Изобретение относится к шахтным транспортным средствам, применяемым в горной промышленности, и предназначено для обеспечения спуска и подъема в клети по вертикальному стволу элементов арочной крепи длиной, превышающей длину этой клети, а также для транспортирования элементов крепи по горным выработкам.
Известно устройство для доставки арочной крепи в шахту, содержащее доставочную тележку и ориентирующий механизм, включающий подрамник и поворотную колонку с шарнирно укрепленной на ней консольной стрелкой, на которой установлена каретка с грузовым крюком, привод для перемещения каретки и зажимы для удержания крепи [1] .
Это устройство требует для выполнения операции вписывания элементов крепи в габариты клети напряженного и длительного физического труда, связанного с поднятием консольной стрелы и перемещением каретки. Кроме того, устройство имеет сложную конструкцию и недостаточную поперечную и продольную устойчивость.
Известно устройство для доставки арочной крепи в шахту, содержащее доставочную тележку и ориентирующий механизм, состоящий из ориентирующей, смонтированной на полу клети, тележки с опорными катками, расположенными с возможностью взаимодействия с поддоном для укладки арочной крепи роликоопорами, и направляющей в виде ролика, расположенного на боковой стенке клети [2] . Для возможности доставки клетью различных типоразмеров арочной крепи необходима дополнительная конструктивная доработка клети.
Устройство имеет ряд конструктивных и эксплуатационных недостатков. Тележка этого устройства отличается сложностью конструкции, т. к. привод тягового каната и каретка являются неотъемлемой ее частью, хотя используется только при выполнении операции спуска груза в клети. Учитывая то, что для доставки арочной крепи на шахте необходимо иметь не менее десятки таких устройств, нерационально на каждом из них размещать привод и каретку с кронштейнами, тем самым утяжеляя доставочную тележку. Кроме того, не обеспечивается вписывание в люк клети элементов крепи с различной кривизной, т. к. отсутствует возможность изменения кривизны криволинейных направляющих.
Целью изобретения является повышение надежности и безопасности ведения работ.
Предлагаемое устройство позволит упростить конструкцию, снизить массу, стоимость и расширить технические возможности за счет исключения привода из устройства. Вместо привода предлагается использовать стационарно установленные на шахтных подъемах и руддворах маневровые лебедки при полиспастной схеме заводки гибкого тягового органа в устройстве.
Поставленная цель достигается тем, что устройство, включающее доставочную тележку, гибкий тяговый орган с приводом и ориентирующий механизм с отклоняющими блоками и ориентирующей тележкой, имеющей регулируемые по высоте криволинейные направляющие, установленные по обе стороны рельсовой колеи, ориентирующий механизм снабжен желобообразной направляющей с компенсирующим канатом, связанным полиспастом с гибким тяговым органом, которая установлена поперек днища доставочной тележки в средней ее части, и захватом, установленным на криволинейных направляющих и выполненным в виде замкнутой контршины, имеющей упоры для ограничения обратного хода доставочной тележки от ее опрокидывания при заезде на криволинейные направляющие.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство перед заводом загруженной доставочной тележки в клеть, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, после заводки крепи в люк клети, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид сверху.
Устройство для доставки арочной крепи в шахту содержит доставочную тележку 1 и ориентирующий механизм. Доставочная тележка 1 имеет поддон 2, зажимы 3 для удержания элементов арочной крепи 4, желобообразную направляющую 5, расположенную поперек днища в средней ее части, в которой размещен компенсирующий канат 6, связанный полиспастом с гибким тяговым органом 7 ориентирующего механизма.
Ориентирующий механизм представляет собой ориентирующую тележку 8 с криволинейными направляющими 9, отклоняющими блоками 10, захватом в виде замкнутой контршины 11 для ограничения колес доставочной тележки 1 от опрокидывания и смещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. На криволинейных направляющих 9 размещены упоры 12 с пружинами 13, эксцентрично и шарнирно закрепленные попарно на общих осях 14, которые связаны между собой рычагами 15. Опоры 16 выполнены регулируемыми по высоте. Для фиксации ориентирующей тележки предусмотрены зацепы 17, а для заводки петли гибкого тягового органа 7 служит блок 18 и прицепное устройство 19, связанное с тяговым канатом 20 привода 21. В клети 22 ориентирующая тележка 8 фиксируется зацепами 17 к рельсам 23.
Предлагаемое устройство работает следующим образом. На поверхностном складе производится доставочной тележки 1 на поддон 2 элементами арочной крепи 4 и закрепление их зажимами 3. Загруженные тележки 1 устройства транспортируются к стволу. В клети 22 устанавливается ориентирующая тележка 8 и с помощью зацепов 17 стопорится за рельс 23, после чего обе ветви гибкого тягового органа 7 с помощью быстроразъемных элементов соединяют с петлями компенсирующего каната 6 ориентирующего механизма. Тяговый канат 20 привода 21 соединяют с прицепным устройством 19 блока 18 петли гибкого тягового органа 7. При включении привода 21 гибкий тяговый орган 7, проходя через направляющие блоки, перемещает доставочную тележку 1, загруженную элементами арочной крепи 4 по криволинейным направляющим 9, при этом синхронность работы обеих ветвей поддерживается перемещением компенсирующего каната 6 в желобообразной направляющей 5, а сама доставочная тележка 1, попадая своими колесами в контуры контршины 11, воздействует на упоры 12, утапливает их, а после прохода стопорит доставочную тележку 1 от скатывания вниз на всех участках подъема. После заводки концов пакета элементов арочной крепи 4 в люк клети 22 при вписывании доставочной тележки 1 в габарит клети привод 21 выключается и в таком положении клеть 22 опускают по стволу.
После прихода клети 22 на нужный горизонт шихты производится выдача тележки 1 из клети 22 путем переподъема и реверсирования привода 21, утапливая при этом упоры 12, освобождая колеса доставочной тележки 1. Процесс выдачи груженой тележки 1 заканчивается отсоединением гибкого тягового органа 7 от компенсирующего каната 6 ориентирующего механизма тележки. Тележка 1 с грузом транспортируется к месту потребления, а ориентирующая тележка 8 выдается "на гора" для спуска следующей груженой тележки 1.
Пустые тележки I выдаются из шахты обычным путем, т. е. без применения ориентирующей тележки 8.
Выдача ориентирующей тележки 8 из клети 22 производится в следующем порядке: освобождаются зацепы 17, с помощью электровоза тележка 8 убирается из зоны клети подъема. (56) Авторское свидетельство СССР N 1467216, кл. E 21 F 13/04, 1989.
Авторское свидетельство СССР N 1472702, кл. E 21 F 13/04, 1989.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для доставки арочной крепи в шахту | 1990 |
|
SU1723345A1 |
Устройство для доставки пакетированных и штучных грузов в шахту | 1989 |
|
SU1668701A1 |
КАНАТНО-РЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА | 1991 |
|
RU2029696C1 |
ТРАНСПОРТНАЯ КАНАТНАЯ УСТАНОВКА С ЗАМКНУТЫМ ТЯГОВЫМ КАНАТОМ | 1990 |
|
RU2035334C1 |
Подвесная канатная дорога для транспортировки груза | 1969 |
|
SU555034A1 |
Транспортная система | 1990 |
|
SU1729859A1 |
Канатная дорога | 1986 |
|
SU1414689A1 |
Сцепной механизм для механизированных комплексов | 1981 |
|
SU1120113A1 |
УСТРОЙСТВО для ПОДДЕРЖАНИЯ ТЯГОВОГО КАНАТА | 1971 |
|
SU300360A1 |
Устройство для доставки длинномерного груза в шахту | 1987 |
|
SU1460345A1 |
Сущность изобретения: устройство включает доставочную тележку, гибкий тяговый орган с приводом и ориентирующий механизм с отклоняющими блоками и ориентирующей тележкой, имеющей регулируемые по высоте криволинейные направляющие, установленные по обе стороны рельсовой колеи. Ориентирующий механизм снабжен желобообразной направляющей с компенсирующим канатом, связанным полиспастом с гибким тяговым органом, которая установлена поперек днища доставочной тележки в средней ее части, и захватом, установленным на криволинейных направляющих и выполненным в виде замкнутой контршины, имеющей упоры для ограничения обратного хода доставочной тележки. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Авторы
Даты
1994-04-15—Публикация
1991-06-24—Подача