Коробка передач транспортного средства Советский патент 1991 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1691156A2

Изобретение относится к транспортно зду машиностроению, в частности к короб- -ам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств.

Цель изобретения - повышение экономичности работы транспортного средства.

На фиг, 1 показана гидравлическая схема коробки передач с вариантом мехэниче Окого выполнения программного устройства; на фиг. 2 фрагьент схемы предложенной коробки передач с вариантом гидравлического рыполнения програм- устройства; на фмг. 3 - фрагмент Зхемы коробки передач с введением дополнительной четвертой гидромашины; на фиг. 4 последовательность подключения второй и третьей гидромзшин к первой в короб- це передач при их числе, равном трем; на фмг. 5 -- последовательность подключения Второй, третьей и четвертой гидромашин

Коробка передач транспортного средст аа содержит входной вал 1, связанный с двигателем 2, выходной вал 3, связанный с двигателем 4, дифференциальный механизм 5 с входным звеном 6, связанным с Входным валом 1, выходным звеном 7, связанным с выходным валом 3, и промежуточным звеном 8, три гидромашины 9, 10 и 11, первая 9 из которых связана с промежуточным звеном 8, а вторая 10 и третья 11 - с входным валом 1. гидробак 12, распредели- teли 13 и 14 подключения гидромашин 10 и 11 и программное устройство 15. Рэспреде- ители 13 и 14 выполнены идентичными v. Додержат по три позиции 16, 17 и 18. 8 Позиции 16 магистрали 19 гидромашины 9 подключаются магистрали iO гидромашин 10 и И с подсоединением ,-фотиваполож- мых магистралей 21 к гидробаку 12, а позиции 17 магистрали 20 м 21 подсоединяются к гидробаку 12с отсоединением от магистрали 19, а в позиции 18 магистрали 21 гкд- ромашин 10 и 11 подключаются к магистрали 19 гидромашины 9 с подсоединением противоположных магистралей 20 к гидробаку 17.

В механическом варианте (фиг. 1) программное устройство 15 выполняется в виде подвижной и перпендикупярной к золотникам распределителей 13 и 14 рейки 22, взаимодействующей расположенными на разных уровнях поверхностями 23 с торцами 24 золотников распределителей 13 А 14, на другие торцы которых воздействуют пружины 25. В гидравличесшм варианте (фиг ) программное устройство )5 выполняется в виде дополнительного распределителя 26 для управления расположенными с двух сторон от подпружиненных пружинами 27

золотников распределителей 13 и 14 гидроцилиндров 28 Возможно и другое выполне ние программного устройства 15, например в электрическом варианте и т.д.

Кроме того, в случае необходимости

увеличения числа обеспечиваемых передач возможно с входным валом 1 связать дополнительную четвертую гидромашину 29 (фиг. 3), Для подключения магистралей 30 и 31

0 данной гидромашины 29 к гидробаку 12 и к магистрали 19 гидромашины 9 она снабжается дополнительным распределителем 32, аналогичным распределителям 13 и 14, и управляемым программным устройством

5 15 Дальнейшее увеличение числа обеспечиваемых передач возможно за счет связи с входным валом 1 других дополнительных гидромашин по принципу, аналогичному указанному, пои этом каждая последующая

0 из них увеличивает число передач втрое.

Принцип работы коробки передач транспортного средства, т.е. обеспечение различных передач и скоростей движения транспортного средства, основан на созда5 нии различных комбинаций подключения связанной с входным валом 1 предыдущей гидромашины, например гидромашины 10, в каждой из комбинаций подключения связанной с входным валом 1 последующей

0 гидромашины, например гидромашины 11, что осуществляется за счет программного устройства 15. Этим изменяется подача из гидромашины 9 или в нее, т.е. изменяется ее скорость л скорость связанного с ней про5 межуточного звена 8 дифференциального механизма 5, что при постоянной скорости входного звена б изменяет скорость выходного звена 7, т.е. при постоянной скорости двигателя 2 обеспечивает ступенчатое из0 менение скорости движителя 4 в определенных пределах.

Последовательность подключения гидромашин 10, 11, 29 к гидромашине 9 и гидробаку 12 для обеспечения различных

5 передач приведена на фиг. 4 и 5, при этом знак - означает, что связанная с входным валом 1 гидромашина работает с обратной подачей (соответствует позиции 16 распределителей 13, 14 и 32), свободная клетка

0 сзнаиает, что гидромашина отключается от магистрали 19 (соответствует позиции 17 распределителей) и знак + означает, что гидромашина работает с прямой подачей (соответствует позиции 18 распределите5 лей).

Таким образом, выполнение распределителя из двух трехпозиционных частей, уп- равляемых программным устройством, обеспечивает повышение экономичности коробки передач транспортного средства

за счет создания необходимой пропускной способности каналов и проточек распределителя, т.е. уменьшения в них потерь при приемлемых габаритах, а также уменьшенной сложности его конструкции с одновре- менным расширением технологических и эксплуатационных возможностей за счет увеличения числа обеспечиваемых передач.

Формула изобретения

1. Коробкз передач транспортного средства по авт. св. № 1618680, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности работы транспортного средства, она снабжена управляемым програм- мным устройством, распределитель состоит из двух трехпозиционных частей, к первой из которых подведены первая, вторая, третья и пятая линии, а к второй - первая, вторая, четвертая и шестая линии, при этом программное устройство выполнено с возможностью установления девяти комбинаций позиций частей распределителя.

2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что программное устройство выполнено в виде подвижной и перпендику лярной к золотникам частей распределителя рейки, взаимодействующей расположенными на разных уровнях повер хностями с одними из торцов золотников, другие из которых подпружинены.

3.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что программное устройство выполнено в виде дополнительного распределителя для управления расположенными с двух сторон от подпружиненных золотников частей распределителя гидроцилиндров.

4.Коробка передач поп.1, отличающаяся тем, что с входным валом связана дополнительная четвертая гидромашина, между магистралями которой с одной стороны и магистралью основной гидромашины и гмдробаком с другой установлен дополнительный трехпозиционный распределитель, аналогичный частям основного и управляемый программным устройством.

Похожие патенты SU1691156A2

название год авторы номер документа
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Довнар О.К.
  • Черкас А.А.
  • Амельянчик В.В.
  • Трофимович М.И.
RU2011557C1
Коробка передач транспортного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1735078A2
Коробка передач транспортного средства 1990
  • Довнар Олег Казимирович
  • Протасеня Олег Николаевич
  • Амельянчик Василий Васильевич
  • Трофимович Михаил Иванович
SU1791176A1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Довнар Олег Казимирович
  • Савицкий Владимир Григорьевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
SU1049273A1
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
SU1618680A1
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
SU1382684A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Довнар Олег Казимирович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Чабан Владимир Владимирович
  • Пигуль Владимир Емельянович
SU1530497A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1987
  • Ксеневич Иван Павлович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стецко Петр Александрович
SU1533891A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Грицкевич Вацлав Владимирович[By]
RU2030304C1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1986
  • Довнар Олег Казимирович
SU1357260A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 691 156 A2

Реферат патента 1991 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств Цель изобретения 7 2 о 17 18 24 22 21 t „ Г г Ј .- - -г / - / j повышение экономичности работы транспортного средства В коробке передач транспортного средства распределители 1314 выполнены трехпозиционными четырехлинейными, при этом девять позиций обеспечены за счет девяти комбинаций позиций 16 17, 18 распределителей 13, 14, управляемых программным устройством 15 Предпочтительно устройство 15 выполнять или в виде подвижной и перпендикулярной к золотникам распределителей 13, 14 рейки 22 взаимодействующей расположенными на разных уровнях поверхностями 23 с одними из торцов 24 золотников, другие из которых подпружинены, или в виде дополнительного распределителя для управления расположенными с двух сторон от подпружиненных золотников распределителей 13, 14гидроцилиндров 3 з п ф-лы, 5 ил О (Л С о о 22 ел о кэ A %Vv V4-V и

Формула изобретения SU 1 691 156 A2

т

15

V

У ч

ллл/wvwvvH

Фиг. 2

Фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1691156A2

Коробка передач транспортного средства 1988
  • Довнар Олег Казимирович
SU1618680A1

SU 1 691 156 A2

Авторы

Довнар Олег Казимирович

Бернштейн Израиль Моисеевич

Стецко Петр Александрович

Даты

1991-11-15Публикация

1989-08-09Подача