Изобретение относится к технологическому оборудованию для производства обмоток электрических машин и. может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известно устройство для изгиба стержневой обмотки электрической ма-. шины, содержащее основание, фигурные оправки и гибочный элемент с приводом его поворота 11..
Недостатком известного.устройства является то, что формообразование перехода из пазовой в лобовую части стержня .обмотки производится вруч- . ную с пос.ледовательным осаживанием элементарных проводников стержня к формообразующим поверхностям ударами молотка через изоляционную прокладку, при этом не исключается возможность повреждения изоляции элементарных проводников стержня и распушовки и тарельчатости элементарных проводников стержня в месте пе Ьехода из пазовой в лобовую части.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержневой обмСткй электрической машины, содерх ащее корпус,, установленную на корпусе гибочную оправку с расположенными на ней гибочным рычагом с элементом для гибки стержня, соединенным с приводомего поворота, и элементом для ограничения перемещения стержня, и механизм крепления стержня 2.
Однако на этом устройстве необходимо после укладки прямого стержня устанавливать и закреплять на гибоч10ной оправке элемент для ограничения перемещения стержня и гибочный рычаг, а перед выемкой отформованного стержня снимать их.Кроме этого,из-за ого, что ось гибочной оправки перпенди15кулярна плоскости основания устройства, не обеспечивается пространственное формообразование стержня, которое производится затем на рихтовочном шаблоне,, что снижает произво20дительность .
Целью изобретения является повышение производительности.
Поставленная цель достигается тем,, что устройство для формообразования
25 перехода из пазовой в лобовую часть стержневой обмотки электрической машинь содержит механизм формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержня, расположенный под ги30бочной оправкой и выполненный -в виде ;рычага, рабочая поверхность которого iвыполнена с профилем, соответствующим сечению стержня обмотки и снабженный приводом его поворота,гибочна поправка размещена на корпусе под угг лом,соответствуквдим углу подъема лобовой части стержня,а в элементе для ограничения перемещения стержня выполнены прорези для выемки стержня. Кроме того, гибочный рычаг снабжен приводом его возвратно-поступательного и вращательного перемещений . I На фиг. 1 изображено устройство для формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержневой обмотки электрической машины на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг, 3 - сечение А-А на фиг, 2; на фиг, 4 - сече,ние Б-Б на фиг, 1, Устройство для формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержневой обмотки электрической машины содержит корпус 1, установленную на нем гибочную оправку 2, На гибочной оправке 2 расположены гибоч ный рычаг 3 с элементом 4 для гибки стержня 5 и элемент 6 для ограничения перемещения стержня 5, Гибочный рычаг 3 соединен через соединительный элемент 7 с приводом 8 его поворота и снабжен также приводом 9 его возвратно-поступательного и вращательного перемещений. Устройство содержит также механиз формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержня, расположенный под гибочной оправкой 2, выполненный в виде рычага 10, рабочая поверхность которого выполнена с профилем, соответствующим сечению стерж ня 5 обмотки,и снабженный приводом 1 его поворота, В корпусе под гибочной оправкой 2 выполнена прорезь 12 . (фиг, 3) для размещения рычага 10, Гибочная оправка 2 ра;змещена на корпусе 1 под углом, соответствующим углу подъема лобовой части стержня 5, а в элементе 6 для ограничения перемещения стержня 5 выполнены прорези 13 для выемки стерлсня 5, Устройство содержит также механиз 14 крепления стержня 5 с приводом 15 Устройство для формообразования перехода из пазовой в лобовую части стержневой обмотки электрической машины работает следующим образом. в исходном положении гибочный рычаг 3 с элементом 4 для гибки стержня 5 приводом 9 отводится вверх выше уровня элемента 6 для ограничения пе ремещения стержня 5 и разворачивается примерно на 180 (гибочный рычаг 3 отсоединяется с помощью соединител Н.ОГО элемента 7 от привода 8), Производят установку стержня 5 таким образом, чтобы его транспонированная часть располагалась симметрично гибочным оправкам 2 (левая оправка не показана), С помощью механизма 14 производится закрепление стержня 5, Производят поворот гибочного рычага 3, его опускание и соединение с помощью соединительного элемента 7 с приводом 8, Приводом 11 рычаг 10, на рабочей поверхности которого размещен стержень 5, поворачивается на угол, соответствующий углу подъема лобовой части стержня 5 (положение 1), Включается привод 8, воздействующий на гибочный рычаг 3, и элемент 4 осуществляет гибку стержня 5 вокруг гибочной оправки 2,расположенной под углом, соответствукяцим углу подъема лобовой части стержня(положение 11), Сверху положение стержня 5 ограничивается элементом 6, Выемка отформованного стержня 5 производится в следующей- последовательности. Приводом 8 гибочный рычаг 3 с элементом 4 возвращается в исходное положение, снимается соединительный элемент 7 между приводом В и гибочным рычагом 3, Приводом 9 гибочный рычаг 3 с элементом 4 поднимается выше уровня элемента 4 для ограничения перемещения стержня и разворачивается на угол примерно 180® Приводом 11 рычаг 10 возвращается в исходное положение, приводом 15 стержень 5 освобождается от механизма крепления стерисня, смещением в сторону от гибочных оправок 2 стержень 5 выводится из зоны элемента б и вынимается из устройства. Изобретение позволяет повысить производительность за счет ме санизации операции формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержневой обмотки электрических машин. Формула изобретения 1. Устройство для формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержневой обмотки электрической машины, содержащее корпус,, установленную на корпусе гибочную оправку с расположенными на ней гибочным рычагом с элементом для гибки стержня, соединенным с приводом его поворота, и элементом для ограничения перемещения стержня, и механизм крепления стержня, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности, оно содержит механизм формообразования перехода из пазовой в лобовую часть стержня, расположенный под гибочной оправкой и выполненный в виде рычага, рабочая поверхность которого выполнена с профилем, соответствующим сечению стержня обмотки, и снабженный приводом его поворота, гибочная оправка размещена на корпусе под углом, соответствую.щим углу подъема лобовой части стер ня, а в элементе для ограничения пе ремещения стержня выполнены прорези для выемки стержня. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что гибочный рычаг снабжен приводом его воэвратнр-поступательного и вращательного перемещений, Источники информацииг принятые во внимание при 1. Блюменкранц Д.Н. и др. Техно логия крупного электромаошносхроеии). Ч. 1. Турбогенераторы, Л. Энергия , с. 1-17., 2.Миропольский М.А. и Горвннг Aillf, Механизация процесса гибких стержне статорной обмотки турбогенераторов Сборник рационализаторских предпоже НИИ, 1972, 7(246), с. 15, риС. 2,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шаблон-оправка для гибки секций обмоток электрических машин | 1983 |
|
SU1157619A1 |
Способ изготовления секций обмоток электрических машин и устройство для его осуществления | 1982 |
|
SU1023552A1 |
Устройство для изготовления катушек обмотки статора электрической машины | 1979 |
|
SU864444A1 |
Станок для изготовления стержневых обмоток электрических машин | 1982 |
|
SU1072193A1 |
Устройство для рихтовки статорных катушек электрических машин | 1983 |
|
SU1157620A1 |
Устройство для укладки катушек всыпной обмотки в пазы статора электрической машины | 1982 |
|
SU1064382A1 |
ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КОРОТКИМ ВЫЛЕТОМ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ | 2003 |
|
RU2310965C2 |
Станок для растяжки и формовки обмоток электрических машин из лодочки в секцию | 1989 |
|
SU1737637A1 |
Устройство для изолирования пазов магнитопроводов электрических машин | 1984 |
|
SU1334296A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1690088A1 |
Фиг.1 6 ./ ///
б-Б
Tl
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1981-05-08—Подача