Шатун Советский патент 1982 года по МПК F16C7/02 

Описание патента на изобретение SU983338A1

(5А) ШАТУН

Похожие патенты SU983338A1

название год авторы номер документа
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА 2006
  • Авилкин Юрий Михайлович
RU2324069C1
Шатун 1974
  • Горшков Вячеслав Александрович
SU485242A1
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Вагайцев Павел Сергеевич
RU2362930C1
Штамп для холодной листовой штамповки 1987
  • Качанов Анатолий Петрович
  • Запорожченко Виталий Сергеевич
  • Мирзак Владимир Яковлевич
  • Романов Юрий Михайлович
  • Рубан Владимир Иванович
SU1489898A1
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки 1989
  • Бородастов Николай Иванович
SU1716209A1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ 2003
  • Лебедев О.Н.
  • Савинов Ю.П.
  • Зуев А.К.
RU2256112C2
Подшипниковый узел скольжения 1983
  • Курочкин Леонид Викторович
SU1303753A1
Установка для нанесения растрового рельефа на матрицу 1972
  • Нижанковский Вадим Игнатьевич
  • Бадылкин Аркадий Васильевич
  • Наконечный Валерий Григорьевич
  • Королев Игнат Власович
  • Кутейников Валентин Егорович
  • Кузнецов Борис Павлович
  • Данилов Владимир Михайлович
SU568929A1
Шатун 1981
  • Гоц Александр Николаевич
  • Некрасов Сергей Иванович
  • Овчинников Юрий Алексеевич
SU1057710A2
Разъемное соединение деталей 1983
  • Протасов Николай Степанович
SU1224475A1

Иллюстрации к изобретению SU 983 338 A1

Реферат патента 1982 года Шатун

Формула изобретения SU 983 338 A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению. Известен шатун, содержащий разъем ную кривошипную головку с замковым соединением в плоскости.разъема, сое динительные элементы и цилиндрические разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и охватывающие соединительные элементы П Однако указанный шатун не обеспечивает необходимой надежности в рабо те, так как из-за недостаточной контактной жесткости поверхностей разъе ма кривошипной головки составляющая внешней нагрузки действует в плоскости разъема на втулку, вызывая в ней пластическую деформацию, которая приводит к искажениюгеометрии ее боковой поверхности, перекосу и заклиниванию 8 отверстии кривошипной головки. Искажение геометрии боковой поверхности втулки снижает точность взаимной фиксации частей кривошипной головки, что ухудшает условия работы шатунного подшипника. Перекос втулки в отверстии кривошипной головки приводит к контактированию под нагрузкой ее торцовой поверхности с опорной поверхностью головки винта, вызывая повреждение этой опорной поверхности и ухудшая стабильность .у ;илия предварительной затяжки винта. Заклинивание втулки усиливает контактную коррозию сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна, что снижает сопротивление усталости шатуна. Целью изобретения является повышение надежности шатуна. Поставленная цель достигается тем, что разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.

атун, продольный разрез; на фиг. 2 цилиндрическая разрезная втулка.

Части кривошипной головки шатуна тело 1 шатуна и крышка 2 - имеют в лоскости разъема 3 замковое соеди- . нение в виде прямоугольных выступов

, скреплены соединительными элементами-винтами, имеющими головки 5 и 6, и содержат шатунный подшипник 7.

В отверстия 8 крйеошипно головки установлены цилиндрические раз-, резные втулки 9i выполненные из материала с более высокими упругими свойствами, чем у Материала частей кривошипной головки, и охватывающие винты. Разрез 10 (фиг, 2) втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности 11 - по винтовой линии. Поверхности 12 разреза 10 втулки скреплены фиксатором 13.

Сопряжение плоскости разрезА 10 с торцовыми плоскостями 14 втулки выполнены по радиусам 15. Боковая поверхность 11 втулки выполнена с регу-25 при

лярным микрорельефом в виде взаимно пересекающихся рядов канавок 16, образованных методом накатки.

При работе в двигателе шатуна взаимная фиксация тела 1 шатуна и крышки 2 от смещений в плокости разъе ма 3 в направлении, перпендикулярном оси головки, достигается прямоугольными выступами 4. Цилиндрические разрезные втулки 9. размещенные в обеих частях головки, обеспечивают их взаимную фиксацию в направлении оси головки.

Выполнение разреза 10 втулки под острым углом к образующей ее боковой поверхности, по винтовой линии, обеспечивает его большую длину, чем при выполнении вдоль образующей боковой поверхности. Этим достигается лучшая компенсация окружных упругих деформаций втулки и значительно снижается ее пластическая деформация.

Принятый из условия противодействия пластической деформации материал втулки (с более высокими упругими свойствами, чем у материала частей кривошипной головки) обеспечивает цилиндрическую жесткость втулки более высокую по сравнению с жесткостью поверхностного слоя отверстия 8, контактирующего со втулкой. Тем самым

втулки в пределах упругой деформации и сохранение первоначальной геометрии ее боковой поверхности.

Кроме того, взаимная фиксация поверхностей 12 разреза фиксатором 13 В направлении оси втулки исключает перекос втулки в отверстии 8 кривошипной головки, тем самым предохраняя от повреждения опорную поверхность головки винта. .

Применение скруглений 15 дополнитель но защищает от повреждений опорную поверхность головки винта

при ее контактировании с торцовой плоскостью 14.

Выполнение методом накатки боковой поверхности 11 втул с регулярным микрорельефом в виде взаимно

пересекающихся рядов канавок обеспечивает упрочнение этой поверхности, а также удержание и распределение масла, попадающего в сопряжение втулки с поверхностью отверстия 8

ся контактная коррозия сопрягаемых поверхностей втулки и шатуна.

Предлагаемое устройство повышает надежность кривошипной головки и, в целом, шатуна. Это особенно эффективно в условиях форсирования -двигателей по скоростному режиму.

Формула изобретения

Шатун, содержащий разъемную кривошипную головку с замковым соединением в плоскости разъема, соединительные элементы и цилиндрические разрезные втулки, установленные в отверстиях головки и обхватывающие соединительные элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, разрез втулки выполнен под острым углом к образующей ее боковой поверхности и снабжен фиксатором, а сопряжения плоскости разреза с торцовыми плоскостями втулки выполнены по радиусам.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Конструктивный анализ дизелей Джон Дир б+О . - Отчет НАТИ, 1979, N 21825, с. 15-16, рис. 3.123,15. работе двигателя. Этим устраияетAti.f

liflit

SU 983 338 A1

Авторы

Некрасов Сергей Иванович

Гоц Александр Николаевич

Даты

1982-12-23Публикация

1981-07-03Подача