КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение RU2011557C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах для изменения скорости их движения.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, связанные соответственно с двигателем и движителем, дифференциальный механизм с выходным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с основной гидромашиной, и по крайней мере одну дополнительную гидромашину [1] .

Недостаток данной коробки передач - суженные технологические и эксплуатационные возможности из-за обеспечения (при наличии в конструкции одной дополнительной гидромашины только двух передач). Дальнейшее увеличение числа передач требует увеличения и числа дополнительных гидромашин, однако при этом резко усложняется конструкция коробки передач.

Известна также коробка передач транспортного средства содержащая входной и выходной валы, связанные соответственно с двигателем и движителем, дифференциальный механизм с входным звеном; связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с основной гидромашиной, по крайней мере одну дополнительную гидромашину, по крайней мере две управляемые фрикционными элементами передачи для связи дополнительной гидромашины с входным валом/ и распределитель управления фрикционными элементами для их выборочной связи с источником рабочей жидкости и гидробаком [2] .

Недостаток данной коробки передач - суженые технологические и эксплуатационные возможности из-за обеспечения (при наличии одной дополнительной гидромашины), числа передач, определяемых количеством фрикционных элементов. Дальнейшее увеличение и числа передач требует дальнейшего увеличения числа фрикционных элементов, однако и при этом резко усложняется конструкция коробки передач.

Цель изобретения - расширение технологических возможностей путем увеличения числа обеспечиваемых передач при одновременном упрощении конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства дополнительная гидромашина снабжена дополнительным трехпозиционным распределителем для прямого соединения ее магистралей с гидробаком и магистралью основной гидромашины, обратного соединения с названными элементами или соединения с гидробаком при отсоединении от магистрали основной гидромашины. Дополнительный распределитель управляется посредством двух гидроцилиндров с подпружиненными поршнями. Магистрали управления гидроцилиндров связаны с дополнительными линиями основного распределителя, выполненного пятипозиционным, для их выборочной связи с источником рабочей жидкости и гидробаком.

Дополнительную гидромашину можно снабжать третьей передачей, управляемой фрикционным элементом, а основной распределитель, выполняемый семопозиционным, снабжать дополнительной линией для выборочной связи фрикционного элемента с источником рабочей жидкости и гидробаком.

Введение упомянутых изменений в коробку передач транспортного средства обеспечивает расширение ее технологических возможностей путем увеличения числа обеспечиваемых передач при одновременном упрощении конструкции.

На фиг. 1 показана схема коробки передач на основе двухскоростного привода дополнительной гидромашины; на фиг. 2 - фрагмент схемы коробки передач на основе трехскоростного привода дополнительной гидромашины.

Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, связанные соответственно с двигателем и движителем (не показаны), дифференциальный механизм 3 с входным звеном 4, связанным с входным валом 1, выходным звеном 5, связанным с выходным валом 2, и промежуточным звеном 6, связанным с основной гидромашиной 7, по крайней мере одну дополнительную гидромашину 8, по крайней мере две управляемые фрикционными элементами 9, 10 передачи 11, 12 для связи дополнительной гидромашины 8 с входным валом 1, и распределитель 13 управления фрикционными элементами 9, 10 для их выборочной связи с источником рабочей жидкости 14 и гидробаком 15. Дополнительная гидромашина 9 снабжена дополнительным распределителем 16 с позициями 17, 18, 19 - для прямого соединения ее магистралей 20, 21 с гидробаком 15 и магистралью 22 основной гидромашины 7 (поз. 17), обратного соединения с названными элементами (поз. 19) или соединения с гидробаком 15 при отсоединении от магистрали 22 основной гидромашины 7. Управление дополнительным распределителем 16 осуществлено посредством гидроцилиндров 23, 24 с подпружиненными поршнями, а магистрали 25, 26 гидроцилиндров 23, 24 связаны с дополнительными линиями основного распределителя 13, выполненного с пятью позициями 27, 28, 29, 30, 31, для выборочной связи магистралей 25, 26 с источником рабочей жидкости 14 и гидробаком 15.

Для дальнейшего расширения числа обеспечиваемых коробкой передач дополнительную гидромашину 8 можно снабжать третьей управляемой фрикционным элементом 32 передачей 33, а основной распределитель 13, выполняемый семипозиционным с дополнительными позициями 34, 35 - дополнительной линией 36 для выборочной связи фрикциона 32 третьей передачи 33 с источником рабочей жидкости 14 в позициях 34, 35 и гидробаком 15 в поз. 27-31 (фиг. 2). Возможно и большее число передач между дополнительной гидромашиной 8 и входным валом 1, а также и использование в предложенной коробке передач и нескольких дополнительных гидромашин, связанных с входным валом 1.

Принцип работы предложенной коробки передач транспортного средства, заключающийся в изменении скорости выходного вала 2 при постоянной скорости входного вала 1, основан на изменении количества подачи рабочей жидкости между гидромашинами 7, 8. В первой поз. 27 распределителя 13, что соответствует включению передачи 11 и поз. 17 распределителя 16, за счет максимальной подачи от гидромашины 7 в гидромашину 8 скорость обратного вращения ее максимальна, во второй позиции 28 распределителя 13, что соответствует включению передачи 12 и позиции 17 распределителя 16, за счет уменьшения подачи от гидромашины 7 в гидромашину 8 скорость обратного вращения ее получает уменьшенное значение, в третьей позиции 29 распределителя 13, что соответствует отключению передач 11, 12 и включению позиции 18 распределителя 16, подача рабочей жидкости между гидромашинами 7, 8 прекращается и гидромашина 7 получает нулевую скорость, в четвертой позиции 20 распределителя 13, что соответствует включению передачи 12 и позиции 19 распределителя 16, за счет уменьшенной подачи от гидромашины 8 в гидромашину 7 она получает уменьшенную скорость прямого вращения, и в пятой позиции 31 распределителя 13, что соответствует включению передач 11 и поз. 19 распределителя 16, за счет максимальной подачи от гидромашины 8 в гидромашину 7 она получает максимальную скорость прямого вращения, соответственно с изменением скорости гидромашины 7. Аналогичное изменение скорости получает и связанное с ней промежуточное звено 6 дифференциального механизма 3, что при постоянной скорости входного звена 4 изменяет скорость выходного звена 5.

Наличие дополнительной передачи 33 между дополнительной гидромуфтой 8 и входным валом 1 (фиг. 2), а также и других дополнительных передач увеличивает в каждом случае число обеспечиваемых коробкой передач транспортному средству скоростей движения на две.

Таким образом, снабжение дополнительной гидромашины дополнительным трехпозиционным распределителем для прямого соединения ее магистралей с гидробаком и магистралью основной гидромашины, обратного соединения с названными элементами, или соединения с гидробаком при отсоединении от магистрали основной гидромашины, осуществление управления дополнительным распределителем посредством двух гидроцилиндров с подпружиненными поршнями, а также связь магистралей управления гидроцилиндров с дополнительными линиями основного распределителя, выполненного пятипозиционным, для их выборочной связи и источником рабочей жидкости и гидробаком, обеспечивает расширение технологических возможностей коробки передач путем увеличения числа обеспечиваемых транспортному средству передач при одновременном упрощении ее конструкции.

Похожие патенты RU2011557C1

название год авторы номер документа
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ЗАДНЕГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Бобровник Александр Иванович[By]
RU2025306C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Довнар О.К.
  • Николаенко В.Л.
  • Амельянчик В.В.
  • Трофимович М.И.
RU2009900C1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Чабан Владимир Владимирович
  • Пигуль Владимир Емельянович
SU1530497A1
Коробка передач транспортного средства 1989
  • Довнар Олег Казимирович
  • Бернштейн Израиль Моисеевич
  • Стецко Петр Александрович
SU1691156A2
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
SU1049273A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стецко Петр Александрович
SU1533891A1
Коробка передач транспортного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Трофимович Михаил Иванович
SU1791176A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОГИДРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 1991
  • Филонов И.П.
  • Черкас А.А.
RU2011910C1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1988
  • Дакимович Василий Васильевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
SU1586924A1
Коробка передач транспортного средства 1989
  • Довнар Олег Казимирович
  • Миклашевич Александр Александрович
  • Кузьмин Артур Васильевич
  • Протасеня Олег Николаевич
SU1661008A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 011 557 C1

Реферат патента 1994 года КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: на самоходных машинах для измерения скорости их движения. Сущность изобретения: в коробке передач транспортного средства дополнительная гидромашина 8 снабжена дополнительным трехпозиционным распределителем 16 для прямого соединения ее магистралей 20 и 21 с гидробаком 15 и магистралью 22 основной гидромашины 7, обратного соединения с названными элементами или соединения с гидробаком 15 при отсоединении от магистрали 22 основной гидромашины 7. Дополнительный распределитель 16 управляется посредством гидроцилиндров 23 и 24 с подпружиненными поршнями. Магистрали 25 и 26 управления гидроцилиндров 23 и 24 связаны с дополнительными линиями основного распределителя 13, выполненного пятипозиционным, для их выборочной связи с источником рабочей жидкости 14 и гидробаком 15. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 011 557 C1

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной и выходной валы, связанные соответственно с двигателем и движителем, дифференциальный механизм с входным звеном, связанным с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом, и промежуточным звеном, связанным с основной гидромашиной, по крайней мере одну дополнительную гидромашину, по крайней мере две управляемые фрикционными элементами передачи для связи дополнительной гидромашины с входным валом, и распределитель управления фрикционными элементами для их выборочной связи с источником давления рабочей жидкости и гидробаком, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем увеличения числа обеспечиваемых передач, дополнительная гидромашина снабжена гидроуправляемым трехпозиционным четырехлинейным распределителем, первая и вторая линии которого сообщены с дополнительной гидромашиной, третья линия - со сливом и четвертая - с основной гидромашиной, при этом в первой позиции первая линия сообщена с третьей, вторая - с четвертой, во второй позиции третья линия сообщена с первой и второй, в третьей позиции первая линия сообщена с четвертой, вторая - с третьей, гидроуправление трехпозиционного распределителя включает два гидроцилиндра с подпружиненными поршнями, магистрали управления которых связаны с дополнительными линиями основного распределителя, выполненного пятипозиционным, с возможностью сообщения с источником давления рабочей жидкости и гидробаком. 2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что дополнительная гидромашина снабжена третьей управляемой фрикционным элементом передачей, а основной распределитель, выполненный семипозиционным, снабжен дополнительной линией для связи фрикционного элемента с источником давления рабочей жидкости и гидробаком.

RU 2 011 557 C1

Авторы

Довнар О.К.

Черкас А.А.

Амельянчик В.В.

Трофимович М.И.

Даты

1994-04-30Публикация

1991-03-30Подача