(5) Л)ТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Изобретение относится к электрома шиностроению и касается роторов элек трических машин постоянного и переменного тока. . Крепление шихтованных из сегментов электротехнической стали сердечников на остовах роторов с помощью клиновых пар является наиболее предпочтительным. Известны конструкции роторов, содержащик шихтованные сердечники и остовы с различными вариациями применения клиновых пар tl . Однако йЖтяг между шихтованным сердечником йостовом ве является стабильным и зависит от ряда факторов: ,усилий сжатия, разнотолщинности сегментов, температуры, скорости вра щения и других причин. При тяжелых условиях эксплуатации, например, у прокатных машин, наблюдаются случаи ослабления расклиновок и даже выползание клиньев, крторое влечет за собой тяжелую аварию машины, что является основным недостатком этой конструкции. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ротор (. якорь), содержащий шихтованный сердечник, стянутый ц|Пйльками между двумя нажимными дисками и закрепленный на остове с помощью клиньев со встречным уклоном, распирающих сердечник в радиальном направлении и проходящих через отверстия в дисках t 21. Недостатком известной конструкции является невысокая ее надежность вследствие ослабления натяга между сердечником и остовом при эксплуатации. Кроме того, наблюдаются трещины в сварных швах в зонах крепления сердечника к остову. Цель изобретения - повышение надежности ротора за счет улучшения крепления сердечника на остове. Поставленная цель достигается тем, что в роторе электрической , содержащем шихтованный из сегментов сердечник, установленный в осевом направлении между двумя нажимными ди ками и закрепленный на остове с по, мощьк) системы парных клиньев радиаль ного распора со встречным уклоном, конец хотя бы одного из каждой пары ;клинь.е8 снабжен жесткозакрепленным на нем упором, между упором и сердеч НИКОМ установлен пружинный элемент, а второй клин этой пары жестко зафиксирован относительно сердечника, например, с помощью сварки, Между пружиной и упором размещен промежуточный элемент, а упоры имеют сквозные резьбовые отверстия для установки регулировочных, деталей. На фиг. 1 схематично изображен фр мент предлагаемого ротора, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 (сторона установки пружины); на фиг. 3 вид Б на фиг.1 (сто рона фиксации второго клина); на фиг.4 - вариант установки с возможностью регулирования усилия пружины Ротор крупной электрической маши.ны содержит остов ротора 1 и шихтованный из сегментов сердечник 2. С торцов сердечник сжат в аксиальном направлении двумя нажимными дисками 3. Крепление сердечника 2 на остове ротора 1 осуществлено посредством системы парных клиньев радиального распора и 5 со встречным уклоном (фиг.1).На конце клина k зафиксирован упор 6, выполненный в виде втул ки (фиг.2). Между фланцем упора 6 и сердечником 2 установлена пружина 7. С противоположной стороны сер дечника 2 конец клина 5 приварен с помощью накладки 8 к нажимному диску 3 (фиг.З). Для обеспечения регулирования ус лий пружинного элемента 7 в случав перемещения клиньев в осевом направ лении, необходимого для сохранения натяга между остовом и сердечником между упором 6 и пружиной 7 установ лен промежуточный элемент 9. выполЬенный также в виде втулки. Во фланце упора 6 выполнены скво ные резьбовые отверстия 10 для уста новки регулировочных деталей, например, отжимных болтов (фиг.Ц). При работе машины с усиленными нагрузками под действием рада при.чин, в том числе при ослаблении усилий сжатия, разнотолщинности сег ментов, повышении температуры, скорости вращения возникает ослабление натяга между остовом и сердечником. В этом случае наличие пружины 7 и 6, жестко соединенного с одним из клиньев, позволяет скомпенсировать ослабление натяга за счет перемещения под действием пружины клина k. При помощи ввернутых в резьбовые отверстия 10 регулировочных деталей (отжимных болтов или винтов) можно регулировать силу нажатия пружины 7. Преимущество предлагаемой конструкции заключается в том, что при наличии упора и пружины удается предотвратить ослабление крепления сердечника на остове, т.е. повыс11ть надежность ротора. Формула изобретения 1.Ротор электрической машины, содержащий шихтованный из сегментов сердечник, установленныТй в осевом направлении между двумя нажимными дисками и закрепленный на остове с помощью системы парных клиньев радиального распора со встречным уклоном, отличающийся ггем, что, с целью повышения надежности рс5тора, конец хотя бы одного из каждой пары клиньев снабжен жесткозакрепленным на нем упором, между упором и сердечником установлен прдаинный элемент, а второйклин этой пары жестко зафиксирован относительно сер дечника, например, -с помощью сварки. 2.Ротор non.1,oTjg-MMaraщ и и с я тем, что, с целью обеспечения возможности регулирования усилия пружинного элемента в установленных пределах., между последним и упором размещен промежуточный элемент, а упоры имеютсквозные резьбовые отверстия для установки регулировочных деталей. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Рабинович И. Н. и Шубов И. Г. Проектирование машин постоянноготока. Л., 1967, с. 308-311. рис.21-321-5. 2.Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. ГЭИ., 1958, с. 232-23. рис. 7-17.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU985884A1 |
Ротор гидрогенератора | 1989 |
|
SU1654925A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU387483A1 |
ВПТБ | 1973 |
|
SU406269A1 |
Ротор электрической машины | 1983 |
|
SU1262631A1 |
Статор электрической машины | 1972 |
|
SU451158A1 |
Ротор синхронной явнополюсной машины | 1980 |
|
SU936230A1 |
Ротор гидрогенератора | 1982 |
|
SU1070649A1 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГИДРОГЕНЕРАТОР | 2004 |
|
RU2268526C1 |
Устройство для крепления обмотки | 1980 |
|
SU936234A1 |
Авторы
Даты
1982-12-15—Публикация
1981-03-09—Подача