Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах для изменения скорости их движения.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, связанные соответственно с двигателем и движителем, дифференциальный механизм с выходным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с основной гидромашиной, и по крайней мере одну дополнительную гидромашину [1] .
Недостаток данной коробки передач - суженные технологические и эксплуатационные возможности из-за обеспечения (при наличии в конструкции одной дополнительной гидромашины только двух передач). Дальнейшее увеличение числа передач требует увеличения и числа дополнительных гидромашин, однако при этом резко усложняется конструкция коробки передач.
Известна также коробка передач транспортного средства содержащая входной и выходной валы, связанные соответственно с двигателем и движителем, дифференциальный механизм с входным звеном; связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с основной гидромашиной, по крайней мере одну дополнительную гидромашину, по крайней мере две управляемые фрикционными элементами передачи для связи дополнительной гидромашины с входным валом/ и распределитель управления фрикционными элементами для их выборочной связи с источником рабочей жидкости и гидробаком [2] .
Недостаток данной коробки передач - суженые технологические и эксплуатационные возможности из-за обеспечения (при наличии одной дополнительной гидромашины), числа передач, определяемых количеством фрикционных элементов. Дальнейшее увеличение и числа передач требует дальнейшего увеличения числа фрикционных элементов, однако и при этом резко усложняется конструкция коробки передач.
Цель изобретения - расширение технологических возможностей путем увеличения числа обеспечиваемых передач при одновременном упрощении конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства дополнительная гидромашина снабжена дополнительным трехпозиционным распределителем для прямого соединения ее магистралей с гидробаком и магистралью основной гидромашины, обратного соединения с названными элементами или соединения с гидробаком при отсоединении от магистрали основной гидромашины. Дополнительный распределитель управляется посредством двух гидроцилиндров с подпружиненными поршнями. Магистрали управления гидроцилиндров связаны с дополнительными линиями основного распределителя, выполненного пятипозиционным, для их выборочной связи с источником рабочей жидкости и гидробаком.
Дополнительную гидромашину можно снабжать третьей передачей, управляемой фрикционным элементом, а основной распределитель, выполняемый семопозиционным, снабжать дополнительной линией для выборочной связи фрикционного элемента с источником рабочей жидкости и гидробаком.
Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает расширение ее технологических возможностей путем увеличения числа обеспечиваемых передач при одновременном упрощении конструкции.
На фиг. 1 показана схема коробки передач на основе двухскоростного привода дополнительной гидромашины; на фиг. 2 - фрагмент схемы коробки передач на основе трехскоростного привода дополнительной гидромашины.
Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, связанные соответственно с двигателем и движителем (не показаны), дифференциальный механизм 3 с входным звеном 4, связанным с входным валом 1, выходным звеном 5, связанным с выходным валом 2, и промежуточным звеном 6, связанным с основной гидромашиной 7, по крайней мере одну дополнительную гидромашину 8, по крайней мере две управляемые фрикционными элементами 9, 10 передачи 11, 12 для связи дополнительной гидромашины 8 с входным валом 1, и распределитель 13 управления фрикционными элементами 9, 10 для их выборочной связи с источником рабочей жидкости 14 и гидробаком 15. Дополнительная гидромашина 9 снабжена дополнительным распределителем 16 с позициями 17, 18, 19 - для прямого соединения ее магистралей 20, 21 с гидробаком 15 и магистралью 22 основной гидромашины 7 (поз. 17), обратного соединения с названными элементами (поз. 19) или соединения с гидробаком 15 при отсоединении от магистрали 22 основной гидромашины 7. Управление дополнительным распределителем 16 осуществлено посредством гидроцилиндров 23, 24 с подпружиненными поршнями, а магистрали 25, 26 гидроцилиндров 23, 24 связаны с дополнительными линиями основного распределителя 13, выполненного с пятью позициями 27, 28, 29, 30, 31, для выборочной связи магистралей 25, 26 с источником рабочей жидкости 14 и гидробаком 15.
Для дальнейшего расширения числа обеспечиваемых коробкой передач дополнительную гидромашину 8 можно снабжать третьей управляемой фрикционным элементом 32 передачей 33, а основной распределитель 13, выполняемый семипозиционным с дополнительными позициями 34, 35 - дополнительной линией 36 для выборочной связи фрикциона 32 третьей передачи 33 с источником рабочей жидкости 14 в позициях 34, 35 и гидробаком 15 в поз. 27-31 (фиг. 2). Возможно и большее число передач между дополнительной гидромашиной 8 и входным валом 1, а также и использование в предложенной коробке передач и нескольких дополнительных гидромашин, связанных с входным валом 1.
Принцип работы предложенной коробки передач транспортного средства, заключающийся в изменении скорости выходного вала 2 при постоянной скорости входного вала 1, основан на изменении количества подачи рабочей жидкости между гидромашинами 7, 8. В первой поз. 27 распределителя 13, что соответствует включению передачи 11 и поз. 17 распределителя 16, за счет максимальной подачи от гидромашины 7 в гидромашину 8 скорость обратного вращения ее максимальна, во второй позиции 28 распределителя 13, что соответствует включению передачи 12 и позиции 17 распределителя 16, за счет уменьшения подачи от гидромашины 7 в гидромашину 8 скорость обратного вращения ее получает уменьшенное значение, в третьей позиции 29 распределителя 13, что соответствует отключению передач 11, 12 и включению позиции 18 распределителя 16, подача рабочей жидкости между гидромашинами 7, 8 прекращается и гидромашина 7 получает нулевую скорость, в четвертой позиции 20 распределителя 13, что соответствует включению передачи 12 и позиции 19 распределителя 16, за счет уменьшенной подачи от гидромашины 8 в гидромашину 7 она получает уменьшенную скорость прямого вращения, и в пятой позиции 31 распределителя 13, что соответствует включению передач 11 и поз. 19 распределителя 16, за счет максимальной подачи от гидромашины 8 в гидромашину 7 она получает максимальную скорость прямого вращения, соответственно с изменением скорости гидромашины 7. Аналогичное изменение скорости получает и связанное с ней промежуточное звено 6 дифференциального механизма 3, что при постоянной скорости входного звена 4 изменяет скорость выходного звена 5.
Наличие дополнительной передачи 33 между дополнительной гидромуфтой 8 и входным валом 1 (фиг. 2), а также и других дополнительных передач увеличивает в каждом случае число обеспечиваемых коробкой передач транспортному средству скоростей движения на две.
Таким образом, снабжение дополнительной гидромашины дополнительным трехпозиционным распределителем для прямого соединения ее магистралей с гидробаком и магистралью основной гидромашины, обратного соединения с названными элементами, или соединения с гидробаком при отсоединении от магистрали основной гидромашины, осуществление управления дополнительным распределителем посредством двух гидроцилиндров с подпружиненными поршнями, а также связь магистралей управления гидроцилиндров с дополнительными линиями основного распределителя, выполненного пятипозиционным, для их выборочной связи и источником рабочей жидкости и гидробаком, обеспечивает расширение технологических возможностей коробки передач путем увеличения числа обеспечиваемых транспортному средству передач при одновременном упрощении ее конструкции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ЗАДНЕГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНОГО ТРАКТОРА | 1991 |
|
RU2025306C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2009900C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1530497A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1691156A2 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1049273A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1533891A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1791176A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОГИДРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2011910C1 |
Гидроходопреобразователь транспортного средства | 1988 |
|
SU1586924A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1661008A1 |
Использование: на самоходных машинах для измерения скорости их движения. Сущность изобретения: в коробке передач транспортного средства дополнительная гидромашина 8 снабжена дополнительным трехпозиционным распределителем 16 для прямого соединения ее магистралей 20 и 21 с гидробаком 15 и магистралью 22 основной гидромашины 7, обратного соединения с названными элементами или соединения с гидробаком 15 при отсоединении от магистрали 22 основной гидромашины 7. Дополнительный распределитель 16 управляется посредством гидроцилиндров 23 и 24 с подпружиненными поршнями. Магистрали 25 и 26 управления гидроцилиндров 23 и 24 связаны с дополнительными линиями основного распределителя 13, выполненного пятипозиционным, для их выборочной связи с источником рабочей жидкости 14 и гидробаком 15. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
1994-04-30—Публикация
1991-03-30—Подача