Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Советский патент 1990 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1533891A1

С

Похожие патенты SU1533891A1

название год авторы номер документа
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Макаревич Анатолий Григорьевич
SU1421554A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1989
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Протасеня Олег Николаевич
SU1622180A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
SU1357265A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1449369A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
SU1331672A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1428602A1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
SU1049273A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
SU1357260A1
Гидромеханическая передача 1985
  • Довнар Олег Казимирович
SU1276531A1
Бесступенчатая передача для трансмиссии самоходной машины 1987
  • Волковский Вячеслав Михайлович
  • Дакимович Василий Васильевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Стецко Петр Александрович
SU1504113A1

Реферат патента 1990 года Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим трансмиссиям, используемым на тракторах и аналогичных машинах. Цель изобретения - повышение эффективности работы путем расширения диапазона бесступенчатого регулирования скорости, повышения мощности гидроотбора и обеспечения дополнительного ступенчатого изменения скорости. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит входной вал 1, связанный с двигателем 2, выходной вал 3, связанный с движителем 4, дифференциальный механизм 5 с входным звеном 6, связанным с входным валом 1, выходным звеном 7, связанным с выходным валом 3, и промежуточным звеном 8, регулируемую гидропередачу 9, первый из энергопреобразователей 10 которой связан с входным валом 1, и второй 11 - с промежуточным звеном 8 дифференциального механизма 5, распределитель 26 для отсоединения первого энергопреобразователя 10 от второго 11 или прямого и обратного подсоединения к нему и выводы 37, 38 гидроотбора мощности, подсоединенные параллельно второму энергопреобразователю 11. Новым является то, что входное звено 6 дифференциального механизма 5 связано с входным валом 1 через несколько силовых цепей 15, 16 и 13, 14, между вторым энергопреобразователем 11 и выводами 37, 38 гидроотбора мощности установлен дополнительный распределитель 29 с механизмом управления 47 для подсоединения второго энергопреобразователя 11 параллельно первому 10 к основному распределителю 26, а дифференциальный механизм 5 снабжен муфтой

Формула изобретения SU 1 533 891 A1

ел ее со оо со

печения дополнительного ступенчатого изменения скорости. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит входной вал 1, связанный с двигателем 2, выходной вал 3, связанный с движителем 4, дифференциальный механизм 5 с входным звеном 6, связанным с входным валом 1, выходным звеном 7, связанным с выходным валом 3, и промежуточным звеном 8, регулируемую гидропередачу 9, первый из энергопреобразователей 10 которой связан с входным валом 1, а второй 11 - с промежуточным звеном 8 дифференциального механизма 5, распределитель 26 для отсоеди нения первого энергопреобразователя 10 от второго 1 1 или прямого и обратного подсоединения к нему и выводы 37, 38 гидроИзобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидромеханическим трансмиссиям, используемым на тракторах и аналогичных машинах.

Цель изобретения - повышение эффективности работы путем расширения диапазона бесступенчатого регулирования скорости, повышения мощности гидроогбора и обеспечения дополнительного ступенчатого изменения скорости.

На чертеже представлена гидравлическая принципиальная схема гидромсханичес кой трансмиссии.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержат входной вал I, связанный с двигателем 2, выгодной вал 3 связанный с движителем 4, дифференциальный механизм 5 с входным звеном б, например коронной шестерней, выходным звеном 7, например водилом, и промежуточным звеном 8, например солнечной шестерней и регулируемую гидропередачу 9 с первым энергопреобразователем (гидромашиной) 0, связанным с входным валом I, ч вторым энергопреобразователем 11, свя занным с промежуточным звеном 8 дифференциального механизма 5. На коронной шестерне 6 установлена подвижная шестерня 12, выборочно связываемая венцом 13 с венцом 14 входного вала 1 и венцом 15 с венцом 16 входного вала 1, а также венцом 15 : корпусом 17, на выходном валу 3 установлена подвижная шестерня 18, выборочно связываемая с шестерней 19 водила 7 или с концом 20 входного вала 1, а на солнечной шестерне 8 установлена подвижная муфта 21, имеющая возможность связи с зубчатым венцом 22 водила 7. Возможно и другое выполнение связывающих элементов 12, 18 и 21, а также и другое число нестеренных связей коронной шестерни 6 с входным валом 1.

отбора мощности,подсоединенные параллельно второму энергопреобразователю 11. Новым является то, что входное звено 6 дифференциального механизма 5 связано с входным

валом 1 через несколько силовых цепей 15, 16 и 13, 14 между вторым энергопреобразователем 11 и выводами 37, 38 гидроотбора мощности установлен дополнительный распределитель 29 с механизмом управления 47 для подсоединения второго энергопреобразователя 11 параллельно первому 10 к основному распределителю 26, а дифференциальный механизм 5 снабжен муфтой 21, связывающей два его звена между собой и связанной с механизмом управления 47 дополнительного распределителя 29. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.

Энергопреобразоратель 10 выполнен, например, в виде гидромашины регулируемого объема, связанной ее магистралями 23 и 24

5 с гидробаком 25 и основным распределителем 26, а энергопреобразователь 11 - в виде гидромашины нерегулируемого объема, связанной ее магистралями 27 и 28 с дополнительным распределителем 29. Основной распределитель 26 выполнен г по

о зициями 30-32 и линиями 33-36, при этом линия 33 связана с магистралью 24 гидромашины 10, линия 34 - с гидробаком 25, а линии 35 и 36 - с дополнительным распределителем 29 и выводами 37 к 38 гидросистемы отбора мощности Дополни5 тельный распределитель 29 выполнек с позициями 39 и 40 и линиями 41-46. при этом линии 41 и 42 связаны с магистралями 27 и 28 гидромашины 11, линии 43 и 44 - с линиями 35 и 36 опор основного распре делителя 26, линии 45 и 46 - с линиями 33 и 34 основного распределителя 26. Дополнительный распределитель 29 снабжен механизмом 47 управления, одновременно связанным с подвижной муфтой 2

Кроме того, предлагаемая трансмиссия

5 может быть снабжена механизмом блокировки, обеспечивающим возможность включения позиции 32 основного распределителя 26 при связи коронной шестерни 6 с корпусом 17 или с позиции 40 дополнительного распределителя 29, которь и мо0 жет быть выполнен, например, в виде установленных с возможностью осевого перемещения относительно корпуса 17 стержней 48 и 49, одни концы которых взаимодействуют с лунками 50 и 51 на ползуне 52 механизма 53 управления шестерни 12 в пози5 ции связи коронной шестерни 6 с корпусом 17 и на ползуне 54 механизма 55 управления основного распределителя 26 в его позициях 30 и 31, и между другими конца0

ми которых установлено с возможностью перемещения перпендикулярно осям стержней 48 и 49 тело 56 переменной формы, связанное тягой 57 с механизмом 47 управления дополнительного распределителя 29.

Трансмиссия работает следующим образом.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства работает в двух основных режимах: в режиме бесступенчато регулируемой скорости движения транспортного средства и в режиме бесступенчато регулируемого гидроотбора мощности для привода агрегатируемых машин с возможностью обеспечения дополнительных ступенчатых скоростей движения транспортного средства.

Для обеспечения режима бесступенчато регулируемых скоростей движения транспортного средства механизм 47 управления устанавливается как показано на схеме, при этом включается позиция 39 дополнительного распределителя 29, а солнечная шестерня 8 не связывается с водилом 7. Одновременно шестерня 18 связывается с шестерней 19 водила 7 Бесступенчатое регулирование скорости прямого хода осуществляется в трех поддиапазонах, для чего основной распределитель включается в позицию 31, а коронная шестерня 6 связывается с корпусом 17 (первый поддиапазон, при этом мощность на входное звено 6 дифференциального механизма 5 не подается) или с входным валом 1 через одну из шестеренных передач 15 и 16 или 13 и Н (втооой и третий поддиапазоны, при этом на входное звено 6 дифференциального механизма 5 подается различная по величине мощность). Данная пенчатая мощность входного звена 6, суммируясь (возможно и вычитание для второго и третьего поддиапазонов) в дифференциальном механизме 5 с бесступенчато регулируемой мощностью, поступающей на промежуточное звено 8 от входного вала 1 через гидропередачу 9, обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости выходного звена 7 и, соответственно, движителя 4 транспортного средства

При связи входного звена 6 с корпусом 17 возможно как бесступенчатое регулирование скорости прямого хода, так и бесступенчатое регулирование скорости обратного хода. Для реверсирования направления движения включается позиция 32 основного распределителя 26, в результате чего, подавая рабочую жидкость от гидромашины 10 к гидромашине 11 с изменение направления подачи, реверсирует ее с одновременным изменением направления вращения и промежуточного звена 8, что при остановленном входном звене 6 приводит выходное звено 7, а с ним и движитель 4 в обратное относительно прямого направления вращение. Невозможность включения позиции 32 основного распределителя 26 при связи коронной шестерни 6 с входным валом 1, что обеспечивается посредством механизма блокировки, предохраняет гидропередачу 9 от конструктивно возможного выхода из строя (подключение гидромашины 1 1 на свободный слив и запертое всасывание прп чаличчи кр тял: .егг момента л повышенной скорости вращения от проможч0 точного звена 8 дифференциального механизма) .

Для обеспечения режима бесступенчатого регулируемого гидроотбора мощности для привода агрегатируемых машин механиз-. мом 47 управления включается позиция 40

5 дополнительного распределителя 29, а солнечная шестерня 8 связывается с водилом 7. Гидромашина I 1 при этом подключается к основному распределителю 26 параллельно гидромашине 10 и не получает привода от входного вала (при связи коронной шестерни 6 с корпусом 17), или получает привод с двумя различными скоростями (при включении шестеренных передач 15 и 16 или 13 и 14). Ступенчато изменяемый поток рабочей жидкости от гидромашины 11, сумми5 руясь с бесступениато регулируемым потоком рабочей жидкости от гидромашины 10, подается к основному распределителю 26, от которого в зависимости от включения его позиций или не подается он на выводы 37 и 38 гидроотбора мощности (пози° ция 30, соответствующая нейтрали), или подается на вывод 37 со сливом на вывод 38 (позиция 31, соответствующая прямому приводу), или подается на вывод 38 со сливом на вывод 37 (позиция 32, соответствующая обратном) привод) Так при этом

5 конструктивно возможный выход гидропередачи 9 из строя исключен, то механизм блокировки не препятствует включению позиции 32 распределителя 26 при связи коронной шестерни 6 с входным валом 1

0 При рассмотрении второго режима работы предлагаемой трансмиссии до тех пор не было рассмотрено положение подвижной шестерни 18. Возможны в этом случае два варианта ее установки, а именно со связью с концом 20 входного вала 1 (соответсг5 вует с.хеме)или со связью с шестерней 19 водила 7. В первом случае передача мощности от двигателя 2 к движителю 4 для движения транспортного средства осуществляется за счет связи входного вала 1 с выходным 3 с возможностью использования в

f

и данной силовой цепи и дополнительной коробки передач транспортного средства (не показана), и во втором при связи коронной шестерни 6 с входным валом 1 через одну из шестеренных передач 15 и 16

5 или 13 и 14 .мощность для движения транспортного средства передается через заблокированный дифференциальный механизм 5, что обеспечивает дополнительные ступенчатые скорости его движения (в данном случае без учета дополнительной коробки передач, две передачи).

Таким образом, связь в гидромеханической трансмиссии транспортного средства входного звена дифференциального механизма с входным валом через несколько силовых цепей, установка дополнительного распределителя с механизмом управления для подсоединения второго энергопреобразователя параллельно первому к основному распределителю между вторым энергопреобразователем и выводами гидроотбора мощности, а также снабжение дифференциального механизма муфтой, связывающей два его звена между собой и связанной с механизмом управления дополнительного распределителя,, обеспечивает расширение технологических возможностей т/тем расширения диапазона бесступенчатого регулирования скорости транспортного средства путем создания нескольких поддиапазонов, повышения мощности гидроотбора путем нескольких ступенчато изменяемых потоков рабочей мощности жидкости от второго энергопреобразователя.

Фо рмула изо б ре те/-1 и я

1. Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая входной вал, связанный с двигателем, выходной к-. связанный с движителем, диффер нцис:,.-.ны,. механизм с входным звеном, с .яза , с входным валом, выходным звеном, связанным с выходным валом и проме 1-v точней звеном, регулируемую ги фопередачу, первый энергопреобрачовагель которой спихни с вхо1ным валом, а второй - с промежуточным звеном дифференциального механизма, при этом гидролинии связи первою энергопреобра -ювателя с вторым снабжены трехпозиционным че ырехлинейным гидрораспределителем с механизмом управления и выводами гидроотбора мощности, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы путем расширения диапазона бесступенчатого регулирования скорости, повышения мощности гидроотбора и обеспечения юполнительною ступенчатого изменения скорости, она снабжена дополнительным двухпозидионным шестилинейным гидрораспределителем с механизмом управления, дополнительной ступенчатой передачей с механизмом упоавлсмкя, усганов- тенной между входным валом и входным звеном дифференциального механизма, а дифференциальный механизм снабжен зубчатой муфтой,связанной с механизмом упрас- тения дополните чьным распределителем и эазмещенной подвижно в осевом направлении на промежуточном валу с возможностью связи промежуточного звена диффе- эгнциального механизма с его выходным звеном, при этом первая линия трехпозици- онного гидрораспределителя соединена с выходом первого энергопреобразователя, вторая линия - со сливом, третья и четвертая линии - соответственно с первой и второй линиями дополнительного гидрораспределителя, третья и четвертая линии которого соединены с входом и выходом второго энергопреобразователя, пятая линия - с выходом первого энергопреобразователя, шестая линия - с второй линией трехпо- зиционного гидрораспределителя, причем выводы гидроотбора мощности соединены с третьей и четвертой линиями трехпозици- онного гидрораспределителя, при этом в первой позиции трехпозиционного гидрораспределителя его первая линия соединена с четвертой, а вторая - с третьей, so второй позиции первая линия соединена с второй, в третьей позиции первая линия соединена с

третьей, а вторая пинии - с четвертой, в

первой позиции двухпозиционкого гидрораспределителя его первая линия соединена с третьей, вторая - с четвертой, во второй позиции его третья линия соединена с пятой, а четвертая линия - с шестой.

2. Трансмиссия по п. 1. отличающаяся гем, что дополнительная передача выполнена в виде шестерен, установленных неподвижно на входном валу и подвижной шестерни, размещенной на входном звене дифференциального механизма и связанной с

механизмом управления, при этом дополнительная передача выполнена с возможностью связи второго входного звена дифференциального механизма с корпусом посредством подвижной шестерни.

3. Трансмиссия пс пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что снабжена механизмом блокировки, содержащим установленные в корпусе с возможностью продольного перемещения два стержня, между которыми размещено тело переменной формы с возможностью перемещения перпендикулярно осям стержней, ползуны, первый из .которых связан с механизмом управления трехпозиционного гидрораспределителя, а второй - с механизмом управления дополнительной передачей, при этом тело переменной формы

связано с механизмом управления двухпо- зиционкого гидрораспределителя, причем на первом ползуне выполнены для размещения в них конца одного из упомянутых стержней в первой и второй по зиции трехпозиционного гидрораспределите

ля, а на втором ползуне выполнена лунка для размещения в ней конца другого стержня при связи подвижной шестерни дополнительной передачи с корпусом. 4. Трансмиссия по п. , отличающаяся тем, что выходное звено дифференциального механизма выполнено с возможностью разъединения связи с выходным валом посредством зубчатой муфты, размещенной на выходном валу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1533891A1

Гидроходопреобразователь транспортного средства 1985
  • Амельченко Петр Адамович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1286444A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 533 891 A1

Авторы

Ксеневич Иван Павлович

Довнар Олег Казимирович

Стецко Петр Александрович

Даты

1990-01-07Публикация

1987-01-26Подача