Изобретение относится к средствам транспорта с замкнутым тяговым канатом и предназначено для транспортирования материалов, оборудования и людей, в основ- ном по горным выработкам со знакопеременным профилем рельсового пути, в которых невозможна локомотивная откатка и откатка концевым канатом.
Известны зарубежные шахтные канатные дороги с замкнутым тяговым канатом, работающие на рельсовом пути из спецпрофиля и предназначенные для доставки материалов, оборудования и людей. Подвижной состав этих дорог, перемещаемый канатным приводом со шкивом трения, состоит из буксировочной тележки и постоянно сцепленных с нею грузовых и пассажирских тележек (платформ).
Недостатком этих канатных дорог является невозможность перехода на их путь подвижного состава примыкающей локомотивной откатки, из-за чего необходимы пе- регрузочные операции, при этом повышается трудоемкость и травматизм при их выполнении. Кроме этого, при эксплуатации таких дорог в выработках со знакопеременным профилем пути, в которых чередуются спуски и подъемы пути, движение состава на подъем происходит в режиме толкания, что вызывает дополнительные сопротивления и нагрузки в системе подвижной состав - рельсовый путь.
Известна шахтная канатная дорога, содержащая путь из обычных шахтных рельсов, подвижной состав, состоящий из буксировочной тележки, пассажирских тележек и шахтных вагонеток, привод со шкивом трения, замкнутый тяговый канат, направляющие ролики и концевую станцию.
Недостатком этой дороги является недостаточная надежность и безопасность при работе в выработках со знакопеременным профилем пути, так как при движении состава дороги в режиме толкания на участках подъема рельсового пути возникают дополнительные сопротивления перемещению состава из-за перекосов тележек, снаб- женных стабилизирующими катками, и возможен сход с рельсов (бурение) шахтных грузовых вагонеток, которые не оборудованы стабилизирующими катками.
Известна также шахтная канатная дорога, обеспечивающая движение состава в режиме тяги на преобладающем уклоне и работающая на обычном рельсовом пути. Она включает в себя рельсовый путь, подвижной состав из двух буксировочных тележек и шахтных грузовых вагонеток, перемещаемый замкнутым тяговым канатом.
Буксировочные тележки постоянно соединены с тяговым канатом, а также соединены между собой гибкой сцепкой (отрезком каната) постоянной длины, величина которой превышает наибольшую длину максимально возможной длины состава размещаемых между буксировочными тележками шахтных вагонеток. Это необходимо для обеспечения маневров по
0 формированию состава на сопряжениях выработок и на приемных площадках, где устанавливаются стрелочные переводы; при этом состав шахтных вагонеток может быть сцеплен только с одной буксировочной те5 лежкой - той, которая является головной (тяговой) при движении состава на подъем, а вторая буксировочная тележка (хвостовая) с составом не соединена и перемещается тяговым канатом на некотором расстоянии
0 от состава.
Недостатками данной дороги являются перецепка состава транспортных вагонеток от головной буксировочной тележки к хвостовой при движении в обратном направле5 нии, которая весьма трудоемка и небезопасна в наклонных выработках, при этом также требуется дополнительное оборудование (лебедка), кроме того, невозможно использование второй буксировочной
0 тележки для передачи и перераспределения тягового усилия, а также использование ее тормозного устройства для аварийной остановки состава транспортной системы.
Цель изобретения - повышение без5 .опасности и снижение трудоемкости работы транспортной системы./
Поставленная цель достигается тем, что транспортная система, содержащая рельсовый путь со стрелочным переводом, букси0 ровочные тележки с тормозными устройствами, размещенные между ними транспортные вагонетки, сцепленные между собой и с одной из буксировочных тележек, расположенный вдоль рельсов
5 кольцевой (замкнутый) тяговый канат, один конец которого запасован на барабане одной буксировочной тележки, снабжена для взаимодействия с тяговым канатом управляемым фрикционным устройством, смон0 тированным на другой буксировочной тележке, соединенной со смежной транспортной вагонеткой разъемным соединением, а другой конец тягового каната закреплен на раме буксировочной тележки,
5 на которой установлен барабан, причем управляемое фрикционное устройство выполнено в виде взаимодействующего с тяговым канатом шкива трения, смонтированного на другой буксировочной тележке с возможностью поворота и фиксации.Благодаря этому
предлагаемая транспортная система обеспечивает перевозку состава транспортных вагонеток, который сцеплен с обеими буксировочными тележками, независимо от количества транспортных вагонеток в составе. При этом повышается безопасность и снижается трудоемкость транспортной систе- мы, так как исключается перецепка состава транспортных вагонеток от одной буксировочной тележки к другой и, кроме того, обеспечивается равномерная передача тягового усилия обеими тележками, а также реализация тормозного усилия, создаваемого обеими тележками при аварийной остановке состава.
На фиг.1 изображена транспортная система, общий вид; на фиг.2 - буксировочная тележка с управляемым фрикционным устройством; на фиг.З - управляемое фрикционное устройство (шкив трения); на фиг.4 - вариант транспортной системы с управляемым фрикционным устройством в виде подвижных фрикционных зажимов, общий вид; на фиг.5 - буксировочная тележка с подвижными фрикционными зажимами; на фиг.6 - сечение А-А на фиг.5, подвижные фрикционные зажимы с разжимающим гидроцилиндром.
Транспортная система (фиг.1) включает рельсовый путь 1 со стрелочным переводом, участок тягового каната 2 переменной длины, являющийся продолжением тягового каната 3, буксировочные тележки 4 и 5, пассажирские тележки 6, транспортные вагонетки 7, привод дороги со шкивом 8 трения.
На одной буксировочной тележке 4 (фиг,1) смонтированы барабан 9 с запасом тягового каната и аварийная тормозная система 10. Другая буксировочная тележка 5 (фиг.1 и 2) выполнена с управляемым фрикционным устройством в виде подвижного шкива 11 трения, который может быть зафиксирован в определенном положении стопором 12, входящим в отверстие 13 шкива трения.
Буксировочные тележки 4 и 5 соединены между собой участком тягового каната 2 переменной (регулируемой) длины, которая является продолжением замкнутого тягового каната 3. Для этого участка тягового каната зависит от количества транспортных вагонеток.
Возможны и другие варианты выполнения управляемого фрикционного устройства транспортной системы, например в виде управляемых фрикционных зажимов, смонтированных на одной буксировочной тележке, который приведен на фиг,4-6.
Управляемое фрикционное устройство тележки 5 выполнено в виде фрикционных зажимов 14 (фиг.5 и 6), укрепленных на опорах 15 рамы тележки и зажимающих при
помощи пружины 1 б тяговый канат, который направляется вдоль рамы блоками 17. Для освобождения тягового каната из зажимов 14 зажимы разжимаются управляемым гидроцилиндром 18.
Транспортная система работает следующим образом.
Работа транспортной системы на приемной площадке (формирование состава). Сцепленный с обеими буксировочными
тележками состав транспортных вагонеток, который подходит к приемной площадке, перегоняется через стрелочный перевод таким образом, чтобы буксировочная тележка 5 со шкивом 11 трения (или с зажимами 14)
оказалась за стрелочным переводом, где она стопорится своим тормозным устройством и отцепляется от состава транспортных вагонеток, а шкив трения расстопаривается (или разводятся зажимы, освобождая тяговый канат). После этого приводом 8 дороги состав транспортных вагонеток, сцепленный с буксировочной тележкой 4, на которой замыкаются концы тягового каната (из-за чего она постоянно жестко соединена с тяговым канатом), перегоняется за стрелочный перевод в противоположную сторону, освобождая место для проезда через перевод электровоза, который выполняет маневровые операции по обмену транспортных
вагонеток - вывозит порожние и подает груженные вагонетки. Вагонетки сцепляются с буксировочной тележкой 4, а состав дороги перемещается к буксировочной тележке 5 с управляемым фрикционным, устройством шкивом трения, который при этом расстопо- рен, и сцепляется с ней, После фиксации шкива 11 трения (или зажатия тягового каната 2 зажимами 14) состав дороги подготовлен к движению как единое целое по
трассе со знакопеременным профилем пу- ги. При этом длина тягового каната 2 на участке между буксировочными тележками становится постоянной и определяется длиной состава транспортных вагонеток, сцепленного с обеими буксировочными тележками.
Предлагаемая транспортная система позволяет повысить безопасность, снизить трудоемкость и, кроме этого, исключить дополнительное оборудование (лебедки), в результате чего достигается значительный экономический эффект.
Предлагаемая транспортная система может найти широкое применение в угольных шахтах, в особенности в выработках со знакопеременным профилем пути. Формула изобретения 1. Транспортная система, содержащая рельсовый путь со стрелочным переводом, буксировочные тележки с тормозными устройствами, размещенные между ними транспортные вагонетки, сцепленные между собой и с одной из буксировочных тележек, расположенный вдоль рельсов приводной тяговый канат, один конец которого запасован на барабане, установленном на одной буксировочной тележке, о т- личающаяся тем, что, с целью повышения безопасности и снижения трудоемкости, она снабжена для взаимодействия с тяговым канатом управляемым фрикционным устройством, смонтированным на другой буксировочной тележке, другой конец тягового каната закреплен на одной тележке, а другая тележка соединена со смежной транспортной вагонеткой разъемным соединением.
2. Транспортная система по п.1, о т л ичающаяся тем, что управляемое фрикционное устройство выполнено в виде взаимодействующего с тяговым канатом шкива трения, шарнирно смонтированного на другой тележке с возможностью поворота и
фиксации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шахтная канатная дорога | 1982 |
|
SU1151689A1 |
КАНАТНО-РЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА (ВАРИАНТЫ) | 1998 |
|
RU2135379C1 |
КАНАТНО-РЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА | 1991 |
|
RU2029696C1 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 2000 |
|
RU2233379C2 |
Канатная дорога | 1983 |
|
SU1123912A1 |
Дорога канатная напочвенная | 1972 |
|
SU600308A1 |
Канатная дорога | 1978 |
|
SU740573A1 |
Канатная дорога | 1970 |
|
SU608006A1 |
Транспортная система | 1983 |
|
SU1245473A1 |
Канатная дорога | 1974 |
|
SU528221A1 |
Использование: в шахтных напочвенных дорогах с замкнутым тяговым канатом. Сущность изобретения: транспортная система включает рельсовый путь 1 со стрелочным переводом, гибкую канатную сцепку 2, являющуюся продолжением тягового каната 3, буксировочные.тележки 4 и 5, пассажирские тележки 6, шахтные грузовые вагонетки 7, а также привод дороги со шкивом 8 трения. Одна из буксировочных тележек выполнена с подвижным шкивом трения, который может быть зафиксирован от проворота стопором. Буксировочная тележка по второму варианту выполнения канатной рельсовой дороги снабжена (вместо шкива трения) подвижными подпружиненными зажимами, укрепленными на опорах рамы тележки. 1 з.п. ф-лы, 6 ил. сл
Фиг. з
Фиа. 4
Пёйсахович Г.Я | |||
Вспомогательный транспорт на шахтах зарубежных стран | |||
М.: Недра, 1967, с.48-53 | |||
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Канатная дорога | 1978 |
|
SU740573A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1992-04-30—Публикация
1990-04-09—Подача