Узел крепления тормозного башмака на железнодорожном транспортном средстве Советский патент 1982 года по МПК B61H1/00 

Описание патента на изобретение SU979189A1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается узлов механической части тормозных средств подвижного состава.

Известен узел крепления тормозного , содержащи-й траверсу с валиком для шарнирного закрепления тормозного 6ai;iiviaKa на подвеске и механизм регулирования башмака относительно круга катания колеса, выполненный в виде стержня, шарнирно связывающего башмак с кронштейном на подвеске посредством пружины tlD.

Недостатком такого конструктивного решения является то, что по мере износа тормозных колодок и колеса требуется постоянная подрегулировка положения башмака относительно центра колеса, осуществляемая вручную операция по центрированию башмака создает значительные трудности в эксплуатации, особенно на промежуточных станциях пути следования. Неотрегулированность же башмака приводит к неравномерноглу износу колодок, вызванному главным образом тем, что большинство колодок под действием собственного веса, при отпущенном состоянии тормоза, концами прижаты к колесам, что помимо неравномерного

износа колодок приводит к поломке отдельных элементов центрирующего устройства, например кронштейна на подвеске, и развороту башмака тыльной стороной к колесу, создавая аварийную ситуацию.

Кроме того, в заторможенном состоянии в результате наличия уклона профиля круга катания колеса одна

10 из составляюьдих усилия нажатия тормозных колодок на колесо вызывает их сползание и, как следствие, образование гребней, что приводит к уменьшению срока службы колодок.

15

Наиболее близким к изобретению техническим решением является узел крепления тормозного башмака на нелезнодорожном транспортном средстве, содержагдай траверсу, которой

20 пропущена через отверстие в подвеске, несущей тормозной башмак, и фиксирующее последний приспособление 2 i

Однако в результате расположения фиксирующего приспособления в

25 стороне от оси цапфы на него в процессе эксплуатации, при воздействии составляющих сил торможения от прижатия колодок к колесу, действуют дополнительные моменты от всех сил,

Ю появляющиеся из-за несоосности расположения цапфы и фиксирующего эвена, которое усугубляется наличием трения между резиновыми накладками и металлическим ромбообразным ригелем, сжатым ими за счет предварител ной упругой деформации. Следователь но, фиксирующее приспособление в процессе эксплуатации будет подвергаться значительным перегрузкам, а значит и более интенсивному износ Недостатком данного технического решения является также применение в качестве упругого элемента резины которая в процессе эксплуатации .изза наличия механических повреждений (трение ригеля), температурных факторов, грязи, масла и т.д., быстро стареет и выходит из строя, что в целом снижает надежность конструкции. Кроме того, старение резины может создать предпосьшки для ослаб ления усилия зажатия и выхода ригеля из контактирования с резиновыгли накладками, что также значительно снизить надежность конструкции. И поскольку центрирование колодки относительно колеса проходит также за счет наличия упругой деформации резины, то при отпущенном состоянии тормоза может произойти разворо тормозной колодки и при следующем торможении она подойдет к колесу од ним из своих концов. Это .приведет к неполному центрированию тормозной колодки и, как следствие, к клиновидному ее износу и далее в результате вз.аимодействия острой части ко лодки с колесом - к развороту башмака тыльной стороной к колесу, соз давая аварийную ситуацию. Цель изобретения - повышение дол говечности тормозных колодок и эффективности торможения путем обеспе чения самоцентрирования тормозного башмака и исключения сползания последнего с круга катания колеса. Достигается поставленная цель те что в узле на свободномконце цапфы выполнена резьба, а фиксирующее приспособление представляет собой два металлических диска, первый из которых жестко связан с цапфой, а второй установлен на ее свободном конце с возможностью осевого переме щения, два фрикционных диска, установленных на .цапфе между металличес кими дисками по обе стороны тормозного башмака, гайку, навинченную на упомянутую резьбу, и пружину, размещенную между гайкой и вторым металлическим блоком, концы которой зафиксированы соответственно на оси цапфы и подвеске. На фиг. 1 изобргикен узел крепления, общий вид; на фиг. 2 - разрез Л-А на фиг. 1. Узел крепления тормозного башмака содержит шарнйрно связанную с рамой тележки 1 подвеску 2, к нижней части которой посредством закрепленной на траверсе 3 цапфы 4 подвешен тормозной башмак 5, взаимосвязанные фиксиругацим приспособлением. Фиксирующее приспособление установлено на цапфе и выполнено в виде расположенных по обе стороны тормозного башмака 5 двух фрикционных дисков 6 и контактирующих с ними металлических ограничительных дисков 7 и 8, первый из которых пригарен к цапфе 4 и служит ее буртиком, а второй находится в ишицевом соединении с цапфой 4 и во взаимодействии с нажимной пружиной 9, установленной, на консольной части цапфы, снабженной резьбовым концом 10, для взаимного поджатия с заданным расчетным усилием фрикционных дисков 6 к боковым поверхностям тормозного башмака 5 и дискам 7 и 8 при помощи гайки 11, навернутой на резьбовой конец цапфы 4. При этом один конец нажимной пружины 9 закреплен на цапфе, а другой посредством кронштейна 12 жестко связан с подвеской 2. Итак, фиксирукядее приспособление представляет собой две упруго поджатых относительно друг друга фрикционных пары, одним из лементов каждой из которых является .соответствующая поверхность тормозного башмака 5, другим - фрикционные диски 6, третьим - диски 7 и 8. Точность прилегания колодки 13 к кругу катания колеса 14 в интервале износа колодки и колеса, а также исключение сползания колодки обеспечивается поджатием дисков 6 к боковым поверхностям тормозного башмака 5 и дискагл 7 и 8 с помощью пружины 9 и гайки 11. При торможении момент, возникающий от прижатия какой-либо части колодки 13 к колесу 14, преодолевает момент трения, возникающий между тормозным башмакот-1 5, дисками б, 7 и 8, созданный усилием пружины 9, и приводит к повороту тормозного баштлака с колодкой на цапфе, в результате которого тормозная колодка прижимается всей поверхностью по кругу катания колеса. В отпущенном состоянии тормоза момент трения удерживает башглак 5 с колодкой 13 в вышеуказанном сцентрированном по колесу положении. То асе самое (за счет поворота башмака на оси цапфы) происходит при колебании рамы относительно колесной пары в заторможенном состоянии. Усилие пружины, направленное вдоль оси цапфы к центру колесной пары, прижимает башмак 5 с колодкой 13

к диску -7 цапфы 4, устраняя тем самым сползание 6aiiiiviaKa с круга катания колеса, которое может происходить в заторможенном состоянии из-за наличия уклона профиля круга катания колеса, когда одна из составляющих усилия нажатия направлена вдоль оси цапфы от колеса. Разворот траверсы 3 с баиюлаками 5 в проушинах подвески 2 предотвращает пружина 9, жестко связанная и -с цапфой 4 траверсы 3 и с подвеской 2. Кроме того, пружина 9 выполняет роль стопорящего элемента, устраняющего самоотвинчивание гайки.

Точное центрирование башмака с колодкой по колесу обеспечивает боле равномерный износ колодки, позволяет осуществить одновременный подвод концов колодок при торьюжении и одновременный отвод - при отпуске тормоза.

Обеспечение равномерного износа колодок и исключение их сползания с круга катания колеса увеличивает их долговечность, а одновременный подвод концов колодок с точныгл прилеганием по кругу катания колеса и отвод от него повышает надежность работы ры сшной передачи в целом.

Формула изобретения

Узел крепления тормозного башмака на железнодорожном транспортном

средстве, содержащий траверсу, цапфа которой пропущена через отверстие в подвеске, несущей тормозной башмак, и фиксирующее последний приспоробление, отличающийся

тем, что, с целью повышения долговечности тормозных колодок и эффективности торможения путем обеспечения самоцентрирования тормозного башмака и исключения сползания последнего с круга катания колеса, на свободном конце выполнена резьба, а фиксирующее приспособление представляет собой два металлических диска, первый из которых

жестко связан с цапфой, а второй установлен на ее свободном конце с возможностью осевого перемещения, два фрикционных диска, установленных на цапфе между металлическими

дисками по обе стороны тормозного башмака, гайку, навинченную на упомянутую резьбу, и пружину, размещенную между гайкой и вторым металлическим диском, концы которой зафиксированы соответственно на оси цапфы и подвеске.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1,Крылов В.Н. и Крылова В.В. Автоматические тормоза подвижного состава, М., 1977, с. 197, рис. 186.

2.Авторское свидетельство СССР 658896, кл. В 61 Н 7/06, 1977 (прототип).

/tff

Похожие патенты SU979189A1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗНОЙ БАШМАК 2008
  • Муртазин Антон Владиславович
  • Жерновой Виктор Григорьевич
RU2395420C2
Тормозная система железнодорожного транспортного средства 1980
  • Колесниченко Анатолий Иванович
  • Штепа Иван Андреевич
  • Данилов Юрий Венедиктович
  • Меркурьев Алексей Григорьевич
  • Шириня Вячеслав Спиридонович
SU956333A1
Узел тормозной рычажной передачи железнодорожного транспортного средства 1982
  • Саленик Яков Васильевич
  • Данилов Юрий Венедиктович
SU1031832A1
Стабилизирующее устройство для траверсы тормозной рычажной передачи 1990
  • Варава Владимир Иванович
  • Левит Георгий Михайлович
  • Огурцовский Геннадий Петрович
SU1749095A1
УСТРОЙСТВО ОТВОДА КОЛОДОК ОТ КОЛЕСА ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2006
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Тимошина Лариса Адольфовна
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Лашко Анатолий Дмитриевич
RU2329175C1
ТОРМОЗНАЯ РЫЧАЖНАЯ ПЕРЕДАЧА ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1999
RU2173646C2
Узел рычажной передачи тормозного привода транспортного средства 1982
  • Сучилин Георгий Павлович
SU1079515A1
БАШМАК ТОРМОЗНОЙ С СЕКЦИОННЫМИ КОЛОДКАМИ 1999
  • Николаев Е.В.
  • Покусаев В.С.
  • Филимонов В.Д.
  • Хоминич В.С.
  • Абрамов Ю.П.
RU2173274C2
Подвеска тормозного башмака железнодорожного транспортного средства с колодкой 1983
  • Колесниченко Анатолий Иванович
  • Мейстер Владимир Матвеевич
SU1139663A1
Подвеска триангеля тормозной рычажной передачи 1979
  • Доронин Владимир Иванович
  • Михалевич Михаил Павлович
  • Прибылов Александр Филиппович
SU918150A1

Иллюстрации к изобретению SU 979 189 A1

Реферат патента 1982 года Узел крепления тормозного башмака на железнодорожном транспортном средстве

Формула изобретения SU 979 189 A1

SU 979 189 A1

Авторы

Трошин Валентин Александрович

Даты

1982-12-07Публикация

1981-07-13Подача