Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств, преимущественно автомобилей.
Известна система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства, содержащая первый двухпоэицирнный гйдрораспределитель, вход которого связан гидролинией с первым источником давления жидкости а первый и второй выходы - соответственно с управляющей полостью муфты блокировки гидротрансформатора и со. сливом, и второй двухпозиционный гидрораспределитель, вход и один из выходов которого связаны гидролинией соответственно со ВТОРЫМ источником давления и сливом. Гидромеханическая трансмиссия, снабженная этой системой, состоит из .гидротрансформатора с фрикционной муфтой его блокировки , фрикционных муфт переключения , передач, ступенчатой коробки передач 1.
Недостаток этой гидромеханической трансмиссии заключается в том, что в ней не обеспечен надежный запуск двигателя при буксировке транспортного средства, что снижает надежность автомобиля.
Для надежного и быстрого запуска двигателя при буксирювкё транспортного средства необходимо обеспечить: подключение заднего насоса к основной системе, в частности - к фрикционнь№1 муфТс1М., с ПОМОЩЬЮ операт фа (водителя) по его желанюо/ блокировку гидротрансформатора во время запуска двигателя, поскольку жесткая связь
10 двигателя с трансмиссией облегчает запуск.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обес15печения принудительного блокирввания гидротрансформатора.
Поставленная цель достигается тет, что второй гйдрораспределитель выполнен управляемым и дополнительно
20 связан двумя другими выходами соответственно с входом и торцовой полостью первого гидрораспределителя.
На фиг. 1 изображена гидромеханическая трансмиссия с элементами си25стемы управления, клапаны которой показаны в положении, соответствующем движению транспортного средства с работающим двигателем/ на фиг. 2 то же, клапаны показаны в положении,
30 соответствующем движению в момент
запуска двигателя при буксировке транспортного средства.
Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1, фрикционной муфты 2 блокировки гидротрансформатора и ступенчатой 1 коробки передач 3 с фрикционными муфтами (Переключения (не показаны).
Система управления гидромеханической трансмиссией содержит передний насос 4 с приводом от двигателя, задний насос 5 с приводом от одного из валов коробки передач, клапан 6 линейного давления переднего насоса, клапан 7 заднего насоса, фильтр 8, клапан 9 блокировки гидротрансформатора .
Рабочая жидкость от переднего насоса 4 подводится к клапану 6 линейного давления переднего насоса, к клапану 9 блокировки гидротрансформатора, к клапану 7 заднего насоса и другим потребителям (к муфтам переключения передач, в систему управления и т.д.)
Рабочая жидкость от заднего насоса 5 подается к фильтру 8 через клапан 7 заднего насоса. Клапан 7 заднего насоса связан кинематической цепью 10 с органом управления 11 в кабине водителя, при этом выход клапана 12 связан гидравлической магистралью 13 с фильтротл 8, выход 14 связан магистралью 15 с торцовой управляющей полостью 16 клапана 9 блокировки гидротрансформатора, а выход 17 связан магистралью. 18 с зыходом 19 переднего насоса 4.
Трансмиссия работает следуиадим образом. .
При движении автомобиля с работающим двигателем (см. фиг. 1) рабочая жидкость от переднего насоса 4 поступает к клапану 6 линейного давления, к клапану 9 блокировки гидротрансформатора, по.магистрали 18 к клапану 7 заднего насоса и по магистрали 20 к другим потребителям. Рабочая жидкость от заднего насоса 5 через клапан 7 заднего насоса по магистрали 13 поступает в фильтр 8. Клапан 7 в это время находится в исходном (выключенном)положении.
При буксировке автомобиля для запуска его двигателя (см. фиг. 2) водитель, воздействуя на орган управления 11, включает его (переводит в крайнее левое положение по чертежу) . При этом рабочая жидкость от ; заднего насоса 5 поступает через клапан 7 и далее .через его выход 17
по магистрали 18 к клапану линейного давления 6 переднего насоса, к клапану 9 блокировки гидротрансформатора и к другим потребителям. Фильтр 8 отключается от заднего насоса. Одно5 временно через выход 14 по магистрали 15 жидкость поступает в торцовую управлякяцую полость 16 клапана 9 блокировки гидротрансформатора. Под действием давления, поданного в управляющую полость 16, клапан 9 переключается и соединяет полость фрикционной муфты 2 через клапан 7с -задним насосом 5 - гидротрансформатор блокируется. .
Таким образом, включением клапа.на 7 заднего насоса обеспечивается питание системы управления гидромеханической трансмиссией от заднего насоса и обеспечивается принудительная блокировка гидротрансформатора.
Принудительная блокировка гидротрансформатора и переключение насосов облегчает запуск двигателя буксировкой автомобиля, что повышает надежность автомобиля в целом, осо-5 бенно при эксплуатации в тяжелых климатических условиях. .Формула изобретения
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства, содержащая первый двухпозиционный гидрораспределитель, вход
5 которого связан гидролинией с первым источником давления жидкости, а первый и второй выходы - соответственно с управляющей полостью муфты блокировки гидро.трансформатора и со сли0 вом, и второй двухпозиционный гидрораспределитель, вход и один из выходов которого связаны гидролинией соответственно со вторым источником давления жидкости и сливом, о т л ич а ю Щ; а. я с, я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения принудительного блокирования гидротрансформатора, второй гйдрораспределитель выполнен управляемым и дополнительно связан двумя другими выходами соответственно с входом и торцовой полостью первого гидрораспределителя.
Источники информации, 55 принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР .,№ 740548, кл. В 60 К 41/06, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система маслопитания и управления гидромеханической передачи | 1990 |
|
SU1754502A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1458256A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1982 |
|
SU1063646A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1197878A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1039745A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1985 |
|
SU1299846A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1990 |
|
SU1729842A1 |
Гидромеханическая передача | 1987 |
|
SU1459952A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU903227A1 |
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-06-26—Подача