ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ Российский патент 1994 года по МПК F16C33/58 

Описание патента на изобретение RU2013674C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции подшипников качения, в частности игольчатых подшипников со штампованным наружным кольцом.

Известны конструкции подшипников качения, содержащие тонкостенные наружное и внутреннее кольца, с размещенными между ними телами качения в виде игл. Наружное кольцо имеет прямолинейный профиль дорожки качения и направляющие борта с двух сторон, удерживающие тела качения от выпадания из наружного кольца. Указанные подшипники имеют низкие эксплуатационные свойства, так как из-за необходимости компенсации, возникающей в процессе эксплуатации тепловой деформации деталей подшипника, необходимо обеспечивать повышенный радиальный зазор, что увеличивает контактные напряжения и снижает долговечность подшипника. К тому же за счет наличия межыгольчатого зазора иглы в процессе работы поворачиваются к оси кольца, в результате чего по краю дорожки наружного кольца и тел качения возникают повышенные контактные напряжения, а сам подшипник становится чрезмерно чувствительным к монтажным перекосам.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является подшипник качения, содержащий тонкостенное наружное кольцо с центральным рабочим участком меньшего диаметра, чем диаметры примыкающих к нему периферических участков и тела качения [1] .

Цель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик и точности монтажа.

Это достигается тем, что разность диаметров периферийных и центрального участков равна
Δн≅α˙ t(Dв + 2d) где α - коэффициент линейного расширения материала;
t - интервал изменения температуры;
Dв - диаметр валика;
d - диаметр ролика, и тем, что подшипник снабжен тонкостенным внутренним кольцом с центральным и периферийным участками, разность диаметров которых равна
Δв = d ˙ t(Dв + 2d) - Δн.

На фиг. 1 изображено осевое сечение игольчатого подшипника, содержащего наружное и внутреннее кольца; на фиг. 2 - осевое сечение игольчатого подшипника, содержащего только одно штампованное наружное кольцо.

Внутри тонкостенного наружного кольца 1 (фиг. 1) размещены иглы 2, удерживаемые от осевого перемещения двумя направляющими бортами наружного кольца. Внутреннее кольцо 3 направляющих бортов не имеет. Оба кольца - наружное 1 и внутреннее 2 имеют прогиб профиля поперечного сечения в сторону расположения игл величиной соответственно Δн и Δв.

В процессе работы подшипникового узла происходит значительное тепловыделение, вал, на котором установлен подшипник, увеличивается в диаметре, тонкие стенки наружного 1 и внутреннего кольца 3 деформируются, компенсируя тепловую деформацию вала и игл. Если подшипник не имеет внутреннего кольца, а состоит только из наружного кольца 1 и роликов 2 (фиг. 2), то в процессе работы подшипника тепловая деформация вала и игл компенсируется только упругой деформацией наружного кольца, имеющего прогиб профиля поперечного сечения Δн.

Для определения потребной величины прогиба колец приведем конкретные примеры расчета для подшипника 604601. Подшипник имеет только штампованное наружное кольцо 1 (фиг. 2) с направляющими бортами и размещенные внутри него иглы 2. Диаметр отверстия подшипника Dр = = 12,7+0,016+0,034, диаметр дорожки качения Dд = 15,9+0,016+0,024, диаметр игл d = 1,6-0,005, длина рабочей части игл l = 14,3-0,6, число игл в подшипнике z = 28. Диаметр вала, на который насаживается подшипник Dв = 12,7-0,011.

Из геометрических соотношений несложно определить радиальный зазор для стандартного подшипника:
P = Dр - Dв.

Отсюда для условий примера определяем Р = 0,016 - 0,045 мм.

В процессе работы подшипника температура подшипникового узла изменяется на 50-300оС. Радиальная тепловая деформация вала и игл равна
Δ = t(Dв+2d) ≈ tDΔ, где α - коэффициент линейного расширения материала деталей ( α = 12˙10-6 1/град);
t - интервал изменения температуры;
D Δ- диаметр дорожки качения наружного кольца.

Если температура узла повышается на 85оС, то
Δ = · 12·10-6·85(12,7+2·1,6) = 0,008 мм.

Таким образом, при увеличении температуры подшипникового узла более чем на 85оС радиальный зазор в подшипнике уменьшается и становится равным
Pt ≅ P - 2Δ = P - 0,016, и следовательно, может произойти заклинивание подшипника.

Чтобы этого не произошло, на наружном кольце 1 подшипника (фиг. 2) выполнен прогиб, равный
Δн= t(Dв+2d) t·Dд
Так, если возникает опасность повышения температуры на 150оС, то
Δн= 12·10-6·150·15,9 = 0,014 мм.

Диаметр отверстия подшипника принимаем равным Dp = 12,7+0,018.

Радиальный зазор в подшипнике Р = = 0-0,029 мм, что в среднем в два раза меньше, чем в стандартном подшипнике, а это уменьшает величину контактных напряжений. Таким образом, подшипник предлагаемой конструкции по сравнению с прототипом менее чувствителен к тепловой деформации деталей подшипникового узла и имеет меньший радиальный зазор, что повышает его долговечность.

Если подшипник помимо наружного кольца 1 имеет и внутреннее кольцо 2 (фиг. 1), то суммарная величина их прогиба должна быть равна
Δн+ ΔBв= t·Dд.

Похожие патенты RU2013674C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 1991
  • Королев А.В.
  • Болкунов В.В.
  • Королев А.А.
RU2005927C1
СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ 1993
  • Коротков П.Я.
  • Королев А.В.
  • Комаров В.А.
RU2072294C1
СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ 1992
  • Королев А.В.
  • Коротков П.Я.
  • Комаров В.А.
  • Яшкин И.А.
RU2024385C1
СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ 1993
  • Королев А.В.
  • Рабинович Л.Д.
  • Коротков П.Я.
  • Королев А.А.
RU2072295C1
АВТОМАТ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДШИПНИКОВ 1996
  • Королев А.В.
  • Шарапанюк А.Н.
  • Петров В.В.
  • Николаев А.Е.
RU2112897C1
ШАРНИРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1994
  • Королев А.В.
  • Курбатов В.П.
  • Дорофеев В.Ю.
RU2087763C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ 1992
  • Королев А.В.
  • Коротков П.Я.
  • Комаров В.А.
  • Яшкин И.А.
RU2036773C1
СПОСОБ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1993
  • Королев А.В.
  • Чистяков А.М.
  • Королев А.А.
RU2064616C1
СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДШИПНИКОВ 1996
  • Королев А.В.
  • Болкунов В.В.
  • Халиков Р.Х.
  • Курзанова Л.А.
  • Чеботаревский Ю.В.
RU2127836C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ 1993
  • Королев А.В.
  • Рабинович Л.Д.
  • Бржозовский Б.М.
RU2072293C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 013 674 C1

Реферат патента 1994 года ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ

Использование: машиностроение, в игольчатых подшипниках со штампованным наружным кольцом. Сущность изобретения: подшипник содержит тонкостенное наружное кольцо с центральным рабочим участком меньшего диаметра, чем диаметры примыкающих к нему периферийных участков и тела качения. Разность диаметров с периферийных и центрального участков равна Δн≅α·t(Db+2d) ; подшипник может быть снабжен тонкостенным внутренним кольцом с центральным и периферийными участками, разность диаметров которых равна Δb=d·t(Db+2d)·Δн. 1 з. п. ф - лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 013 674 C1

1. ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ, содержащий тонкостенное наружное кольцо с центральным рабочим участком меньшего диаметра, чем диаметры примыкающих к нему периферийных участков и тела качения, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик и точности монтажа, разность диаметров периферийных и центрального участков равна
Δн ≅ α˙t(Dв+2d ) ,
где α - коэффициент линейного расширения материала;
t - интервал изменения температуры;
Dв - диаметр вала;
d - диаметр ролика.
2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен тонкостенным внутренним кольцом с центральным и периферийными участками, разность диаметров которых равна
Δв= d˙t(Dв+2d)-Δн .

RU 2 013 674 C1

Авторы

Королев А.В.

Болкунов В.В.

Королев А.А.

Даты

1994-05-30Публикация

1991-02-19Подача