(5А) ШАТУН
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА | 2006 |
|
RU2324069C1 |
Шатун | 1974 |
|
SU485242A1 |
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2362930C1 |
Штамп для холодной листовой штамповки | 1987 |
|
SU1489898A1 |
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки | 1989 |
|
SU1716209A1 |
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ | 2003 |
|
RU2256112C2 |
Подшипниковый узел скольжения | 1983 |
|
SU1303753A1 |
Установка для нанесения растрового рельефа на матрицу | 1972 |
|
SU568929A1 |
Шатун | 1981 |
|
SU1057710A2 |
Разъемное соединение деталей | 1983 |
|
SU1224475A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению. Известен шатун, содержащий разъем ную кривошипную головку с замковым соединением в плоскости.разъема, сое динительные элементы и цилиндрические разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и охватывающие соединительные элементы П Однако указанный шатун не обеспечивает необходимой надежности в рабо те, так как из-за недостаточной контактной жесткости поверхностей разъе ма кривошипной головки составляющая внешней нагрузки действует в плоскости разъема на втулку, вызывая в ней пластическую деформацию, которая приводит к искажениюгеометрии ее боковой поверхности, перекосу и заклиниванию 8 отверстии кривошипной головки. Искажение геометрии боковой поверхности втулки снижает точность взаимной фиксации частей кривошипной головки, что ухудшает условия работы шатунного подшипника. Перекос втулки в отверстии кривошипной головки приводит к контактированию под нагрузкой ее торцовой поверхности с опорной поверхностью головки винта, вызывая повреждение этой опорной поверхности и ухудшая стабильность .у ;илия предварительной затяжки винта. Заклинивание втулки усиливает контактную коррозию сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна, что снижает сопротивление усталости шатуна. Целью изобретения является повышение надежности шатуна. Поставленная цель достигается тем, что разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.
атун, продольный разрез; на фиг. 2 цилиндрическая разрезная втулка.
Части кривошипной головки шатуна тело 1 шатуна и крышка 2 - имеют в лоскости разъема 3 замковое соеди- . нение в виде прямоугольных выступов
, скреплены соединительными элементами-винтами, имеющими головки 5 и 6, и содержат шатунный подшипник 7.
В отверстия 8 крйеошипно головки установлены цилиндрические раз-, резные втулки 9i выполненные из материала с более высокими упругими свойствами, чем у Материала частей кривошипной головки, и охватывающие винты. Разрез 10 (фиг, 2) втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности 11 - по винтовой линии. Поверхности 12 разреза 10 втулки скреплены фиксатором 13.
Сопряжение плоскости разрезА 10 с торцовыми плоскостями 14 втулки выполнены по радиусам 15. Боковая поверхность 11 втулки выполнена с регу-25 при
лярным микрорельефом в виде взаимно пересекающихся рядов канавок 16, образованных методом накатки.
При работе в двигателе шатуна взаимная фиксация тела 1 шатуна и крышки 2 от смещений в плокости разъе ма 3 в направлении, перпендикулярном оси головки, достигается прямоугольными выступами 4. Цилиндрические разрезные втулки 9. размещенные в обеих частях головки, обеспечивают их взаимную фиксацию в направлении оси головки.
Выполнение разреза 10 втулки под острым углом к образующей ее боковой поверхности, по винтовой линии, обеспечивает его большую длину, чем при выполнении вдоль образующей боковой поверхности. Этим достигается лучшая компенсация окружных упругих деформаций втулки и значительно снижается ее пластическая деформация.
Принятый из условия противодействия пластической деформации материал втулки (с более высокими упругими свойствами, чем у материала частей кривошипной головки) обеспечивает цилиндрическую жесткость втулки более высокую по сравнению с жесткостью поверхностного слоя отверстия 8, контактирующего со втулкой. Тем самым
втулки в пределах упругой деформации и сохранение первоначальной геометрии ее боковой поверхности.
Кроме того, взаимная фиксация поверхностей 12 разреза фиксатором 13 В направлении оси втулки исключает перекос втулки в отверстии 8 кривошипной головки, тем самым предохраняя от повреждения опорную поверхность головки винта. .
Применение скруглений 15 дополнитель но защищает от повреждений опорную поверхность головки винта
при ее контактировании с торцовой плоскостью 14.
Выполнение методом накатки боковой поверхности 11 втул с регулярным микрорельефом в виде взаимно
пересекающихся рядов канавок обеспечивает упрочнение этой поверхности, а также удержание и распределение масла, попадающего в сопряжение втулки с поверхностью отверстия 8
ся контактная коррозия сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна.
Предлагаемое устройство повышает надежность кривошипной головки и, в целом, шатуна. Это особенно эффективно в условиях форсирования -двигателей по скоростному режиму.
Формула изобретения
Шатун, содержащий разъемную кривошипную головку с замковым соединением в плоскости разъема, соединительные элементы и цилиндрические разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и обхватывающие соединительные элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
liflit
Авторы
Даты
1982-12-23—Публикация
1981-07-03—Подача