмами 2, причем со ступицей гидроцилиндры 5 связаны шарнирно основаниями 8.
Подвод рабочей жидкости к гидроцилиндрам 5 управления производится по трубопроводам (не показаны) через ступицу 1.
Режим работы колеса определяется в зависимости от характера грунта, по которому оно движется.
При движении транспортного средства по дорогам с твердым покрытием колесо (фиг. 1) имеет начальный диаметр d, при этом все шарнирно-рычажные механизмы расположены под определенным углом к оси колеса и наклонены к борту транспортного средства, а торцовые части секций ободов. 4 и опорных элементов 3 плотно примыкают друг к другу, образуя сплошную беговую дорожку, позволяющую двигаться с наименьшим сопротивлением качению.
При движении транспортного средства по пересеченной поверхности, насыщенной вертикальными препятствиями, неровностями и глубокому снегу, в гидроцилиндры 5 управления подается рабочая жидкость и они, воздействуя штоками 6 на кронштейны 7, связанные с шарнирно-рычажными механизмами 2, перемещают их в плоскости, перпендикулярной направлению движения транспортного средства до тех пор, пока колесо не примет положение максимального диаметра (фиг. 3 и 4) D. При этом увеличивается дорожный просвет, а опорные элементы 3 выполняют роль развитых грунтозацепов в результате образовавщихся между ними промежутков d. При движении транспортного средства по сильно переувлажненным грунтам одна группа шарнирно-рычажных механизмов сохраняет начальный диамет.р, а другая с помощью гидроцилиндров 5 управления отклоняется в противоположную сторону от первоначального положения, достигая диаметра, равного диаметру первой группы, при этом шарнирно-рычажный механизм обеих групп располагаются в шахматном порядке, увеличивая таким образом ширину колеса и образуя развитые радиальные выступы, соотношения размеров которых равны размерам опорных элементов b (фиг. 5-7).
Изменение диаметра осуществляется в момент выхода опорных элементов из зацепления с грунтом; в зоне контакта с грунтом смещение опорных элементов не происходит. Таким образом, нет бокового смещения движителя в пятне контакта при изменении его
геометрии -в тяжелых условиях движения. В случае движения транспортного средства по косогору (фиг. 8), колеса одного борта имеют наименьший диаметр, а колеса другого борта при ПОМОЦ1И гидроцилиндров 5
управления, перемещающих шарнирно-рычажные механизмы 2, принимают диаметр, достаточный для устойчивого движения и зависящий от крутизны косогора.
Распределение рабочей жидкости к гидроцилиндрам 5 управления осуществляется
с помощью известного золотникового механизма, управляемого из кабины транспортного средства. Такое решение позволяет изменять геометрические параметры описываемого колеса, увеличивая его ширину или радиус качения; способствует значительному улучшению тягово-сцепных качеств движителя, вследствие чего повышаются опорно-сцепная и профильная проходимость транспортного средства при движении по грунтам с различной несущей способностью и сильно пересеченной местности, обеспечивая при этом плавное движение по твердому грунту.
Формула изобретения
Колесо транспортного средства, содержащее ступицу, секционный обод с опорными элементами, расположенными радиально по окружности, каждый из которых связан со ступицей гидроцилиндром управления, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем изменения ширины колеса, каждая секция обода снабжена системой рычагов, шарнирно-связанных соответственно с секцией обода и ступицей, образуя при этом параллелограмм, который шарнирно связан с указанным гидроцилиндром управления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Фиг. 8
Авторы
Даты
1982-11-30—Публикация
1981-06-26—Подача