Изобретение относится к -транспорт ному машиностроению, в частности к устройс1 ам для регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства. Известно устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее двуплечие рычаги, шарнирно установленны на кронштейнах подушки, закрепленных на боковых ее сторонах и одними концами зафиксированные стопорным механизмом, а вторыми концами - шарнирно связанные с кронштейном спинки, шарнирно соединенным с кронштейном подушки to. Недостатком известной конструкции является ее некомпактность, малая комфортабельность, за счет, например захватывания одежды пользователя сто порным механизмом. Цель изобретения - повьш1ение комфортабельности сиденья и компактности устройства, а также повьпп ине жесткости устройства в поперечном направлении. Поставленная цель достигается тем, что двуплечие рычаги расположены вдоль спинки в пределах габаритов кронштейна подушки между упомянутыми кронштейнами, а шарнир крепления спинки расположен между стопорным механизмом и осью качания двуплечего рычага, причем ось шарнира крепления конца каждого из рычагов жестко закреплена на кронштейне спинки, а в кронштейне подушки вьшолнена прорезь под ось стопорного механизма, на свободном конце которой выполнен буртик, диаметр которого болт.ше ширины прорези, при этом отверстие в двуплечем рычаге под указанную ось шарнира выполнено овальным. На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий вид на фиг.2 вид А на фиг,; на фиг.З - узел I на фиг.1. 3 Устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства содержит двуплечие рычаги 1, оси 2 качания которых шарнирно закреплены на кронштейнах 3, расположенных по бокам подушки сиденья 4, На концах 5 рычагов 1 имеются овальные отверстия 6, в которых подвижно установлены оси 7, одни концы которых жестко закреплены на К1 ош1тейнах 8 спинки, а вторые концы пропущены через прорези 9 в кронштейнах 3, выполненные по дуге окружности с центром 10, На свободном конце каждой оси 7 имеется ограничитель 11, диаметр которого превышает ширину прорези 9, На нижних концах рычагов 1 жестко закреплены оси 12, имеющие на свобод ных концах буртики 13. На осях 12 установлены пружины 14, а на них фиксаторы 15, одним концы которых выполнены цилиндрическими и западают в одни из отверстий 16 кронштейнов 3. Другие такого же диаметра отверстия расположены с одинаковым шагом на кронштейнах 3 по дуге окружности с центром в точке 10. На вторых концах фиксаторов 15 располоявемы рукоя ки 1 7. Пружины 14 расположены между буртиками 18 4 ксатора 15 и буртиками 13 осей 12 . Цилиндрические части бур тиков 13 взаимодействуют с фиксаторами 15. Под действием пружин 14 по ледние прижаты к рычагам 1. В продольной плоскости сиденья д плечие рычаги 1 расположены вдоль спинки 19 у заднего конца подушки сиденья, в пределах габаритов кромштеинов 3.L а шарниры 20 крепления спи , ки расположе1г 1 меткку осями 2 качания указанных рычагов и осями 12 фиксаторов, В поперечной плоскости сиден двуплечие рычаги 1 расположены между полками кронштейнов 3 и 8. Дпя регулирования угла наклона спинки 1 водитель оттягивает рукоятку 17 одн временно с двух сторон до тех пор, пока фиксаторы 15, преодолевая соп- ротивление пруясин 14, не из зацепления с кронштейнами 3. После этого водитель передвигает обе руко ки в ту или иную сторону вдоль рядо отверстий 16, расположенных на кронш теинах 3. При этом рычаги 1 поворач ваются вокруг осей 2 на кронштейна 3, а кинематически связанные с рыча 4 ами 1 оси 7 перемещаются по дуге кружности с центром в точке 10 по рорези 9, Одновременно с этим свяанный с осью 7 кронштейн 8, несущий пинку 19, поворачивается вокруг шарира 20. Поскольку взаимодействук ие с осью 7 верхние концы рьтагов 1 описывают дугу с несколько меньшим адиусом, чем радиус дуги, по которой еремещаются оси 7, то последние при овороте кронштейнов 8 скользят вдоль ычагов 1, благодаря выполнению отверстий 6 овальными. После установки спинки 19 в требуемое положение водитель отпускает рукоятки 17 и фиксирует спинку в результате попадания 4мксаторов 15 в наиболее близко расположенные к ним отверстия 16 на кронштейнах 3, Перемещения подушки сиденья 4 и спинки 19 относительно друг друга в поперечном направлении ограничиваются за счет шарниров 20,. а также ограничителей 11, расположенных на осях 7. В известных устройствах серийных снцений регулировка угла наклона спинки (в сторону увеличения) обуславливает уменьшение глубины сиденья и не создает условий для удобной опоры спинки (за счет подъема нижней части С1ШНКИ вверх). В предлагаемом устройстве этот недостаток устранен, поскол:ьку оно позволяет расположить ось качания спинки примерно на пересечении плоскостей рабочей поверхности подушки и ёпинкк. I I Формула изобретения 1.Устройство регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее двуплечие рычаги, варнирно установленные на кронштейнах подушки, закрепленных на бо- / ковых ее сторонах и одними концами зафиксироваиные стопорным механизмом, а вторы ш концами - шарнирно связанные с кронштейном сЕшнки, шарнирно соедоненньм с крошвтейном подушки, отличающееся тем, что, с целью повьавения комфортабельности сидеиья и компактности устройства, двуплечие рычаги расположены вдоль спинкн в пределах габаритов кронштейна подуЬки между упомянутыми кронштейнами, а шарнир крепления спинки расположен между стопорным механизмом и Ьсью качаиия двуплечего рычага, 2,Устройство по п,1, отличающееся тем, что, с целью
повышения жесткости устройства в поперечном направлении, ось шарюфа крепления конца каждого из рычагов жестко закреплена на кронштейне спинки, а в кронштейне подушки выполнена прорезь под ось стопорного механизма, на свободном конце которой выполнен буртик, диаметр которого больше
ширины прорези, при этом отверстие в лвуплечем рычаге под указанную ось шаршфа выполнено овальным.
%
Источники информации, принятые во вни мание при экспертизе
I. Патент ФРГ № 880552, кл. 63 с 46, 1953 (прототип).
ftig/t
(put.l
(риг,3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения геометрических параметров сиденья транспортного средства | 1983 |
|
SU1129090A1 |
Устройство для регулирования положения спинки сиденья транспортного средства | 1990 |
|
SU1750997A1 |
Устройство для регулирования сиденья транспортного средства по высоте | 1978 |
|
SU718310A2 |
Подвеска сидения транспортного средства | 1988 |
|
SU1625728A1 |
Сиденье транспортного средства | 1986 |
|
SU1346462A1 |
Устройство для регулированияНАКлОНА СпиНКи СидЕНья ТРАНСпОРТНОгОСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU846339A1 |
Сиденье транспортного средства | 1979 |
|
SU885086A1 |
Сиденье транспортного средства | 1971 |
|
SU467847A1 |
Подвеска сиденья транспортного средства | 1983 |
|
SU1181911A1 |
Сиденье транспортного средства | 1985 |
|
SU1298106A1 |
Авторы
Даты
1981-09-30—Публикация
1979-10-10—Подача