Способ программированного обучения Советский патент 1983 года по МПК G09B7/04 

Описание патента на изобретение SU997074A1

Изобретение относится к дидактическим системам обучения и может быть использовано при програмированном обучении во всех областях науки и техники.

Биологическая активность мозга у каждого человека на протяжении всей жизни остается постоянной, но раэличг ной для каждого человека. От этих особенностей зависит -эффективность . восприятия и мышления каждого обучаемого, а,следовательно, объем и ка- чество усвоенной информации.

Также установлено, что доминирующее положение среди частот биотоков головного мозга, от которых зависит усвоение информации на уровне мышления, принадлежит альфа-ритму, кото. рый усиливается при закрывании и открывании глаз 13.

Известен целый ряд способов программированного обучения с использованием сщаптивно-обучанщих устройств, но все эти способы основаны, главным образом, на аутотренинге, а указанная особенность альфа-;ритма головного мозга не используется-, и поэтомукач:;ство усвоенной информации полу ча|ется ниже,чем позволяет усвоить ее {естественная возможность человека.

Наиболее близким к изобретению по достигаемому эффекту является способ формирования аудиовизуальной информации для обучения, основанный на управлении психофизиологическим состоянием обучаелвлх и концентрации их внимания на оптимальном уровне за счет формирования субсенсорно-суггестивных (на уровне порога восприя10тия ) аудиовизуальных сигналов информации, а также программа аутотренинга и зрительно-маргинального (неосознаваемом обучаелшмн ) состояния, вызываемого определенными частотами

15 биотоков головного мозга, на которые воздействуют сигналами исходной звуковой информации, соответствующей им частоты, и изменяют их уровень до порога восприятия, аддитивно суммируют

20 с исходными аудиовизуальными сигналами функционального фона, субсенсорного и суггестивного управления и синхронизируют -с ритмами Физиологических процессов обучаеьых Е2J.

25

Такой способ позволяет скорректировать учеб;.ую программу по обширному; числу параметров психо-физиологических особенностей обучаемых и решить комплексно ряд задач для активизации

30 механического запоминания поданной информации в форме смены зрительных образов, однако он не обеспечивает использование такой потенциальной возможности обучаемых, как активизация функциональной активности альфа(ритма головного мозга, которая является доминирующей в процессе усвое ния информации на уровне мьлиления. Целью изобретения является повышение эффективности усвоения.учебной информации на уровне кишления путем оптимизации функциональной активноети сшьфа-ритма головного мозга. Поставленнаяцель достигается тем что согласно способу преобразования аудиовизуальной информации для обуче ния, основанному на формировании сихронизированных звуковых и зритель ных исходных сигналов и аудиовизуаль ных сигналов субсенсорного и суггестивного управления, при котором сигналы исходной звуковой информации фильтруют по частотам, задерживают во времени, изменяют ,их уровень до порога восприятия, аддитивго суммируют с исходными аудиощзуальными сигналами, сигналами фуйкционального фона, сигналами субсенсррного и суггестивного управления, а затем синхронизируют с ритмом псйхотфизиологических процессов обучаёШх, при откл нении функциональной активности с1ритма головного мозга от номинального уровня, обеспечивающего оптимальную функциональную тивность головного мозга обучаемого, формируют световые сигналы с частотой ctритмов- обучаемого длд воздействия на его органы зрения . На фиг. 1 показана функциональная схема устройства для реализации предлагаемого способа программированного обучения ; на фиг. 2 - структурная схема преобразователя сигналов. Устройство для реализации способа программированного обучения включает аудиовизуальный блок Л, блок 2 датчиков, воспринимающих электрофиэиоло гические процессы обучакидихся и их ответы, подключенного к полирегистру 3, регистрирующему электрофизиологические процессы обучающихся, и регистратору 4 ответов. Выход полирегистратора 3 соединен с блоком 5 принятия решений, выход которого со cuidinn f л. j блоком б формирования прогединен с рамкЕЛ психофизиологического управления, сигналы с которого поступают на аудиовизуальный блок 1. Выход регистратора. 4ответов подключен к блоку 7 коррекции, который соединен с блоком 8 учебной программы и блоком 9 функционального фона выходы которых соединены с аудиоз{йзуальным блоком 1. ДругоЛ выход блока 8 учебной программы подключен к фильтру 10 нижних частот, выход которого соединен с блоком 11 задержки. Выход блока 11 задержки подключен к аудиовизуальному блоку 1. Для использования в процессе обучения биологической особенности альфа-ритма головного мозга, позволяющей объективно оценить степень усвоения учебной информсщии на уровне мышления, а функцибналыую схему устройства введены датчики 12 биотоков головного jMoara обучаемого, которые соединены с энцефалографом 13, Выход энцефалографа 13 соединен с преобразователем 14, который выполнен в виде селекторного канала 15, амплитудного детектора 16, соединенного с пороговым элементом 17, например триггером йЫидта, соединенного с заторможенным генератором 18 прямоугольных импульсов и нагруженного электромагнитным реле 19. Выход преобразователя 14 (контакты электромагнитного реле ) подсоединен на управляющий вход фликкера 20, представляющего собой например, электрическую лампу 21 накаливания с рефлектором, подключенную в электрическую цепь питания через управляемый преобразователь. Роль прерывателя выполняют контакты электромагнитного реле 19 а их состояние зависит от поступаквдего сигнала с энцефалографа 13. Связь между обучаемым и фликкером 20 осуществляется посредством канала зрительного восприятия. Учебная программа, как и в прототипе, состоит из акустических и видио-сигналов, а функциональный фон состоит из музыки, содержащей составляющие а ритме процессов кровообращения и дыхания, и маргинальных (неосознаваемых ) зашумленных зрительных сигналов. Программа психо-физиологического управления включает в себя субсенсорные (на предпороговом уровне громкости ) виушения, направленные на регулирование физиологических функций и концентрацию внимац я обучающегося, . В процессе обучения учебную программу, хранящуюся в блоке 8 учебной программы, воспроизводят посредством аудиовизуального блока 1. Параллельно сигналы с другого выхода блока 8 учебной nporpaMNU поступают на фильтр jf . i4.vyj. cuvuToat w.Ly iicuvx nc« 10 нижних частот, который срезает низкочастотную часть, затем задерживают блоком 11 задержки на 0,8-1,3 с и подают на аудиовизуальный блок 1. Одновременно сигналы блока 9 функционального фона подают на аудиовизуальный блок 1. В течение всего времени обучения регистратор 4 ответов фиксирует ответы обучающегося и подает импульсы на блок 7 коррекции. Блок 7 коррекции вырабатывает сигнал, управляющий блоками 8 и 9.таким образом, что скорость воспроизведения учебной программы и уровень воспроизведения функционального фона изменяются в прямой линейной зависимости от количества ответов обучакядего- 5

СЯ,. - .. ; . . Учебную программу Компрессируют от 40 до 160 слов в минуту, уровень функционального акустического фона от 12 до 3 дБ. В течение 10 всего времени обучения производят регистрацию электрофизиологических процессов обучающегося полирегистраторомЗ,и в случае выхода текущих параметров за заданные пределы блок 5 15 принятия решения через блок б включает программу субинсориого психофизиологического управления. Эту программу воспроизводят с уровнем 36 дБ. Микшер аудиовизуального 2о блока вход которого .поступает учебная програм с блока 11 задержки, функциональный фон и прог- ji рамма психо-физиЬлогического управ- i ленд1я, суммирует их, и суммарный, сиг- с нал воспроизводят обучаквдемуся. в отличие от. прототипа в процессе всего времени, обучения производят регистрацию функциональной ( умственной ) деятельности коры головного мозга обуча- емого путем получения с помощью датчиков 12 биотоков головного мозга и энцефалографа 13 информации об активности альфа-ритма обучаемого.

В случае спада активности альфаритма головного мозга обучаемого ам- плитуда выделенного с помощью йелекториого канала 15 электрического сигнала уменьшается и на выходе амплитудного детектора. 16 наблюдается понижение электрического потенциала. 40 При достижении определенного экспериментального подобранного ) уровня электрического потенциала на выходе амплитудного детектора 16 срабатывает (изменяет свое состояние): пороговый 45 элемент 17, сигнал с которого эапускает заторможенный г;енератор 18. Заторможенный генератор 18 периодически, , с частотой альфа-ритма обучаемого, включает и выключает электро- 0 магнитное реле 19. Это реле 19 с та-. кой же частотой включает и выключает лампу 21 накаливания фликкера 20. Посредством зрительного канала связи миганием фликкера 20 влияет на состояние обучаемого, который настраивается на оптимальный режим восприятия учебной информации. При достижении оптимального уровня ( активности ) альфа-ритма головного мозга обучаемого, зафиксированного эндёфалографом 13, фликкер 20 автоматически отключается. В .дальнейшем процесс пов1;оряется.

Благодаря такой настройке обучаемого на оптимальный процесс восприятия информации на уровне мышления существенно интенсифицируется про- цесс обучения, а качество восприятия учебной информгщии возрастает.

Использование предлагаемого способа прО1раммированного обучения позволяет суи ественно повысить эф-v фективность усвоения учебной информации на уровне мьпшёния и решить вопрос оптимального использования умственных способностей обучаемых.

Формула изобретения

Способ программированного обучения, основанный на формировании синхронизированных звуковых и зри.тельных исходных сигналов и аудно|1визуальных сигналов субсенсор ного :И суггестивного управления, при котором сигналы исходной звуковой информации фильтруют по ча стотам, задерживают во времени изменяют их уровень до порога восприятия, аддитивно сукоетруют с исходными аудШовизуальными cигнaлa фI, сигналами функционального фона, сигналами .субсенсорного и суггестивного управления, а затем синхронизируют с ритмом психо-физиологических процессов обучаемого, отличающийся тем, что, с целью повышения эффвктивности усвоения учебной информаци на уровне киьшения, при отклонении функциональной. активности (iL-ритма головного мозга от номинального уроня , обеспечивающего оптимальную . функциональную активность головного мозга обучаемого формируют световы сигналы с частотой ot -ритмов обучаемого для.воздействия на его органы зрения.

;||ст5чники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Грей Холпер. Живой мозг. Ш, Мир, 1966..

2.Авторское свидетельство СССР 492212, кл. G 09 В 7/04, 1973.

Похожие патенты SU997074A1

название год авторы номер документа
Автоматизированная система для обучения и контрля знаний 1976
  • Петрусинский Вячеслав Вячеславович
  • Диамент Эльза Самуиловна
  • Киселев Сергей Викторович
  • Монин Владимир Леонидович
  • Литвинов Владимир Григорьевич
  • Комонов Глеб Алексеевич
  • Пронин Владимир Михайлович
  • Калинин Александр Викторович
SU635508A1
Способ преобразования информации 1977
  • Петрусинский Вячеслав Вячеславович
SU699537A1
Телевизионное обучающее устройство 1977
  • Диамент Эльза Самуиловна
  • Киселев Сергей Викторович
  • Литвинов Владимир Григорьевич
  • Петрусинский Вячеслав Вячеславович
  • Пронин Владимир Михайлович
SU1550565A1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Яновская Н.Н.
RU2178204C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 1998
  • Бражник И.В.
RU2124233C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 1995
  • Смоленцев М.Ю.
RU2110095C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ БЕЗАРТИКУЛЯЦИОННОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2109347C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Яновская Н.Н.
RU2231975C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ФОБИЯМИ 2006
  • Кузнецов Павел Анатольевич
RU2379064C2
Обучающее устройство 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU809315A2

Иллюстрации к изобретению SU 997 074 A1

Реферат патента 1983 года Способ программированного обучения

Формула изобретения SU 997 074 A1

SU 997 074 A1

Авторы

Меликов Эдуард Николаевич

Альтова Татьяна Евгеньевна

Лагонский Леонид Леонидович

Супрун Петр Иванович

Даты

1983-02-15Публикация

1980-09-08Подача