(54) КОНСОЛЬНЫЙ КРАН
1
Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, а именно к консольным кранам с ручным приводом поворота консоли.
Известен консольный кран, содержащий опорно-поворотный шарнир, состояш.ий из корпуса и установленного в подшипниках поворотного узла, выполненного в виде закрепленных на поворотной оси втулок, взаимодействующих с тормозными дорожками стаканов, установленных в корпусе. Опорйо-поворотный шарнир консольного крана обеспечивает поворот консоли и ее подтормаживание в процессе поворота I.
Однако выполненное в таком виде тормозное устройство имеет сложную конструкцию, включающую втулки со шпонкой, стакан и пружину, и не полностью исключает возникающие затухающие колебания консоли при увеличении веса груза ввиду того, что конструкция тормозного устройства не позволяет регулировать усилие торможения.
Известен также консольный кран, содержащий опорно-поворотный шарнир, состоящий из корпуса и установленного в подшипниках поворотного узла, содержащего ось и шайбу, установленную с возможностью перемещения, посредством которой при помощи подпружиненного разъемного диска, выполненного из фрикционного материала и взаимодействующего с крышкой подшипника, осуществляет5 ся торможение. Опорно-поворотный шарнир консольного крана обеспечивает поворот консоли и ее подтормаживание в процессе поворота и исключает затухающие колебания консоли при увеличении веся
, груза, так как имеет возможность регулировать усилие торможения 2 .
Однако выполненное в таком виде тормозное устройство имеет сложную конструкцию, включающую .диски, пружины, шай15 бы и шпонки, а размещение его между консолью и подшипником увеличивает длину свободного конца поворотной оси, что уменьшает ее жесткость. Наличие шпонок ослабляет сечение оси. Устранение этих недостатков увеличивает металлоемкость.
Наиболее близким к предлагаемому является консольный кран, содержащий опорную колонну, несущую консоль с грузозахватным механизмом, установленную на сидящей на оси поворотной втулке, в которой. смонтировано тормозное устройство, включающее тормозные дорожки. Втулка закреплена посредством шпонки. Во втулке установлены тормозные элементы, выполненные в виде колец, треугольных в сечеНИИ, которые своими тормозными дорожками плотно сопряжены с тормозными дорожками втулки под действием симметрично размещенных между кольцами клинообразных толкателей, подвижных от винтов, установленных радиально на опорной колонне крана. Тормозные элементы фиксируются от вращения стопорными винтами. Перед поднятием груза консольным краном кольца прижимаются своими тормозными дорожками к тормозным дорожкам втулки путем вращения винтов и подачи клинообразных толкателей между тормозными элементами, создавая тем самым необходимый тормозной момент. Усилие поджатия выбирается тем больше, чем тяжелеее груз подлежит перемещению с помощью крана 3. Недостатком данного устройства является необходимость для обеспечения безопасных перемещении грузов разного веса, переналадки тормозного устройства путем перемещения подвижных винтов, что создает неудобства при эксплуатации крана и соблюдении техники безопасности, снижает производительность крана. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации путем обеспечения автоматического подтормаживания консоли краНа в зависимости от веса перемещаемого груза.
Цель достигается тем, что в известном консольном кране тормозное устройство выполнено в виде двуплечего рычага, шарнирно установленного на поворотной втулке; контактирующего одним плечом через регулировочный винт с консолью, при этом на другом плече рычага смонтирован клинообразный сегмент с тормозными дорожками, а на оси поворотной втулки выполнены клинообразные проточки, на которых расположены тормозные доро.хки, взаимодействующие с тормозными дорожками упомянутого клинообразного сегмента.
Плечо рычага, контактирующее с консолью, выполнено с возможностью изменения длины.
На фиг. 1 представлен консольный кран, общий вид; на фиг. 2 - разрез поворотной втулки с тормозным устройством; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 2.
Консольный кран содержит опорную колонку 1, несущую поворотную консоль 2 с поворотной втулкой 3, грузозахватным механизмом 4, пультом управления 5 и ручным приводом б поворота консоли. Во втулке 3 посредством шарнира 7 и проушины 8 смонтирован двуплечий рычаг 9, контактирующий одним сйоим плечом через рег лировочный винт 10 с консолью 2, а другим - с клинообразным сегментом И. На оси 12 распоРабота устройства происходит следующим образом.
Для обеспечения безопасного поворота консоли без нагрузки винт 10 подворачивается до упора в консоль с некоторым усилием, в результате чего рычаг 9 поворачивается на шарнире 7. Конец рычага, контактирующий с клинообразным сегментом 11, поджимает последний. Тормозные
дорожки оси 12, взаимодействуя с тормозными дорожками сегмента 11, создают постоянный соответствующий усилию поджатия винта 10 подтормаживающий момент. При загрузке грузом грузозахватного механизма 4 консоль 2 прогибается пропорционально весу груза. Соответственно перемещается плоскость балки, находящаяся в контакте с винтом 10, деформируя- плечо рычага, выполненное в виде упругого элемента. Усилие деформации передается пос0 редством щарнира 7 и другого плеча рычага на клинообразный сегмент, в результате чего тормозные дорожки оси 12, взаимодействуя с тормозными дорожками сегмента 11, создают постоянный подтормаживающий момент, пропорциональный весу поднятого груза. При снятии усилия нагрузки клинообразный сегмент возвращается в исходное положение, вследствие того, что угол клинообразности взаимодействующих торложена клинообразная проточка 13. Поворот консоли происходит в подшипниках 14. Плечо рычага, контактируюш,его с консолью, выполнено в виде упругого элемента с возможностью изменения длины (на фиг. 1 и 2 плечо условно показано постоянной длины). Изменение длины плеча можно осуществить разными способами, например выполнив его из двух частей с возможностью подвижки и последующей фиксации одной части относительно другой. Возможно также исполнение плеча рычага по крайней мере с двумя винта.ми 10, расположенными на разных расстояниях от заделки консоли в поворотной втулке. Нагружение консоли весом обрабатываемого груза вызывает упругую деформацию изгиба консоли, величина которой, согласно эксплуатационным данным, составляет 0,002-0,004, т. е. прогиб консольной балки составляет 2-4 мм на каждые 1000 мм ее длины. Соответственно, величина прогиба балки в сечении, расположенном на расстоянии в 250-350 мм от ее заделки в поворотную втулку, позволяет использовать деформацию балки в качестве привода рычага 9, воздействующего на сегмент 11. Усилие подтормаживания в данном случае пропорционально деформации изгиба, зависящей от веса обрабатываемого груза. Угол наклона тормозных дорожек проточки на оси и клинообразного сегмента должен быть больше угла самоторможения для материалов, образующих поверхности тормозных дорожек. мозяых дорожек больше угла самоторможе.йия фрикционной пары. При обработке груза другого веса соответствующим образом автоматически изменяются усилия взаимодействия тормозных дорожек и, следовательно, подтормаживающий момент. Аналогично изменяется автоматически подтормаживающий момент в зависимости от перемещения грузозахватного механизма 4 с грузом по консоли 2 ввиду изменения плеча приложения нагрузки на консоль. Для обеспечения более плавной регулировки зависимости величины перемещения клинообразного сегмента и, следовательно, подтормаживающего момента от прогиба ГГТре;;сГ ре„а в««ож„ос.7;з-„е-: нения длины плеча рычага, снабженного винтом 10. Формула изобретения I. Консольный кран, содержащий опорную колонну, несущую консоль с грузозахватным механизмом, установленную на сидящей на осн поворотной втулке, в которой смонтировано тормозное устройство, включающее тормозные дорожки, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации путем обеспечения автоматического подтормаживания консоли крана в зависимости от веса премещаемого груза, тормозное устройство выполнено в виде двуплечего рычага, шарнирно устанрвленного на поворотной втулке, контактирующего одним плечом через регулировочный винт с консолью, при этом на другом плече рычага смонтирован клинообразный сегмент с тормозными дорожками, а на оси поворотной втулки выполнены клинообразные проточки, на которых расположены тормозные дорожки, взаимодействующие с тормозными дорожками упомянутого клинообразного сегмента. 2. Кран по п. I, отличающийся тем, что „.е« рычага ко„™к™ру,о-« с коясо.ь„ выполнено с возможностью изменения Д-. Источники информации, принятые во взимание при экспертизе 1Авторское свидетельство СССР № 440328, кл. В 66 С 23/44, 1972. 2Авторское свидетельство СССР № 611863, кл. В 66 С 23/44, 1976. 3Авторское свидетельство СССР № 630205; кл. В 66 С 23/44, 18.05.77 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Консольный кран | 1972 |
|
SU440328A1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 2004 |
|
RU2274559C1 |
Прицеп для перевозки на раме тягача | 2022 |
|
RU2789565C1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 2004 |
|
RU2263589C1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР | 2005 |
|
RU2312057C2 |
МАНИПУЛЯТОР | 2006 |
|
RU2305637C1 |
Консольный кран | 1976 |
|
SU611863A1 |
Консольный неполноповоротный кран | 1977 |
|
SU619447A1 |
ИСКУССТВЕННЫЙ КОЛЕННЫЙ СУСТАВ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКОЙ ХОДЬБЫ | 2021 |
|
RU2772358C1 |
Стойка сновальных валиков шлихтовальной машины | 1990 |
|
SU1781337A1 |
/
Фиг.1
Ф
yi.S
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-06-19—Подача