(54) МЕХАНИЗМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПНОЙ МУФТОЙ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1978 |
|
SU710853A1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА | 2011 |
|
RU2475222C2 |
Устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства | 1979 |
|
SU867714A1 |
МЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НА СИДЕНЬЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ | 2002 |
|
RU2223737C1 |
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2006 |
|
RU2299826C1 |
ПОДЪЕМНИК ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ ИНВАЛИДА В БАССЕЙН | 1993 |
|
RU2063376C1 |
Сиденье транспортного средства | 1979 |
|
SU885086A1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1979 |
|
SU854770A1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1983 |
|
SU1181911A1 |
Сиденье транспортного средства | 1971 |
|
SU467847A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам для управления сцепной муфтой, преимущественно для регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства. Известен механизм для управления саепной муфтой, состоящий из полу муфт, установленных на валу и разделенных .пружиной, и содержащий неподвижный корпус и управляющий элемент, который выполнен в виде рукоятки, закрепленной посредством резьбы на конце вала 1. Однако в таком механизме для замыкания либо размыка.ния полумуфт требуется некоторое число оборотов рукоятки относительно оси вала. Наиболее близким к изобретению техническим решением является механизм для управления сцепной муфтой, состоящий -из полумуфт, установленных на валу и раз-деленных пружиной, и содержащий неподвижный корпус и управляющий элемент, выполненный с выступами для взаимодействия с соответствующими им впадинами в корпусе одной полумуфты 2. Однако в этом механизме не обеспечивается установка соответствующей полумуфты в требуемое положение под действием окружного усилия, направленного только с одной стороны. Так, для регулирования угла наклона спинки сиденья при использовании данного устройства на транспортных средствах водитель одной рукой должен воздействовать на управляющий элемент, а другой устанавливать и удерживать спинку в требуемом положении, что невозможно при движении транспортного средства. Цель изобретения - повышение удобства пользования механизмом дляуправления сцепной муфтой. Эта цель достигается тем, что в механизме для управления сцепной муфтой, состоящем из полумуфт, установленных на валу и разделенных пружиной, и содержащем неподвижный корпус и управляющий элемент выполненный с выступами для взаимодействия с соответствующими им впадинами в корпусе одной полумуфты, одна из полу муфт жестко закреплена на неподвижном корпусе, выступы управляющего элемента выполнены на корпусе рукоятки, которая жестко закреплена на конце вала, а полумуфта, имеющая впадины, установлена с возможностью углового перемещения относительно вала. Концы пружины выполнены отогнутыми и установлены в отверстиях, выполненных в полумуфтах. На фиг. 1 изображен механизм, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2. Предложенный механизм содержит расположенные по бокам сиденья две пары зубчатых полумуфт 1, 2 и 3, 4. Полумуфты выполнены в виде дисков, имеющих с одной стороны зубья 5, а с другой стороны - выступы 6, установленные в торцовые взаимно перпендикулярные пазы неподвижных корпусов 7-10 полумуфт. При этом корпуса 7, 9 жестко связаны с кронштейнами 11, 12 каркаса сиденья, а корпуса 8, 10 - с кронштейнами 13, 14 спинки сиденья. Фиксация полумуфт на корпусах осуществляется посредством колец 15. В корпусах 7-10 установлен вал 16. На одном конце этого вала посредством гаек 17 жестко закреплена шайба 18, примыкающая к корпусу 7, а на другом - управляющий элемент в виде рукоятки 19 с выполненными на ней двумя выступами 20. Эти выступы примыкают к корпусу 10, на котором расположены впадины 21, соответствующие по форме выступам 20. Высота а выступов 20 превышает высоту б зубьев 5 (см. фиг. 3). На рукоятке может быть выполнен один выступ либо более двух равномерно расположенных по окружности выступов и соответствующее число впадин. В полостях корпусов 7-10 установлены пружины 22, под действием усилия которых корпус 10. прижат к выступам 20. Пружины 22 предварительно закручены, а концы 23 их отогнуты и расположены в отверстиях 24, выполненных в корпусах 7-10. На фиг. 1, 3 показано положение устройства, когда обе пары полумуфт 1, 2 и 3, 4 находятся в замкнутом состоянии. В этом случае кронштейны 13, 14 спинки неподвижны относительно кронштейнов 11, 12 сиденья. При этом фиксация рукоятки в требуемом положении осуществляется за счет силы трения между выступами 20 и корпусом 10, прижатым к последним под действием пружины 22. Для регулирования угла наклона спинки водитель поворачивает рукоятку 19 на угол, достаточный для совпадения выступов 20 со впадинами 21. При этом корпуса 8 и 10 вместе с кронштейнами 13, 14 спинки перемещаются под действием пружин 22 вправо до упора корпуса 10 в буртик рукоятки 19, размыкая обе пары полумуфт I, 2 и 3, 4. Для уменьшения угла наклона спинки водитель несколько отклоняет корпус туловища вперед. При этом под действием предварительно закрученных пружин 22 спинка поворачивается на соответствующий угол. Для увеличения угла наклона спинки водитель отклоняет корпус туловища назад, преодолевая сопротивление пружин 22. После установки спинки в требуемое положение водитель фиксирует ее, для чего поворачивает рукоятку 19 на угол, достаточный для выхода выступов 20 из зацепления с впадинами 21. При этом выступы скользят по поверхности впадин и, преодолевая сопротивление пружин 22 в осевом направлении, перемещают корпуса 8, 10 вместе с кронштейнами 12, 13 вправо. В результате происходит замыкание полумуфт. Использование описанного устройства в сиденьи транспортного средства упрощает манипуляции при регулировке угла на.клона спинки. Эта регулировка может быть при движении транспортного средства, что повышает удобство пользования механизмом. Формула изобретения Механизм для управления сцепной муфтой, преимущественно для регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства, состоящий из полумуфт, установленных на валу и разделенных пружиной, и содержащий неподвижный корпус и управляющий элемент, выполненный с выступами для взаимодействия с соответствующими им впадинами в корпусе одной полумуфты, отличающийся тем, что, с целью повышения удобства пользования, одна из полумуфт жестко закреплена на указанном неподвижном корпусе, выступы управляющего элемента выполнены на корпусе рукоятки, которая жестко закреплена на конце вала, а полумуфта, имеющая впадины, установлена с возможностью углового перемещения относительно вала, причем концы пружины выполнены отогнутыми и установлены в отверстиях, выполненных в полумуфтах. Источники информации, принятые во внимание при экспергазе 1.Патент Великобритании № 1268611, кл. А 4 J, опублик, 1972. 2.Авторское свидетельство СССР № 284524, кл. F 16 D 11/00, 1969 (прототип). г
Авторы
Даты
1983-02-07—Публикация
1981-03-27—Подача