Изобретение относится к моторколесам транспортных средств и можеф1 быть использовано в машиностроении,
Известно мотор-колесо транспортного средства, содержащее установленные на подшипниках в ступице колеса редуктор и приводной двигатель, связанный валом с редуктором, и устройство регулирования положения упомянутых подшипников, при этом в ступице в месте расположения упомянутого устройства выполнено окно ij.
.Недостатком данного мотор-колеса является необходимость разгерметизации подшипниковой полости перед регулировкой подшипников, что требует . повышенных трудозатрат,
Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что в мотор-колесе устройство регулирования положения подшипников включает в себя регулировочный болт„ втулку ступенчатой формы, расположенную внутри ступицы и одним торцом контактирующую с внешним кольцом одного из подшипников, два Гобразных сектора, расположенных на ступице меньшего диаметра втулки в ступице напротив упомянутого окна, причем торец одного из секторов оперт на торцевую поверхность ступени большего диаметра втулки, а торец другого - на бурт ступицы колеса, а в других концах Г-образных секторов выполнены отверстия для регулировочного болта, фиксируемого на внешней поверхности ступицы, при этом внешнее кольцо другого подшип10ника расположено в канавке ступицы.
На фиг,1 изображено мотор-колесо, общий вид; на фиг,2 - вид А на фиг,1
(вдоль оси мотор-колеса); на фиг.З сечение мотор-колеса по распорным
15 болтам; на фиг,4 - узел 1 на фиг.1
(установка распорного болта); на фиг,Б - показана схема передачи усилийот распорного болта к кольцам подшипников; на фиг,6 - последова20тельность устранения зазоров в подшипниках ступицы мотор-колеса, перед началом регулировочной операции; на фиг. 7 - то же, в процессе выполнения регулировочной операции; на
25 фиг,8 - то же, в положении, когда узел отрегулирован, зазоры устранены.
Мотор-колесо содержит пневматическую шину 1, электродвигатель 2,
30 редуктор 3, ступицу 4 с подшипниками 5 и б и 7, В полости сту 4 между подиптнякамн 5 и 6 размещены распорная втулка 8 с уплотиительными элементами, передние нажимные секторы 9, задние нажимные секторы 10, которые соединены раС первыми болтами 11 со стопорн1.-1ми пластинами 12,
Сборк.а ступицы с подшипниками и устройс7.вом для их регулирования осщестБЛяется след лощим образом.
В ступицу 4 с запрессованным наружна кольцом подшипника 6 через окна 7 вволятся. передние Э и задние 10 нажимные секторы. Втулка 8 с уп лотнительными элементами вводится 3 ступицу 4 до упора в торцы задних нажимных секторов 10. После этого устанавливается наружное кольцо подшипника 5, Каждая пара секторов 9 и 10 соединяется распорным болтом 1 Электродвигатель 2 с внутренним кольцом подшипника 6 вставляется в ступицу, затем внутреннее кольцо подилипника 5 надевается на корпус, электродвигателя и производится окончательный монтаж всех элементов мотор-колеса,.
Регулировка подшипников осуществляется поочереднЕлм вращением каждог болта 11 до установления требуемых регулировочных параметров, Пластины 12 фиксируют положение болтов 11 после проведения регулировочной операции,
На представлена схема передачи усилий от распорного болта к наружным кольцам подшипников. При приложении к болту 11 крутящего момента М (в процессе выполнения регулировочных операций) возникает осевая сила Р, которая воздействует на задний (имной сектор 10, Но сила неизбежно связана с реакцией, равной ей по величине и противоположной по направлению. Эта реакция воздействует на передний нажимной сектор 9, Совместное действие силы и реакции направлено на увеличение зазора между нажимными секторами. Сила Р через сектор 10 перемещает влево втулку 8, которая воздействует на наружное кольцо подшипника 5. В то же время болт 11 через резьбу тянет передний нажигушо сектор 9 вправо, при этом сектор 9, воздействуя на торец бурта ступицы 4, стремится переместить ее вправо вместе с наружным кольцом подшипника 6 до устранения зазора в последнем. Таким образом, происходит од-ковременное регулирование зазоров в обоих подшипниках при вращении распорных болтов,
Последовательность регулировочных операций следующая,
1. Положение фиг,б - узел собран и готов к восприятию регулировочных воздействий. В подшипнике 5 имеет место осевой зазор д5, в подшипнике б имеет место осевой зазор дб, зазор др между передними 9 и заднигШ 10 нaжи raыми секторами равен 0. Ступица 4 свободно перемещается вдоль оси электродвигателя 2 из одного крайнего положения в другое на величину (д5 + Л6) .
II.Положение фиг,7 - узел воспринимает регулирующее воздействие
(монтажным инструментом осуществляется заворачивание болтов 11), в гаобом из промежуточных положений всегда сохраняется равенство л5 +
5 + лб +йр л5 + л6, т.е.с -упица имеет возможность перемещать,ся вдоль оси электродвигателя на величину л5 + лб л5 + д6.
Таким образом, очевидна неизбежность уменьшения суммарного осевого зазора в подшипниках,
III,Положение фиг,8 - узел отрегулирован, зазоры в обоих подшипниках устранены (или доведены до
5 допустимых подшипниковыми нормами величин),
В этом случае Д5 +лб, О О, следовательно, Д5 + Лб, Таким образом, переход из положения, в
котором др о, к положению, в котором л р Д5 + Лб, и есть процесс выполнения регулировочной операции. Предлагаемая конструкция проста,, в изготовлении, надежна в эксплуатации и позволяет производить регулировочные операции подшипникового узла без потери герметичности, смены и расхода смазочного материеша.
Формула изобретения
Мотор-колесо транспортного средства, содержащий установленные на подшипниках в ступице колеса редуктор и приводной двигатель, связанньтй валом с редуктором, и устройство регулирования положения упомянутых подшипников, при этом в ступице в месте расположения упомянутого
устройства выполнено окно, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, устройство регулирования положения подг-пипников включает в себя регулировочный болт, втулку ступенчатой
формы, расположенную внутри ступицы и одним торцом контактирующую с внеамим кольцом одного из подшипников, два Г-образных сектора, расположенных на ступени меньшего диаметра втулки в ступице напротив упомянутого окна, причем торец одного из секторов оперт на торцевую поверхность ступени большего диаметра втулки, а торец другого - на бурт
ступицы колеса, а в других концах
-образных секторов выполнены отверстия для регулировочного болта, фиксируемого на внешней поверхности ступицы, при этом внешнее кольцо другого подшипника расположено в канавке- ступицы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2862767/27-11, кл, В 60 К 7/00 04.01.80.(прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мотор-колесо транспортного средства | 1982 |
|
SU1046128A1 |
Колесный узел транспортного средства | 1983 |
|
SU1134414A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU912556A1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2673587C1 |
Колесный узел транспортного средства | 1982 |
|
SU1073136A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
Мотор-колесо | 2023 |
|
RU2816724C1 |
Самоочищающийся фильтр для очистки жидкости от мусора | 2019 |
|
RU2733778C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
МОТОР-КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2655098C1 |
f
(2
фигЛ
AfAs At
Авторы
Даты
1982-12-15—Публикация
1980-07-07—Подача