СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОШТАМПОКАТАНЫХ КОЛЕС Российский патент 1994 года по МПК B21H1/04 

Описание патента на изобретение RU2010654C1

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению цельноштампокатаных железнодорожных колес путем горячей деформации штучных заготовок.

Известен способ изготовления железнодорожных колес, включающий осадку и формовку колесной заготовки, прокатку колеса, выгибку диска, калибровку обода, изготовление базового технологического пояска на ободе, причем изготовление пояска осуществляют одновременно с прокаткой колеса, а с выгибкой диска и калибровкой обода-калибровку пояска. Недостатком этого способа является нестабильность качества формы технологического пояска при прокатке колес диаметром менее 950 мм, т. е. при ограниченной величине раскатки обода по диаметру. При этом, чем меньше диаметр колеса, тем хуже выполняется по форме и размерам базовый технологический поясок.

В качестве прототипа принят известный способ изготовления цельноштампокатаных колес, преимущественно диаметром менее 950 мм, заключающийся в том, что предварительное формообразование базового технологического пояска осуществляют в процессе формовки колесной заготовки, а в процессе прокатки колеса осуществляют раскатку базового пояска по диаметру. По этому способу заготовку осаживают плоскими плитами, осуществляют разгонку центральной зоны металла, формовку заготовки с формообразованием базового технологического пояска на внутренней поверхности обода, прокатку колеса с одновременной раскаткой по диаметру этого пояска.

Процесс прокатки колес на действующих отечественных и зарубежных колесопрокатных станах разделяется на три этапа: на первом этапе прокатывается нажимными и коренными валками гребень колеса, на втором - наклонными и нажимными валками раскатывается обод и диск по диаметру, на третьем - при зафиксированных нажимных и наклонных валках осуществляется полировка обода.

Однако часто при повышенных обжатиях обода по ширине, по боковым поверхностям начальными конусами наклонных валков в первый период (при прокатке колес из заготовок повышенной массы, повышенной температуры) образующиеся на внутренней поверхности ободе наплывы металла в дальнейшем, на втором этапе прокатки раскатываются в плены, что требует последующего ремонта механической обработкой.

Задача данного способа заключается в том, чтобы для колес диаметром менее 850 мм технологический поясок получать прокаткой на стане без предварительного его формирования на прессе и тем самым избежать образования наплывов металла на внутренней поверхности обода. Решение данной задачи обеспечивает повышение качества колес за счет исключения пленообразования на ободе колес в процессе его раскатки по диаметру.

Данный способ включает следующие операции: осадку и формовку колесной заготовки, прокатку колеса, в процессе которой ведут осадку обода по ширине с предварительной прокаткой реборды и раскатку обода и диска по диаметру, последующую полировку обода в фиксированном положении нажимных валков и формообразование базового технологического пояска, при этом отличием данного способа от известного является то, что формообразование базового технологического пояска начинают одновременно с началом раскатки обода и диска по диаметру, при этом фиксацию нажимных валков осуществляют через 1-1,5 с после начала полировки обода.

На чертеже показаны отформованная заготовка с базовым технологическими пояском на ободе (профиль показан толстой линией) и заготовка после осадки обода по ширине на стане и выкатки гребня, т. е. перед раскаткой обода по диаметру (профиль показан тонкой линией).

Формовку заготовки с формообразованием базового технологического пояска 1 на внутренней поверхности обода осуществляют в три этапа: на первом этапе прокатывается нажимными 2 и коренными валками гребень 3 колеса при одновременной осадке обода по ширине, происходит обжатие боковых поверхностей 6 и 7 начальными конусами 8 и 9 наклонных валков 4 и 5. При этом на колесопрокатный стан подается заготовка с равномерными уклонами внутренней поверхности 10 и 11 обода без предварительно оформленного базового пояска. На втором этапе наклонными и нажимными валками обод и диск раскатывается по диаметру с одновременным выполнением базового технологического пояска. На третьем этапе в процессе полуправки фиксируют (прекращают линейное перемещение) наклонные валки, а нажимные фиксируют по прошествии 1. . . 1,5 с после начала этапа полировки. При этом технологический поясок выполняют окончательной требуемой формы и размерами. Фиксация нажимных валков в пределах 1-1,5 с после начала полировки обусловлена тем, что дополнительное обжатие внутренней поверхности обода и выравнивание этих обжатий необходимо минимум за один оборот заготовки, а обороты заготовки в стане соответствуют пределу 1-1,5 с.

Выполнены прокатки опытных партий колес диаметром 850 мм в колесопрокатном цехе НТМК, при этом закатов на внутренней поверхности обода не образуется, а технологический поясок удовлетворяет требованиям чертежа, т. е. принятая совокупность признаков является достаточной для достижения цели.

П р и м е р. В колесопрокатном цехе НТМК при изготовлении цельнокатаных железнодорожных колес диаметром 850 мм с базовым технологическим пояском на внутренней поверхности обода использовали исходные заготовки диаметром 550 мм и высотой 270 мм, массой 450 кг. Заготовки нагревали в кольцевой печи в течение 5 ч до 1280оС, на прессе усилием 3000 т. с. осаживали гладкими плитами на 30% высоты, осаживали в технологическом кольце до полного его заполнения металлом, осуществляли разгонку металла пуансоном, формировали обод и ступицу на прессе усилием 7000 т. с. На колесопрокатном стане на первом этапе нажимными и коренными валками прокатывали гребень и наклонными валками осаживали обод по ширине. При этом наплывов на внутренней поверхности обода не образовывалось из-за наличия до 19о уклона этой поверхности. На заключительном третьем этапе прокатки (полировке) фиксировали *прекращали линейное перемещение) наклонных валков, а нажимные валки фиксировали через 1,5 с после начала полировки. При этом в течение 1,5 с продолжалось выравнивание обжатий внутренней поверхности обода (зоны технологического пояска) средними конусами наклонных валков без раскатки колеса по диаметру, чем обеспечивалось получение пояска требуемой конфигурации. (56) Авторское свидетельство СССР N 497078, кл. В 21 Н 1/02, опублик. 1976.

Бибик Г. А. и др. Производство железнодорожных колес, М. : Металлургия, 1982, с. 115-116.

Авторское свидетельство СССР N 1516205, кл. В 21 Н 1/04, опублик. 1989.

Похожие патенты RU2010654C1

название год авторы номер документа
Способ получения заготовок изделий типа железнодорожных колес 1989
  • Кузьмичев Вячеслав Михайлович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Токмаков Анатолий Митрофанович
  • Раслин Владимир Абрамович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Королев Сергей Александрович
  • Тагунов Александр Александрович
SU1682021A1
Способ изготовления цельноштампокатаных колес 1987
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Корж Василий Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Крашевич Виктор Наумович
SU1516205A1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ОСАДКЕ ЗАГОТОВОК 1996
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Шегусов Алексей Мартынович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Петренко Юрий Петрович
RU2105629C1
Способ прокатки железнодорожных колес 1978
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Бабушкин Анатолий Петрович
SU721201A1
Способ прокатки железнодорожных одноребордных колес малого диаметра 1990
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Папученко Василий Васильевич
  • Тимаков Геннадий Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Корж Дмитрий Васильевич
  • Колисниченко Владимир Васильевич
SU1779454A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1992
  • Валетов М.С.
  • Тубольцев Ю.Г.
  • Дьяков А.М.
  • Киричков А.А.
  • Васильковский В.П.
  • Блик Ф.С.
  • Игнатьев Ю.П.
  • Кузьмичев М.В.
RU2030947C1
Способ прокатки железнодорожных колес 1992
  • Ласточкин Александр Михайлович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Госьков Анатолий Игнатьевич
  • Орлов Борис Яковлевич
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
SU1831401A3
Способ изготовления изделий типа колес 1982
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Каблуков Георгий Александрович
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
  • Макаева Татьяна Сергеевна
SU1016001A1
Способ изготовления штампокатан-НыХ КОлЕС 1978
  • Чернобривенко Юрий Сергеевич
  • Кузьмичев Вячеслав Михайлович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Серяченко Виктор Константинович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Мезенин Геннадий Филиппович
SU795668A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1993
  • Дьяков Александр Михайлович[Ru]
  • Шегусов Алексей Мартынович[Ru]
  • Немчинов Владимир Андрианович[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Мирошниченко Николай Григорьевич[Ua]
  • Парышев Юрий Михайлович[Ru]
  • Агеенко Юрий Яковлевич[Ru]
RU2039626C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 010 654 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОШТАМПОКАТАНЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению цельноштампокатаных железнодорожных колес путем горячей деформации штучных заготовок. Сущность изобретения: на первом этапе прокатывают гребень колеса при одновременной осадке обода по ширине. На втором этапе обод и диск раскатывается по диаметру с одновременным выполнением базового технологического пояска. На третьем этапе в процессе полуправки фиксируют наклонные валки, а нажимные фиксируют по прошествии 1 . . 1,5 с после начала этапа полировки. Данный способ обеспечивает исключение пленообразования на ободе колес в процессе его раскатки по диаметру, тем самым повышается качество колес. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 010 654 C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОШТАМПОКАТАНЫХ КОЛЕС диаметром менее 950 мм, включающий осадку и формовку колесной заготовки, прокатку колеса, в процессе которой ведут осадку обода по ширине с предварительной прокаткой реборды и раскатку обода и диска по диаметру, последующую полировку обода при фиксированном положении нажимных валков и формообразование базового технологического пояска, отличающийся тем, что формообразование базового технологического пояска начинают одновременно с началом раскатки обода и диска по диаметру, при этом фиксацию нажимных валков осуществляют через 1 - 1,5 с после начала полировки обода.

RU 2 010 654 C1

Авторы

Дьяков Александр Михайлович

Киричков Анатолий Александрович

Третьяков Владимир Николаевич

Валетов Михаил Серафимович

Парышев Юрий Михайлович

Кузьмичев Михаил Васильевич

Паршин Владимир Андреевич

Даты

1994-04-15Публикация

1991-09-23Подача