включается демпфер, шарнирно прикрепленный одним своим концом к пдльцу, на котором монтирован собирающий ролик, а другим - шарнирно связан с системой рычагов, посредством которой отводится усилие регулирующей пружины к многодисковым тормозам. Демпфер имеет цилиндр, поргпень и поршневой стержень, к которому монтирована пружина, прижимающая клапан, закрывающий проходные отверстия в поршне. Противоположный ко„-j.,. -. - нец цилиндра демпфера уплотнен бомбированной компенсационной мембраной. Во время пускового режима, когда создаются условия для резкого нарастания общего момента сопротивления (натяжение в нитях и скорости пальца), демпфер реагирует как твердое тело, блокирует храповой механизм и осуществляет обратную прямую связь собирающего ролика с механизмом остановки, благодаря чему натяжение проволоки поддерживается в определенных границах. Во статического и квазистатического режима, из-за относительно медле.нного движения пальца, демпфер укорачивается и удлиняется без силового воздействия, причем храповой механизм точно регулирует остановочный механизм в соответствии с изменением диаметра намотанной на катущки проволоки. На чертеже изображено предлагаемое устройство. Сервоустройство состоит из катущек 1, прикрепленных неподвижно при помощи замков 2 на внешних втулках 3, установленных на закрытых подшипниках 4 качения. Между подшипниками 4 на двух соседних внешних втулках 3 на оси 5, которая прикреплена неподвижно к вертящемуся диску 6 обматывающей машины, встроены многодисковые тормоза 7. Последовательно соединенные многодисковые тормоза 7 приводятся в действие работающей на нажим регулируюп1,ей пружиной 23 посредством стержня 35, рычага 36 и поршня 8. Поршень 8 упирается в лежащую в аксиальном канале оси 5 планку 9, которая со своей стороны другим своим концом нажимает на многодисковый тормоз 7. Первый и второй многодисковые тормоза связаны посредством поршней 10, лежащих .в шлицевых каналах оси 5. Второй и третий многодисковые тормоза 7 связаны посредством niiaHOK 11 и 12. Этим способом можно привести в действие больше трех последовательно связанных многодисковых тормозов 7. Регулирующая пружина 23 монтирована в отверстии рейки храповика 21, причем,одним своим концом она упирается в стержень 35, а другим - в регулирующий винт 22. Рейка 21 зацеплена с пальцем 20, с одной стороны которого установлен на опорах собирающий ролик 16, а с противоположной стороны шарнирно. прикреплены приводная пружина 26 и демпфер 33. Задающая пружина 26 регулируется посредством винта 25 и гайки 24. Противоположный конец демпфера соединен шарнирно с рычагом 34, который может в определенный момент противодействовать регулирующей пружине 23. Демпфер 33 представляет собой цилиндр 37 с порщневым стержнем 28, пружиной 29, прижимающим клапаном 30, поршнем 31, бомбированной компенсационной мембраной 32 и гайкой 27 для прижимания мембраны к цилиндру 37. Обе камеры цилиндJ, -I -J ра 37 заполнены маслом, которое из правой камеры переходит в левую через широкое отверстие 39 поршня почти без сопротивления и обратно - через маленькие каналы 39 - с большим сопротивлением. Проволока с катушек 1 подводится к поступательно движущемуся конфекционированному изделию 19 посредством принимающих роликов 14 и 15, собирающего ролика 16, отклоняющего ролика 17 и отводящего ролика 18. Устройство действует следующим образом. Во время статического и квазистатического режима коэффициент трения в многодисковых тормозах 7 является постоянной величиной и угловые ускорения вращающихся частей очень малы. Тогда натяжение в проволочных нитях 40 нарастает пропорционально уменьшению текущего радиуса катушек 1 и наступает момент, когда нарастающее натяжение в нитях 40 преодолевает силу задающей пружины 26. Тогда палец 20 поворачивается по часовой стрелке и отцепляет рейку храповика 21, которая перемещается влево на один зуб. Этим удлиняется и пружина 23. Уменьшенная сила пружины 23 передается посредством стержня 35, рычага 36, поршней 8 и 10 И планок 9, 10 и 12 многодисковых тормозов 7. Таким образом регулируемЪш момент сопротивления и трения уменьщается, вследствие чего уменьшается и натяжение в проволочных нитях 40. Так как это медленный процесс, демпфер не оказывает влияния на рейку храповика 21, потому что он удлиняется и укорачивается без сопротивления. При возникновении условий для резкого нарастания общего момента сопротивления (например, во время пусковых режимов коэффициент трения возрастает в 1,5 раза для выбранного материала, а также нарастают и динамические моменты сопротивления) натяжение в проволочных нитях 40 резко возрастает, стремится повернуть палец 20 и отцепить преждевременно рейку храповика 21. В этом случае скорость вращения высока и демпфер действует как твердое тело (пропорциональное звено), так как масло не может пройти моментально через тесные отверстия 39 из левой в правую камеру. Тогда увеличенное натяжение в нитях 40 передается через палец 20 и демпфер 33 рычагу 34, который противодействует пружине и момент сопротивления
и трения уменьшается, а натяжение в проволочных нитях 40 сохраняется в данных границах. Одновременно с этим демпфер 33 не допускает преждевременного отщепления рейки храповика 21 и соответственно не допускает ослабления регулирующей пружины 23 и уменьшения натяжения в нитях 40 ниже допустимых границ на известное время.
При резкой перемене силы натяжения на поршневом стержне 28 в левой камере создается высокое давление, так как масло должно за очень краткое время перейти в правую камеру через тесные отверстия 39 поршня 31, в то время как большое отверстие 38 закупоривается клапаном 30 и пружиной 29. При сжатии демпфера 33 клапан 30 открывается, масло за краткое время проходит в левую камеру, демпфер 33 укорачивается, а разница в объемах левой и правой камеры воспринимается мембраной 32, прикрепленной к цилиндру 37 гайкой 27.
Установка втулок 3 на опоры на оси 5 посредством закрытых шарикоподшипников, из-за своего небольшого коэффициента трения фактически и при высоких оборотах диска, т. е. при больших центробежных силах, не оказывает влияния на обший
момент сопротивления. Дистанционные втулки 13 герметизируют камеру и тормоза работают в масленной ванне, что является предпосылкой для стабильного коэффициента трения во время покоя и во время движения.
Формула изобретения
Сервоустройство для получения постоянного натяжения в проволочной нити, содержаш.ее катушки, направляющие ролики, собирающей ролик, прикрепленный свободно к качающемуся пальцу, зацепленному с полой рейкой, в которой расположена пружина, чей свободный конец упирается в стержень прижимающей системы рычагов, отличающееся тем, что стержень 35 соединен шарнирно с качающимся рычагом 34, к которому шарнирно прикреплен один конец демпфера 33, другой конец которого шарнирно прикреплен к одному плечу пальца 20.
Признано изобретением по результатам экспертизы, осуществленной ведомством по изобретательству Народной Республики Болгарии.
/I }0 3 t
Авторы
Даты
1983-01-23—Публикация
1979-07-09—Подача