Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь зовано для монтажа и наладки турбоагрегатов. Известен способ измерения несоосности роторов ДВ.УХ сопрягаемых ма , при котором на выходные концы валов устанавливают приспособления с измерительньами поверхностями, измеряют расстояние между ними не менее чем в трех точках и определяют величины, характеризующие взаимное положение роторов. Затем совмес но поворачивают роторы так, чтобы измерительные поверхности приходили в одну и ту же пространствённую точ ку и каждый раз измеряют расстояние между измерительными првёрхностя- ми в этой точк. По рёзультатгил второй серии измерений вносят попра ку в результат первой серии .IJ. Недостатками этого способа являются высокая трудоемкость и низкая точнсхзть, связанные с тем, что треб ется как минимум два совместных поворота роторов, при которых происходит их осевой сдвиг и вносится ошибка в величину поправки. Наиболее близким к изобретению является способ измерения нессюснос ти роторов турбоагрегата заключающийся в том, что располагают в противоположных точках полумуфт в торцевом в радиальном направлениях датчики зазоров, .устанавливают при неподвижных роторах относительные нуле- вые зазоры между рабочими поверхнос тями одноименных датчиков, осуществляют совместный поворот роторов и по величине относительного изменения зазоров между рабочими поверхностями одноименных датчиков в торцовом и радиальном направлениях, определяют несоосность роторов Недостатками известного способа являются большая трудоемкость и низкая точность, связанные с высокой трудоемкостью синхронного вращения роторов турбоагрегата и ошибкой которая возникает от относительного осевого сдвига роторов. При таком способе для определения несоосности необходимо проводить измерения как минимум в четырех положениях (О, 90 180 и 270°) после последователь ного поворота роторов. Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение точности определения несоосности роторов турбоагрегата.
Цель достигается тем, что согласно способу измерения несоосности роторов турбоагрегата, заключающемуся в том, что располагают в противоположных точках полумуфт в торцевом и- радиальном направлениях датчи ки зазоров, устанавливают при неподвижных роторах относительные нулевые зазоры между рабочими поверхностями одноименных датчиков, осуществляют совместный поворот роторов и по величине.относительного изменения зазоров между рабочими поверхностями одноиме нных датчиков в торцовом и радиальном направлениях определяют несоосность роторов, относительные нулевые зазоры и торцовом и радиальном направлениях устанавливают в двух взаимо перпендикулярных плоскостях, а роторы поворачивают на полоборота.
На чертеже показаны соединительные полумуфты роторов с установленными приспособлениями для осуществления способа.
На полумуфты 1 и 2 надев,.ют приспособления 3 и 4 с четырьмя датчиками перемещения 5-8, расположенными в противоположных точках полумуфт. Датчик 5 предназначен для измрения относительного радиального смещения в вертикальной и датчик б в горизонтальной плоскостях. Датчик 7 - для измерения относительного торцового смещения излома осей в вертикальной и датчик 8 - в горизонтальной плоскостях. Расположение и крепление датчиков в горизонтальной и вертикальной плоскостях одинаковое и может быть выполнено при помощи стальной ленты с натяжным устройством.
Приспособления 3 и 4 укрепляют так, чтобы один электрод каждого датчика, укрепленный жестко на приопособлении 3, после установки находился напротив своего второго , электрода, закрепленного на микромерическом винте 9 на приспособлении
Способ бсуществляется следующим образом.
При помощи микрометрических винтов 9 подвижные электроды датчиков перемещаются до тех пор, пока между рабочими поверхностями датчиков не образуется зазор, при наличии которого датчик будет обладать достаточной чувствительностью.
Попарно одноименные датчики, расположенные на концах одного диаметр подключаются,к измерительному прибору и с помощью микрометрических винтов 9 устанавливают одинаковые зазоры (относительные нулевые), т.е устанавливают нуль измерительного , прибора.
Затем осуществляют совместный полуоборот роторов (поворот на 180
после чего попарно одноименные датчики подключаются к измерительному прибору и измеряют относит льное радиальное смещение и осевой излом в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Вид приспособлений 3 и 4 и расположение на них датчиков могут отличаться от описанных. Например, датчики для измерения относительного изменения торцовых зазоров могут быть установлены в специально просверленные отверстия в одной из полумуфт. Вторыми электррдами этих датчиков будет являться торцовая поверхность противоположной полумуфты.
в качестве датчиков 5-8 могут использоваться любые индуктивные или емкостные датчики перемещений, обладающие достаточной чувствительностью и точностью в диапазоне до 5 мм.
Преимуществом изобретения является снижение трудоемкости за счет сокращения количества поворотов роторов и необходимых подготовительных и измерительных операций, более чем в два раза.
Повышена точность определения насоосности роторов, что позволяет исключить необходимость перецентровок роторов и улучшить динамические и статические характеристики турбоагрегата за счет более точной центровки роторов.
Предлагаемый способ позволяет сократить сроки центровки роторов турбоагрегата, т.е. уменьшает время ремонтных и пусконаладочных работ. 1 Формула изобретения
Способ измерения несоосности роторов турбоагрегата, заключающийся в том, что располагают в противоположных точках в торцовом и радиальном направлениях датчики зазоров, устанавливают при неподвижных роторах относительные нулевые зазоры между рабочими поверхностями одноименных датчиков, осуществляют совместный поворот ротордв и по величине относительного изменения зазоров между рабочими поверхностями одноименных датчиков в торцовом и радиальном направлениях определяют несоосность роторов, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения точносг ти, относительные нулевые зазоры в торцовом и радиальном направлениях устанавливают в двух взаимно пер- пендикулярных плоскостях, а роторы поворачивают на полуоборота.. Источники информации/ принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР №493618, кл. G 01 В 5/24, 1975.
2.Авторское свидетельство СССР № 145004, кл. G 01 В 7/31, 1962. .(прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ измерения несоосности валов | 1987 |
|
SU1456757A1 |
Способ центровки турбоагрегата | 1989 |
|
SU1663390A1 |
Устройство для измерения несоосности валов | 1989 |
|
SU1793203A1 |
Способ центровки роторов | 1977 |
|
SU771458A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СООСНОСТИ ВАЛОВ ВРАЩАЮЩИХСЯ АГРЕГАТОВ | 1996 |
|
RU2098753C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ВАЛОВ | 2012 |
|
RU2500981C2 |
ЛЕГКОСЪЕМНОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ КРЕПЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ | 2013 |
|
RU2519996C1 |
Устройство для центровки валов | 1989 |
|
SU1633270A1 |
Устройство для автоматизированного контроля соосности и центровки механических конструкций | 2016 |
|
RU2639993C1 |
СПОСОБ ПРИЦЕНТРОВКИ ПО ПОЛУМУФТАМ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ К БАЗОВОМУ РОТОРУ | 1998 |
|
RU2152520C1 |
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1980-04-25—Подача